"Первый раз в первый класс". Сценарий для родительского собрания

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  • ознакомить родителей с особенностями адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • провести анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?»;
  • разработать совместно с родителями практические рекомендации.

Необходимый материал: плакат с изображением рюкзака, плакат с пятью цветными квадратами (красный, зеленый, желтый, серый и черный); коробочка с вырезанными разноцветными квадратиками; анкеты для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»; бланки для упражнения «Вредные советы»; готовые памятки для родителей; ручки, фломастеры; чистые листы бумаги формата А4.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Организационный этап

В холле школы возле входа повесить плакат: на белом листе пять разноцветных квадратов: красный, зеленый, желтый, серый и черный. А внизу написан вопрос: «С каким настроением вы пришли сегодня в школу?». Далее при входе в актовый зал родителей встречает психолог либо классный руководитель с коробочкой разноцветных квадратиков. Каждому родителю необходимо выбрать квадратик любого цвета.
(Данный прием дает психологу первичное представление о пришедших на собрание родителях, об их настроении. Далее это деление по цветам необходимо будет в упражнении «Вредные советы»).

2. Мотивационный этап

Работа с рисунком-метафорой «Рюкзак»

– Уважаемые родители, что, по-вашему, изображено на данном рисунке?
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какие свойства характерны для него? (Вместимость, красочность, необходим школьнику, приучает к организованности и порядку, дисциплинирует).
– Давайте подумаем, какие качества необходимо сложить в рюкзак для успешной учебы нашего ребенка? (Дисциплинированность, усидчивость, внимательность и т.д.)
– А что может произойти, если какая-то часть этих качеств не попадет в рюкзак? (Проблемы в учебе)
– В начале нашего обсуждения мы отметили, что особенностью рюкзака является воспитание организованности и порядка. Ребенок на пороге школы подобен этому рюкзаку, в нем есть все, что вложили в него родители, детский сад. И успех в учебе, успешная адаптация маленького школьника зависит от этих качеств.

3. Диагностический этап

Ведя разговор с родителями о какой-либо проблеме, всегда хочется, чтобы разговор был предметным, чтобы родителя имели представление о том, имеются ли затрагиваемые трудности у их ребенка. Поэтому на собрании использовалась экспресс-методика «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Приложение 1). Чтобы мотивировать родителей на искренние ответы, перед проведением анкетирования им необходимо сказать, что полученные данные будут известны только им, что они не будут обсуждаться в аудитории.

4. Изучение теоретической информации

Упражнение «Ассоциации»

Психолог представляет вниманию родителей ключевое слово «Первоклассник» и предлагает им называть как можно больше слов и ассоциаций, связанных с этим понятием. Все высказывания фиксируются на доске, т.о. получается схема, на которой указаны основные черты «первоклассника». Когда ассоциации закончились, психолог обобщает знания родителей, дает пояснение по каждой ассоциации и дает новую, неизвестную родителям теоретическую информацию.

Вот что получилось у нас

5. Отработка практических навыков

Упражнение «Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком семи лет»

Родителям предлагается разделиться на группы исходя из цвета квадратика, который они выбрали в самом начале. Раздаются бланки «Вредные советы» (Приложение 2) (каждой группе по 2 совета). Родителям необходимо разобрать полученные «вредные советы», совместно разработать правильные стратегии поведения с ребенком.
В Приложении 3 для психолога даны готовые «вредные» и полезные советы.
По итогам работы родителям даются готовые памятки (Приложение 4).

6. Рефлексивный этап

Рефлексия "Все у меня в руках"

– А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
– Больше всего мне понравилось…
– В дальнейшем я буду использовать…
– Здесь я сегодня узнал(а) нового…
– Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
– Неожиданным для меня сегодня было…

– Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.