Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями адаптации первоклассников к школьному обучению;
- провести анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?»;
- разработать совместно с родителями практические рекомендации.
Необходимый материал: плакат с изображением рюкзака, плакат с пятью цветными квадратами (красный, зеленый, желтый, серый и черный); коробочка с вырезанными разноцветными квадратиками; анкеты для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»; бланки для упражнения «Вредные советы»; готовые памятки для родителей; ручки, фломастеры; чистые листы бумаги формата А4.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Организационный этап
В холле школы возле входа повесить плакат: на
белом листе пять разноцветных квадратов:
красный, зеленый, желтый, серый и черный. А внизу
написан вопрос: «С каким настроением вы пришли
сегодня в школу?». Далее при входе в актовый зал
родителей встречает психолог либо классный
руководитель с коробочкой разноцветных
квадратиков. Каждому родителю необходимо
выбрать квадратик любого цвета.
(Данный прием дает психологу первичное
представление о пришедших на собрание родителях,
об их настроении. Далее это деление по цветам
необходимо будет в упражнении «Вредные советы»).
2. Мотивационный этап
Работа с рисунком-метафорой «Рюкзак»
– Уважаемые родители, что, по-вашему,
изображено на данном рисунке?
– Давайте попробуем перечислить качественные
характеристики этого предмета. Какие свойства
характерны для него? (Вместимость, красочность,
необходим школьнику, приучает к
организованности и порядку, дисциплинирует).
– Давайте подумаем, какие качества необходимо
сложить в рюкзак для успешной учебы нашего
ребенка? (Дисциплинированность, усидчивость,
внимательность и т.д.)
– А что может произойти, если какая-то часть этих
качеств не попадет в рюкзак? (Проблемы в учебе)
– В начале нашего обсуждения мы отметили, что
особенностью рюкзака является воспитание
организованности и порядка. Ребенок на пороге
школы подобен этому рюкзаку, в нем есть все, что
вложили в него родители, детский сад. И успех в
учебе, успешная адаптация маленького школьника
зависит от этих качеств.
3. Диагностический этап
Ведя разговор с родителями о какой-либо проблеме, всегда хочется, чтобы разговор был предметным, чтобы родителя имели представление о том, имеются ли затрагиваемые трудности у их ребенка. Поэтому на собрании использовалась экспресс-методика «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Приложение 1). Чтобы мотивировать родителей на искренние ответы, перед проведением анкетирования им необходимо сказать, что полученные данные будут известны только им, что они не будут обсуждаться в аудитории.
4. Изучение теоретической информации
Упражнение «Ассоциации»
Психолог представляет вниманию родителей ключевое слово «Первоклассник» и предлагает им называть как можно больше слов и ассоциаций, связанных с этим понятием. Все высказывания фиксируются на доске, т.о. получается схема, на которой указаны основные черты «первоклассника». Когда ассоциации закончились, психолог обобщает знания родителей, дает пояснение по каждой ассоциации и дает новую, неизвестную родителям теоретическую информацию.
Вот что получилось у нас
5. Отработка практических навыков
Упражнение «Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком семи лет»
Родителям предлагается разделиться на группы
исходя из цвета квадратика, который они выбрали в
самом начале. Раздаются бланки «Вредные советы» (Приложение 2) (каждой
группе по 2 совета). Родителям необходимо
разобрать полученные «вредные советы»,
совместно разработать правильные стратегии
поведения с ребенком.
В Приложении 3 для
психолога даны готовые «вредные» и полезные
советы.
По итогам работы родителям даются готовые
памятки (Приложение 4).
6. Рефлексивный этап
Рефлексия "Все у меня в руках"
– А теперь давайте подведем итоги нашей
сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги
нарисуйте свою руку и впишите внутри контура
свои ответы на вопросы.
– Больше всего мне понравилось…
– В дальнейшем я буду использовать…
– Здесь я сегодня узнал(а) нового…
– Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
– Неожиданным для меня сегодня было…
– Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.