Авторская программа "Школа здоровья" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками


Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни. Из детей, пришедших в первый класс, 25–35% имеют физические недостатки или хронические заболевания. В настоящее время трудно найти регион, подобный российскому Северу, где бы так переплелось в тесный узел множество экологических и социальных проблем, отрицательно влияющих на состояние здоровья проживающего здесь населения. Ряд территорий Севера отличаются экстремальностью или даже субэкстремальностью климатогеографических и экологических условий, что, в свою очередь серьезно отражается на составе, численности населения, состоянии его здоровья, развитии демографических процессов. В целом комплекс природных, техногенных и социально-экономических условий ставит жителей этих регионов в значительно более худшие условия жизни в сравнении с другими территориями России. По оценкам физиологов, биологический возраст северян больше календарного на 10 лет. Одной из наиболее значимых сегодня для Севера проблем является состояние здоровья детей.

В федеральной целевой программе “Образование и здоровье”, целевой программе “Здоровье” на территории ХМАО, значительное место отведено вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, создание благоприятных условий для их полноценного развития. В программе “Развитие образования г. Нижневартовска на 2007-2011 годы” в части повышения качества образования одной из важнейших задач является задача по совершенствованию условий для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.

Перед образовательными учреждениями стоит задача создание условий, для сохранения здоровья воспитанников и условий для проведения коррекционно-профилактических мероприятий, необходимых для многих детей по медицинским показаниям. Исходя из этого - возникает необходимость в создании механизма формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение является первым и главным звеном, формирующего здоровье дошкольника. В дошкольном возрасте самое благоприятное время для полноценного физического развития. Однако следует помнить о том, что за последние годы физически здоровых детей рождаются очень мало. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых, были заложены еще в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 70 % детей имеют ряд различных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, сердечно - сосудистой системы и т.д. В школе многие дети не справляются со школьной программой по причине плохого состояния физического здоровья.

Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основными направлениями коррекционно-воспитательной работы с детьми, по рекомендации врачей, являются:

- коррекция и профилактика нарушений осанки:

- коррекция и профилактика нарушений верхних конечностей;

- коррекция и профилактика нарушений нижних конечностей;

- коррекция и профилактика нарушений зрительно-моторной координации;

В каждой группе дошкольного учреждения списочный состав – до 18 детей, среди них в среднем 20-30% - дети инвалиды, требующие индивидуального подхода в решении образовательных и коррекционных задач.

Работа педагога по оздоровлению и коррекции физических нарушений у детей не подменяет систему лечебных мероприятий назначенных врачом, она является системой или комплексом тех мероприятий, которые должен выполнять взрослый. Нередко все лечебно-оздоровительные мероприятия часто вызывают у детей отрицательные эмоции, как дома, так и в детском саду и поэтому главной задачей для педагога является определить формы и методы работы, являющимися эффективными в решении всех поставленных задач развития ребенка. Поэтому и был определен главный критерий направления работы – интеграция, эффективно дополняющий оздоровительные мероприятия и образовательные и дающий высокие результаты. Интеграция лечебно-оздоровительного и образовательного процессов в группе требует от воспитателя творческого подхода к решению данных задач. Педагогу постоянно необходимо строить систему работы таким образом, чтобы лечебные мероприятия проводились на фоне положительных эмоций, приносили ребенку радость и удовлетворение, а достичь это возможно, когда применяется самый распространенный и эффективный метод в педагогике – игровой. Внедрение нестандартного оборудования эффективно влияет на достижение положительных результатов.

С учетом изложенного, проблема формирования основ здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Таким образом, объективные условия жизни свидетельствует о назревшей необходимости стратегических изменений в первую очередь, в организации воспитательного процесса группы с целью целенаправленного формирования знаний у детей о средствах и способах совершенствования здоровья. Однако одних теоретических знаний для решения данной проблемы не достаточно, необходимо формирование практических умений для осознанного выбора и использования разнообразных средств, методов и приёмов.

Концепция программы

В целях улучшения организации коррекционно-образовательного процесса была разработана программа “Школа здоровья”.

Данная программа определяет направление и цели системы коррекционно-профилактического и оздоровительного процессов в дошкольном учреждении, механизма интеграции лечебно-оздоровительного и образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательной системы, выработки стратегии взаимодействия всех участников образовательного и лечебно оздоровительного процессов в решении поставленных задач в дошкольном учреждении.

Данная программа носит открытый характер, что дает возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости, что дает возможность выполнить те цели и задачи, которые поставленные в ней. В процессе реализации программы предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.

Задачи данной Программы вытекают из основных задач Программы ДОУ.

Задачи программы

  • совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников через внедрение в коррекционно-образовательный и воспитательный процессы нестандартное оборудование;
  • осуществить мероприятия по значительному повышению роли валеологической подготовки воспитанников, подготовке к жизни в постоянно меняющемся технологическом мире
  • повысить индекс здоровья и стабилизировать динамику к ухудшению здоровья;
  • формировать навыки самореализации двигательных функций с учетом индивидуальных особенностей;
  • формировать знания о здоровом образе жизни и неограниченных возможностях своего организма через внедрение и использование здоровьесберегающих технологий;
  • модернизировать предметно-пространственную среду на основе внедрения в образовательный и коррекционный процесс нестандартного оборудования;
  • создать учебно-методический комплекс для родителей и педагогов по использованию нестандартного оборудования и дидактических игр, направленных на решение задач коррекционного цикла; повысить вовлеченность родителей в вопросах валеологического образования детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Цель программы

Формирование представлений об основах здорового образа жизни, мотивации на здоровье и развитие поведенческих навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, восстановление двигательных функций и компенсаторных возможностей у детей с проблемами здоровья через использование нестандартного оборудования и новых технологий в образовательных и коррекционных процессах.

Принципы построения программы

  1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании детей – формировании, обучении, сохранении и укреплении психофизического здоровья.
  2. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5-7 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
  3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
  4. Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего “я”.
  5. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач. Основан на взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены. Гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.
  6. Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.
  7. Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.
  8. Принцип наглядности – учет особенностей мышления.
  9. Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Условия реализации программы

Реализация программы “Школа здоровья” предусматривает проведение одного интегрированного занятия в месяц, предусмотренного в разделе “Познавательное развитие”, но материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы) и проведения утренней гимнастики, включая и сон (гигиена сна), и прием пищи. Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки.

Дети овладевают не только основными культурно-гигиеническими навыками, элементами самоконтроля над своим организмом во время разнообразной двигательной деятельности, но и валеологическими знаниями, умениями и навыками правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни, сознательно избегать и даже предупреждать их.

К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагоги.

Организация образовательного процесса:

  • Группа: старшая, подготовительная.
  • Срок реализации программы: два года.
  • Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия: организационные. Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы. Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции:

  • воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют осознанно-правильное отношение детей к себе, своему организму, объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы;
  • профильные специалисты (по музыкальной деятельности) оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством классической музыки в современной обработке и т.д.;
  • инструктор по физической культуре проводит физкультурно-оздоровительную работу;
  • совет родителей осуществляет контроль за работой участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности ДОУ и семьи в организации экскурсий, выездов на природу, проведение гостиных и т.д.;
  • медицинские работники обеспечивают охрану жизни и здоровья, корректируют физическое благополучие;
  • заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.

Содержание программы

Первый блок программы – работа с детьми, включающая формирование представлений о строении собственного тела, освоение культурно-гигиенических навыков и этикета, развитие двигательной активности и основ безопасности жизнедеятельности.

Работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов:

1. Я – человек.

2. Я и движение.

3. Я осваиваю гигиену и этикет.

4. Я и моя безопасность.

Второй блок программы – повышение образовательного уровня педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Третий блок программы – валеологическое просвещение родителей в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Четвертый блок программы - организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

Средства реализации программы “Школа здоровья”

Вид деятельности Средства реализации

Специально-организованное обучение

Занятия из программы по теме “Я – человек” включены в раздел “Познавательное развитие и проводятся 1 раз в месяц по перспективно-тематическому плану.

Совместная деятельность педагога с детьми. Темы: “Я – человек”, “Я и движение”, “Я осваиваю гигиену и этикет”, “Я и моя безопасность” интегрированы в различные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Здоровьесберегающая и развивающая среда. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни
Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
Мониторинг Усвоение программных задач валеологического образования.

Ожидаемые результаты

  • будут внедрены в образовательный процесс новые технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, что позволит повысить уровень резервов здоровья и физической подготовленности воспитанников группы.
  • будет обеспечена система мер по обучению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья действиям в чрезвычайных ситуациях.
  • Увеличение уровня знаний и представлений о себе, своем здоровье на 20 %.
  • Увеличение доли родителей на 12% вовлеченных в деятельность дошкольного образовательного учреждения, информирование родителей.
  • Увеличение индекса здоровья на 15,9%.

Программа содержит

Используемая литература

1. И.И. Соковня-Семенова “Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь”. Москва. Академия. 1999 г.

2. С.Е. Шукшина “Я и мое тело”, издательство “Школьная Пресса”. 2004 г.

3. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина “Тридцать уроков здоровья для первоклассников”, издательство “Сфера”, Москва. 2001 г.

4. Л.В. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, издательство “Сфера”, Москва 2007 г.

5.Т.С. Никанорова “Здоровячок”, Воронеж. 2007 г.

6. М.Н. Сигимова “Формирование представлений о себе”, издательство “Учитель”, Волгоград. 2009 г.

7. М.А. Павлова “Здоровьесберегающая система ДОУ”, издательство “Учитель”, Волгоград. 2009 г.

8. Л.В. Баль “Букварь здоровья” издательство, “Сфера”, Москва. 2000 г.

9. И.В. Чупаха “Здоровый ребенок – в здоровом социуме”, “Ставропольсервисшкола”, Москва. 1999 г.

10. Л.А. Обухова “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, издательство “Вако”, Москва. 2005 г.

11. Т.И. Оверчук “Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ”, издательство “Гном”, Москва. 2001 г.

12. Ю.Ф. Змановский “Воспитываем детей здоровыми”, издательство “Медицина”, Москва. 1989 г.

13. А.П. Лаптев “Закаляйся на здоровье”, издательство, “Медицина”, Москва. 1991 г.

14. М.Я. Студеникин “Книга о здоровье детей”, издательство “Медицина”, Москва. 1988 г.

15. Е.Ю. Александрова “Оздоровительная работа в ДОУ по программе “Остров здоровья””, издательство “Учитель”, Волгоград. 2006 г.

16. М.Н. Кузнецова “Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ”, издательство “АЙРИС-пресс”, Волгоград. 2008 г.

17. Л.Ф. Тихомирова “Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет”, издательство “Академия развития”, Ярославль. 2003 г.

18. Л.В. Игнатова “Программа укрепления здоровья в коррекционных группах” творческий центр “Сфера”, Москва. 2008 г.

19. Н.В. Краснова “Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни” УИПС ПРО, Ульяновск. 2003 г.

20. Трохименко Т.И. “Сибирячки-здоровячки”.

21. Кулик “Школа здорового человека”.