Программа "Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса МОБУ СОШ № 3 р.п. Октябрьский"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


1. Паспорт

Название программы Программа “Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский”
Цель Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.
Заказчик Администрация МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский
Разработчик Программы Социальный педагог
Исполнитель Социальный педагог
Сроки реализации 2013-2014 учебный год
Объекты и субъекты реализации программы
  • обучающиеся, состоящие на ВШУ;
  • обучающиеся, состоящие на учете в ОДН;
  • дети-инвалиды;
  • опекаемые дети;
  • дети “группы риска”;
  • неблагополучные семьи;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи.

2. Сведения об образовательном учреждении

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Октябрьский

Адрес: 665541, Иркутская область, Чунский район, р.п. Октябрьский, ул. Горького, 71, телефон: 8(39567)98-7-96; E-mail: sh3okt@yandex.ru, Сайт: www.school-3-okt.narod.ru

3. Информация о количестве обучающихся

Всего обучающихся: 344 человек (на 01.09.2013 года)

I ступень:
1-4 классы: 144 чел.

II ступень:
5-9 классы: 175 чел.

III ступень:
10-11 классы: 26 чел.

1 класс - 37 5 класс - 37 10 класс - 12
2 класс - 34 6 класс - 37 11 класс - 14
3 класс - 32 7 класс - 28
4 класс - 41 8 класс - 32
9 класс - 41

4. Социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума. Приложение 1

5. Пояснительная записка

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи.

Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и т.д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально- педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождения социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально- педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.

Деятельность социального педагога с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено “вневедомственностью” детства. Вместе с тем каждый ребёнок, за исключением специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.

Настоящая программа призвана содействовать:

  • социальной защите прав ребёнка;
  • социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их социальной жизни, созданию условий для их социального развития и формирования;
  • профилактике безнадзорности и правонарушений;

Для своевременного решения, возникающих проблем, своевременного выявления и учета контингента обучающихся и семей, поставлены следующие цели и задачи, определены функции, направления и объекты работы, составлены планы работы с обучающимися, семьями, по разным направлениям.

6. Цели и задачи

Цель: создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.

Задачи.

  1. Профилактика возникновения проблемных ситуаций в жизни ребенка.
  2. Защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.
  3. Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которой зависит разрешение проблем ребенка.
  4. Диагностика проблем обучающихся школы.
  5. Создание психологического комфорта и безопасности для детей в школе, семье, микрорайоне.
  6. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
  7. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей, проживающих в семьях группы риска.
  8. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.
  9. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
  10. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

7. Функции

  1. Воспитательная. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросферы, потенциальных возможностей самой личности;
  2. Организаторская. Организация общественно - ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально - педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ. Организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга обучающихся.
  3. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Предупреждение, и преодоление негативных влияний, оказание помощи в период социального и профессионального определения обучающихся.
  4. Организационно-коммуникативная. Сосредоточивание информации налаживание связей между различными социальными институтами микрорайона в их работе с детьми, семьями.
  5. Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
  6. Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
  7. Диагностическая. Постановка “социального” диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально - бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем.

8. Направления работы

1. Организационно-методическое:

  • проведение совещаний, семинаров, лекториев по вопросам совершенствования профилактической деятельности социального педагога с родителями и педагогами;
  • взаимодействие с субъектами профилактики правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних;
  • участие в работе РМО, семинарах, педсоветах;
  • участие в работе КДН и ЗП;

2. Научно-методическое:

  • создание компьютерной базы данных по вопросам профилактической работы (методические разработки, ведение личных дел, отчетная документация);
  • подбор информации по вопросам профилактического характера (компьютерная аддикция, наркомания, алкоголизм, правонарушения и т.д.) для родителей, классных руководителей;

3. Организационно-профилактическое:

  • снесовершеннолетними и их родителями, которые состоят на разных видах учета;
  • составление плана работы по профилактике негативных явлений;
  • составление и проведение плана мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании и других видов зависимости, пропаганде ЗОЖ и др.

8. Объекты и субъекты работы:

  • обучающиеся, состоящие на ВШУ;
  • обучающиеся, состоящие на учете в ОДН;
  • дети–инвалиды;
  • опекаемые дети;
  • дети “группы риска”;
  • неблагополучные семьи;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи.

9. Социальные партнеры:

  • КДН и ЗП по Чунскому району;
  • ОГБУЗ “Чунская ЦРБ”;
  • ОДН ОМВД РФ по Чунскому району;
  • Управление министерства социального развития, опеки и попечительства граждан по Чунскому району;
  • Отделение помощи семье и детям (ОГКУСО “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Лесогорска”);
  • ЛОП ст. Чуна, ст. Тайшет;
  • МКУ “Администрация Октябрьского МО”;
  • МКУ “Отдел образования администрации Чунского района”.

10. Структура взаимодействия социальных партнеров с ребенком и семьей. Приложение 2 (Схема)

11. Нормативно-правовая база

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребёнка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интереса детей как особой социально - демографической группы общества.

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.

Основами нормативно - правовой базы деятельности социального педагога являются следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Уголовный Кодекс РФ;
  • Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях по социальное защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
  • Закон Иркутской области “Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области”;
  • Устав МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский;
  • Должностные инструкции социального педагога;
  • Положение о социально-психологической службе;
  • Положение о Совете профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • Положение об общественном наркологическом посте;
  • Положение о постановке на ВШУ;
  • Положение об учете неблагополучных семей;
  • Положение о проведении рейдов;
  • Должностные инструкции социального педагога.

12. Реализация работы. Приложение 3

13. Ожидаемые результаты

Социализация обучающихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.

14. Мониторинг

Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией школы и самоконтроля специалиста. Большую роль играет наличие соответствующей документации. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе целесообразно проводить по следующим параметрам:

Параметры мониторинга Сроки проведения мониторинга
количество обучающихся в МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский ежемесячно
движение обучающихся ежемесячно
количество классов - комплектов 1 раз в год
количество обучающихся, состоящих на ВШУ ежемесячно
количество обучающихся, состоящих на учёте в ОДН ежемесячно
количество обучающихся “группы риска” на начало года, корректировка в течение года
количество неблагополучных семей, состоящих на ВШУ ежемесячно
количество неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН ежемесячно
количество обучающихся, проведенных через КДН и ЗП по итогам учебного года
количество семей, проведенных через КДН и ЗП по итогам учебного года
количество многодетных семей на начало года, корректировка в течение года
количество малообеспеченных семей на начало года, корректировка в течение года
количество обучающихся, обеспеченных бесплатным питанием в школе ежедневно, ежемесячно
количество опекаемых детей на начало года, корректировка в течение года
количество детей – инвалидов на начало года, корректировка в течение года
количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования на начало года, корректировка в течение года
летняя занятость обучающихся 2-3 квартал
количество учащихся, состоящих на учёте НАРКОПОСТА ежемесячно
количество учреждений и организаций, с которыми установлены связи для решения социальных проблем учащихся по итогам учебного года
индивидуальная работа с учащимися ежемесячно, по мере необходимости
индивидуальная работа с родителями ежемесячно, по мере необходимости
собеседование с педагогами ежемесячно, по мере необходимости

15. Основные методы изучения результатов деятельности

Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога являются:

- анализ практической деятельности социального педагога;

- анализ статистической отчётности и выполнения нормативных документов;

- анализ документации социального педагога.

Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе показывает её результаты при учёте следующих критериев: коррекционно-профилактический, социально-защитный, организационно-воспитательный, медико-социальный, социальное партнёрство.

16. Основные критерии эффективности реализации программы

Основными критериями эффективности реализации программы являются:

  • положительная динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
  • положительная динамика изменения в уровне отношений детей, подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • положительные результаты включённости взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
  • положительная динамика развития в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал,
  • уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся.

17. Документация

Социальный паспорт школы

  1. Сведения об образовательном учреждении.
  2. Динамика.
  3. Информация о педагогах-психологах и социальных педагогах.
  4. Список администрации и специалистов.
  5. Положения.
  6. Приказы.
  7. Планы работы.
  8. Списки обучающихся, семей.
  9. Трудоустройство.

Паспорт наркопоста:

  1. Характеристика ОУ.
  2. Состав НАРКОПОСТА.
  3. Положение.
  4. Приказы.
  5. План работы.
  6. Отчеты о проведении мероприятий.
  7. Отчеты о работе наркопоста.

Социальные карты классов:

  1. Списки классов.
  2. Социальная характеристика класса.
  3. Результаты диагностики классов.

Отчеты по организации школьного питания

  1. Отчет по питанию школьников (2).

Бесплатное питание обучающихся

  1. Отчет о фактическом предоставлении мер социальной поддержки обучающихся, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.
  2. Сведения об обучающихся, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.
  3. Табель посещаемости столовой обучающимися, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.

Внутришкольный учет обучающихся

  1. Списки обучающихся, состоящих на ВШУ (ежемесячно).

Внутришкольный учет семей

    1. Списки неблагополучных семей, состоящих на ВШУ (ежемесячно).

Учет обучающихся в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району

  1. Списки обучающихся, состоящих на учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району (ежемесячно).
  2. Информация о количестве правонарушений, преступлений среди обучающихся за учебный год.

Учет семей в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району

  1. Списки неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району (ежемесячно).

Картотека опекаемых семей

  1. Постановление об опеке.
  2. Копия паспорта опекуна,
  3. Копия свидетельства о рождении ребенка.
  4. Табель успеваемости.
  5. Характеристика опекаемого.
  6. Акты обследования ЖБУ.
  7. Информация о работе с семьей.

Картотека детей-инвалидов

  1. Справка об инвалидности.
  2. Копия паспорта родителей.
  3. Копия свидетельства о рождении.
  4. Табель успеваемости.
  5. Характеристики ребенка-инвалида.
  6. Акты обследования ЖБУ.
  7. Информация о работе с семьей.

Картотека неблагополучных семей:

  1. Социальный паспорт неблагополучной семьи.
  2. Копия паспортов родителей.
  3. Копии свидетельств о рождении детей.
  4. Акты обследования ЖБУ.
  5. Информация о работе с неблагополучной семьей (совместная работа с субъектами профилактики района.
  6. Характеристика неблагополучной семьи.
  7. Характеристики детей.

Картотека учащихся, состоящих на ВШУ, учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району

  1. Характеристика обучающегося.
  2. Социальный паспорт обучающегося.
  3. Акты обследования ЖБУ.
  4. Документы о работе с обучающимся (совместная работа с субъектами профилактики района)
  5. Представления в КДН и ЗП.

Учет за пропусками уроков обучающихся

  1. Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за месяц.
  2. Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за I-IV четверти.
  3. Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за I-II полугодия.
  4. Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за учебный год.

Документы, представления в КДН и ЗП по Чунскому району

  1. Информация о работе с обучающимися, семьями.
  2. Представления в КДН и ЗП на обучающихся, неблагополучные семьи.
  • журнал учета посещений семей;
  • журнал учета консультаций и индивидуальных бесед;
  • локументы совместной деятельности с ОДН, отделом опеки и попечительства, МКУЗ “Чунская МЦРБ”, Чунская УИИ;
  • текущая отчетность в Отдел образования;
  • занятость и трудоустройство обучающихся;
  • медико-психолого-педагогическая комиссия;
  • индивидуальное, домашнее обучение;
  • списки малообеспеченных и многодетных семей;
  • отчеты о работе социального педагога.

18. Динамика по МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский. Приложение 4

19. Диагностика

1. Учет обучающихся в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району

2. Внутришкольный учет обучающихся

3. Учет неблагополучных семей в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району

4. Внутришкольный учет неблагополучных семей

5. Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних

6. Отсев

Учебный год Показатели Класс Занятость обучающегося, причина отчисления
2008-2009 - -

-

2009-2010 1 10 лицей №1 г. Иркутск
2010-2011 1 10 колледж г. Иркутск
2011-2012 1
1
1
1
10
10
8
1
краткосрочные курсы;
колледж г. Братск;
по достижению 18 лет;
по болезни (справка ВК №143 от 11.10.2011г.)
2012-2013 1 10 ПУ-31 р.п. Чунский

20. Образцы документации. Приложение 5