Тема урока "Священные узы любви"

Разделы: Музыка


Цель урока: путем диалога с детьми на основании примеров художественного творчества показать многогранность, глубину и важность такого человеческого чувства как любовь.

Задачи.

  • Показать детям насколько близки такие искусства как живопись, музыка и поэзия.
  • Помочь детям творчески предвидеть музыку и фантазировать.
  • Учить детей сравнивать, проводить аналогии и видеть связи в произведениях разных искусств.
  • Углубить знания детей в сфере музыкального анализа.
  • Дополнить и уточнить знания детей о творческом пути Ф. Шуберта.
  • Проверить знания детей в сфере музыкально-теоретических понятий, познакомить с термином “дискант”.
  • Познакомить с картиной и образами Рафаэля.
  • Познакомить детей с библейскими сказаниями и текстами.

Ход урока

Эпиграф: …А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, - но любовь из них больше… (послание апостола Павла к Коринфянам 13:13)

Учитель: В Библии и в жизни любовь называется самой большой добродетелью. Это необходимая составляющая каждой жизни и каждой семьи. Что же это такое?

Ученики:

Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать как эта тема отражается в искусстве классическом и современном.

Любовь (Ожегов) - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, привязанность, сильная склонность, увлеченность.

Древние греки выделяли несколько форм любви, каждой из которых было присвоено свое слово:

  1. Эрос – чувства, которые возникают между мужчиной и женщиной (пылкая, страстная, романтическая, захватывающая).
  2. Филиа – любовь между родственниками: мамы и ребенка, братьев, сестер (доверительная, заботливая, нежная, больше напоминает дружбу, понимание, принятие).
  3. Агапэ – любовь к Богу как к идеалу, абсолюту, стремящаяся к единению с Творцом.

Песня “Школьный романс”. Концертное исполнение

Учитель: Какой греческий смысл отражает это произведение? (Эрос)

Я предлагаю выбрать греческий смысл образов картины Рафаэля Санти – художника эпохи Возрождения.

Картина Рафаэля “Сикстинская мадонна”

Ученики: филиа – мать с младенцем, агапэ – облака, ангелы.

Сообщение детей “Сикстинская мадонна”

Вопросы учителя: Кому она несет младенца? Кому хочет его отдать? Что с ним произойдет? Она знает об этом? Ей жалко Сына?

Я бы не отдала, и ваши мамы бы не отдали. Нам земным людям трудно понять Божественную любовь, которая способна отдать самое дорогое.

Что остается человеку, когда в жизни он оказывается в подобной ситуации? Молитва.

Такие молитвы музыкальным языком создавали многие композиторы: И.С.Бах, Ф.Шуберт и др.

Вопрос учителя: если бы вам пришлось ее написать вы бы выбрали вокальный или инструментальный вариант?

Ученики: … (вокальный - слова делают просьбу понятной, инструментальный – Бог понимает душу человека и без слов).

Учитель: какие образы могут по-вашему характеризовать такую музыкальную молитву?

Ответы учеников до прослушивания: печаль, боль, страдание, трагедия, тревога, безысходность, драматизм, тоска, отчаяние, разлука, трепет (эпитеты вывешиваются на доске).

Доска: анализ музыкального произведения

  • Темп.
  • Динамика.
  • Форма.
  • Образы, характер.
  • Исполнитель.

Слушание Ave Maria Ф.Шуберта

Ответы учеников: … (по музыкальному анализу)

Учитель: Как вы считаете, были ли вы правы в характеристике образов?

Ответы учеников: … (образы: благоговение, искренность, смирение, трогательность, благородство, безропотность, беззлобие, возвышенность. Сердечность, трепет, одухотворенность, проникновенность, лиричность, безмятежность. Прозрачность, созерцательность, простота, широкое дыхание).

Мягкая, широкая, пластичная мелодия как будто рисует звуками образ.

Ф.Шуберт композитор какой страны? (Австрия). В каком музыкальном жанре больше всего работал? (Песня. Более 600 песен за 32 года, жанр симфонии, комической оперы). Какие его песни знаете?

Мелодия Ave Maria близка народным австрийским песням. Почему его песни обретали такую популярность? (Певец мог аккомпанировать себе сам будучи только любителем, а не профессионалом)

Зачем в песне нужен аккомпанемент? (Для удобства, поддерживает мелодию)

В Ave Maria аккомпанемент является частью образа, состояния. Состояния чего? (Покоя)

По форме песня состоит из каких частей (куплет, припев). Начало – вступление. Мягко звучат разложенные восходящие к небесам аккорды вступления и нисходящие на грешную землю.

Звучит только вступление Ave Maria Ф.Шуберта. Исполняет учитель

Учитель: Посмотрите на картину, вступление и заключение обрамляют песню – молитву. С какой деталью на картине Рафаэля это может быть связано? (Открывающийся занавес) Музыкальная палитра: светлые тона тембров или темные сумрачные? (Сравнить с картиной)

Кто исполняет? (Высокий детский голос)

Высокий детский певческий голос мальчика называется дискант. Если произведение исполнил ребенок, значит оно простое или сложное?

Под видимой простотой угадывается глубина и тайна как и у Рафаэля.

Обобщение по уроку: Со времен Иисуса Христа прошло 2 тысячи лет, со времен Рафаэля Санти – 400, со времен Франца Шуберта – 200, но мы продолжаем говорить и петь о любви. Сегодня новые ритмы и темпы, аранжировки и исполнители, но вечные темы остаются неизменными.

Звучит песня “Мамино сердце”.

В исполнении детей под аккомпанемент фонограммы

Мы поговорили о классических произведениях, исполнили советскую песню и современный эстрадный хит, но хотелось бы закончить урок стихами, которые посвятил его автор А.С.Пушкин своей возлюбленной Н.Гончаровой, матери его детей, где он сравнивает свою супругу с божественной мадонной.

Стихотворение Мадонна” А.С.Пушкин.

В сопровождении Ave Maria И.-С.Баха.

Читает ученик