1. Паспорт
Название программы | Программа “Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский” |
Цель | Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни. |
Заказчик | Администрация МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский |
Разработчик Программы | Социальный педагог |
Исполнитель | Социальный педагог |
Сроки реализации | 2013-2014 учебный год |
Объекты и субъекты реализации программы |
|
2. Сведения об образовательном учреждении
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Октябрьский
Адрес: 665541, Иркутская область, Чунский район, р.п. Октябрьский, ул. Горького, 71, телефон: 8(39567)98-7-96; E-mail: sh3okt@yandex.ru, Сайт: www.school-3-okt.narod.ru
3. Информация о количестве обучающихся
Всего обучающихся: 344 человек (на 01.09.2013 года)
I ступень: |
II ступень: |
III ступень: |
1 класс - 37 | 5 класс - 37 | 10 класс - 12 |
2 класс - 34 | 6 класс - 37 | 11 класс - 14 |
3 класс - 32 | 7 класс - 28 | |
4 класс - 41 | 8 класс - 32 | |
9 класс - 41 |
4. Социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума. Приложение 1
5. Пояснительная записка
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.
Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи.
Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и т.д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально- педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождения социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально- педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.
Деятельность социального педагога с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено “вневедомственностью” детства. Вместе с тем каждый ребёнок, за исключением специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.
Настоящая программа призвана содействовать:
- социальной защите прав ребёнка;
- социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их социальной жизни, созданию условий для их социального развития и формирования;
- профилактике безнадзорности и правонарушений;
Для своевременного решения, возникающих проблем, своевременного выявления и учета контингента обучающихся и семей, поставлены следующие цели и задачи, определены функции, направления и объекты работы, составлены планы работы с обучающимися, семьями, по разным направлениям.
6. Цели и задачи
Цель: создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.
Задачи.
- Профилактика возникновения проблемных ситуаций в жизни ребенка.
- Защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.
- Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которой зависит разрешение проблем ребенка.
- Диагностика проблем обучающихся школы.
- Создание психологического комфорта и безопасности для детей в школе, семье, микрорайоне.
- Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
- Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей, проживающих в семьях группы риска.
- Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.
- Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.
7. Функции
- Воспитательная . Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросферы, потенциальных возможностей самой личности;
- Организаторская. Организация общественно - ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально - педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ. Организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга обучающихся.
- Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая . Предупреждение, и преодоление негативных влияний, оказание помощи в период социального и профессионального определения обучающихся.
- Организационно-коммуникативная. Сосредоточивание информации налаживание связей между различными социальными институтами микрорайона в их работе с детьми, семьями.
- Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
- Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
- Диагностическая. Постановка “социального” диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально - бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем.
8. Направления работы
1. Организационно-методическое:
- проведение совещаний, семинаров, лекториев по вопросам совершенствования профилактической деятельности социального педагога с родителями и педагогами;
- взаимодействие с субъектами профилактики правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних;
- участие в работе РМО, семинарах, педсоветах;
- участие в работе КДН и ЗП;
2. Научно-методическое:
- создание компьютерной базы данных по вопросам профилактической работы (методические разработки, ведение личных дел, отчетная документация);
- подбор информации по вопросам профилактического характера (компьютерная аддикция, наркомания, алкоголизм, правонарушения и т.д.) для родителей, классных руководителей;
3. Организационно-профилактическое:
- снесовершеннолетними и их родителями, которые состоят на разных видах учета;
- составление плана работы по профилактике негативных явлений;
- составление и проведение плана мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании и других видов зависимости, пропаганде ЗОЖ и др.
8. Объекты и субъекты работы:
- обучающиеся, состоящие на ВШУ;
- обучающиеся, состоящие на учете в ОДН;
- дети–инвалиды;
- опекаемые дети;
- дети “группы риска”;
- неблагополучные семьи;
- малообеспеченные семьи;
- многодетные семьи.
9. Социальные партнеры:
- КДН и ЗП по Чунскому району;
- ОГБУЗ “Чунская ЦРБ”;
- ОДН ОМВД РФ по Чунскому району;
- Управление министерства социального развития, опеки и попечительства граждан по Чунскому району;
- Отделение помощи семье и детям (ОГКУСО “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Лесогорска”);
- ЛОП ст. Чуна, ст. Тайшет;
- МКУ “Администрация Октябрьского МО”;
- МКУ “Отдел образования администрации Чунского района”.
10. Структура взаимодействия социальных партнеров с ребенком и семьей. Приложение 2 (Схема)
11. Нормативно-правовая база
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребёнка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интереса детей как особой социально - демографической группы общества.
Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.
Основами нормативно - правовой базы деятельности социального педагога являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Семейный Кодекс РФ;
- Уголовный Кодекс РФ;
- Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях по социальное защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
- Закон Иркутской области “Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области”;
- Устав МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский;
- Должностные инструкции социального педагога;
- Положение о социально-психологической службе;
- Положение о Совете профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
- Положение об общественном наркологическом посте;
- Положение о постановке на ВШУ;
- Положение об учете неблагополучных семей;
- Положение о проведении рейдов;
- Должностные инструкции социального педагога.
12. Реализация работы. Приложение 3
13. Ожидаемые результаты
Социализация обучающихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.
14. Мониторинг
Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией школы и самоконтроля специалиста. Большую роль играет наличие соответствующей документации. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.
Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе целесообразно проводить по следующим параметрам:
Параметры мониторинга | Сроки проведения мониторинга |
количество обучающихся в МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский | ежемесячно |
движение обучающихся | ежемесячно |
количество классов - комплектов | 1 раз в год |
количество обучающихся, состоящих на ВШУ | ежемесячно |
количество обучающихся, состоящих на учёте в ОДН | ежемесячно |
количество обучающихся “группы риска” | на начало года, корректировка в течение года |
количество неблагополучных семей, состоящих на ВШУ | ежемесячно |
количество неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН | ежемесячно |
количество обучающихся, проведенных через КДН и ЗП | по итогам учебного года |
количество семей, проведенных через КДН и ЗП | по итогам учебного года |
количество многодетных семей | на начало года, корректировка в течение года |
количество малообеспеченных семей | на начало года, корректировка в течение года |
количество обучающихся, обеспеченных бесплатным питанием в школе | ежедневно, ежемесячно |
количество опекаемых детей | на начало года, корректировка в течение года |
количество детей – инвалидов | на начало года, корректировка в течение года |
количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования | на начало года, корректировка в течение года |
летняя занятость обучающихся | 2-3 квартал |
количество учащихся, состоящих на учёте НАРКОПОСТА | ежемесячно |
количество учреждений и организаций, с которыми установлены связи для решения социальных проблем учащихся | по итогам учебного года |
индивидуальная работа с учащимися | ежемесячно, по мере необходимости |
индивидуальная работа с родителями | ежемесячно, по мере необходимости |
собеседование с педагогами | ежемесячно, по мере необходимости |
15. Основные методы изучения результатов деятельности
Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога являются:
- анализ практической деятельности социального педагога;
- анализ статистической отчётности и выполнения нормативных документов;
- анализ документации социального педагога.
Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе показывает её результаты при учёте следующих критериев: коррекционно-профилактический, социально-защитный, организационно-воспитательный, медико-социальный, социальное партнёрство.
16. Основные критерии эффективности реализации программы
Основными критериями эффективности реализации программы являются:
- положительная динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
- положительная динамика изменения в уровне отношений детей, подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
- положительные результаты включённости взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
- положительная динамика развития в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал,
- уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся.
17. Документация
Социальный паспорт школы
- Сведения об образовательном учреждении.
- Динамика.
- Информация о педагогах-психологах и социальных педагогах.
- Список администрации и специалистов.
- Положения.
- Приказы.
- Планы работы.
- Списки обучающихся, семей.
- Трудоустройство.
Паспорт наркопоста:
- Характеристика ОУ.
- Состав НАРКОПОСТА.
- Положение.
- Приказы.
- План работы.
- Отчеты о проведении мероприятий.
- Отчеты о работе наркопоста.
Социальные карты классов:
- Списки классов.
- Социальная характеристика класса.
- Результаты диагностики классов.
Отчеты по организации школьного питания
- Отчет по питанию школьников (2).
Бесплатное питание обучающихся
- Отчет о фактическом предоставлении мер социальной поддержки обучающихся, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.
- Сведения об обучающихся, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.
- Табель посещаемости столовой обучающимися, в отношении которых приняты социальные меры о предоставлении бесплатного питания.
Внутришкольный учет обучающихся
- Списки обучающихся, состоящих на ВШУ (ежемесячно).
Внутришкольный учет семей
- Списки неблагополучных семей, состоящих на ВШУ (ежемесячно).
Учет обучающихся в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району
- Списки обучающихся, состоящих на учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району (ежемесячно).
- Информация о количестве правонарушений, преступлений среди обучающихся за учебный год.
Учет семей в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району
- Списки неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району (ежемесячно).
Картотека опекаемых семей
- Постановление об опеке.
- Копия паспорта опекуна,
- Копия свидетельства о рождении ребенка.
- Табель успеваемости.
- Характеристика опекаемого.
- Акты обследования ЖБУ.
- Информация о работе с семьей.
Картотека детей-инвалидов
- Справка об инвалидности.
- Копия паспорта родителей.
- Копия свидетельства о рождении.
- Табель успеваемости.
- Характеристики ребенка-инвалида.
- Акты обследования ЖБУ.
- Информация о работе с семьей.
Картотека неблагополучных семей:
- Социальный паспорт неблагополучной семьи.
- Копия паспортов родителей.
- Копии свидетельств о рождении детей.
- Акты обследования ЖБУ.
- Информация о работе с неблагополучной семьей (совместная работа с субъектами профилактики района.
- Характеристика неблагополучной семьи.
- Характеристики детей.
Картотека учащихся, состоящих на ВШУ, учете в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району
- Характеристика обучающегося.
- Социальный паспорт обучающегося.
- Акты обследования ЖБУ.
- Документы о работе с обучающимся (совместная работа с субъектами профилактики района)
- Представления в КДН и ЗП.
Учет за пропусками уроков обучающихся
- Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за месяц.
- Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за I-IV четверти.
- Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за I-II полугодия.
- Списки обучающихся, имеющих большое количество пропусков за учебный год.
Документы, представления в КДН и ЗП по Чунскому району
- Информация о работе с обучающимися, семьями.
- Представления в КДН и ЗП на обучающихся, неблагополучные семьи.
- журнал учета посещений семей;
- журнал учета консультаций и индивидуальных бесед;
- локументы совместной деятельности с ОДН, отделом опеки и попечительства, МКУЗ “Чунская МЦРБ”, Чунская УИИ;
- текущая отчетность в Отдел образования;
- занятость и трудоустройство обучающихся;
- медико-психолого-педагогическая комиссия;
- индивидуальное, домашнее обучение;
- списки малообеспеченных и многодетных семей;
- отчеты о работе социального педагога.
18. Динамика по МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский. Приложение 4
19. Диагностика
1. Учет обучающихся в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району
2. Внутришкольный учет обучающихся
3. Учет неблагополучных семей в ОДН ОМВД РФ по Чунскому району
4. Внутришкольный учет неблагополучных семей
5. Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних
6. Отсев
Учебный год | Показатели | Класс | Занятость обучающегося, причина отчисления |
2008-2009 | - | - | - |
2009-2010 | 1 | 10 | лицей №1 г. Иркутск |
2010-2011 | 1 | 10 | колледж г. Иркутск |
2011-2012 | 1 1 1 1 |
10 10 8 1 |
краткосрочные курсы; колледж г. Братск; по достижению 18 лет; по болезни (справка ВК №143 от 11.10.2011г.) |
2012-2013 | 1 | 10 | ПУ-31 р.п. Чунский |
20. Образцы документации. Приложение 5