План-конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Путешествие на Север"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

а) познакомить детей с климатической зоной – Север;

б) расширить представления детей о животных севера;

в) закрепить основные свойства льда;

г) активизировать речь детей, пополнить словарный запас новыми словами – северное сияние, айсберг.

Интеграция: “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Познание”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Здоровье”, “Музыка”, “Безопасность”, “Художественное творчество”.

Задачи.

- Развитие свободного общения взрослого и детей. (“Коммуникация”)

- Развитие всех компонентов устной речи. (“Чтение художественной литературы”

- Развитие умения отгадывать загадки. (“Чтение художественной литературы”)

- Формирование целостной картины мира. (“Познание”)

- Развитие игровой деятельности детей. (“Социализация”)

- Развитие двигательной активности. (“Физическаякультура”)

- Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни. (“Здоровье”)

- Развитие эмоционального развития детей. (“Музыка”)

- Приобщение детей к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы человека. (“Безопасность”)

- Развитие продуктивной деятельности. (“Художественноетворчество”)

Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, чтение стихов, просматривания м/ф “Умка”, заучивание загадок о животных Севера, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о Севере.

Методы и приемы.

Практические: игра, сюрприз, продуктивная деятельность.

Наглядные: рассматривание, наблюдение.

Словесные: беседа, ситуативный разговор, рассказ воспитателя.

Материал и оборудование: картина “Север, иллюстрации с изображением животных Севера, макет “Север”, белые следы, льдинки, глобус, гирлянда, баночки с водой, краски, кисти, нитки, ножницы.

Логика образовательной деятельности

1. Сюрпризный момент.

2. Загадывание загадки; беседа о глобусе.

3. Путешествие на “Север”.

4. Исследовательская деятельность (свойства льда).

5. Знакомство с животными севера.

6. Знакомство с новым природным явлением – северное сияние.

7. Игровой момент.

8. Физкультминутка.

9. Дидактическое упражнение “Собери льдинки”.

10. Художественное творчество (рисование, аппликация).

11. Итог непосредственно образовательной деятельности.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят, здороваются с гостями. Воспитатель загадывает загадку:

На одной ноге стоит модель земного шара
Покружись вокруг оси, можно много здесь найти:
Здесь и горы и долины, океаны и моря
Есть границы и дороги, страны есть и города,
Но не ходят в эти страны корабли и поезда
Не увидишь и автобус, потому что это… (Глобус)

Воспитатель: Да. Это глобус. Глобус - маленький макет земного шара. Посмотрите какие цвета вы здесь видите?

Дети: Зеленый, желтый, коричневый, синий, белый.

Воспитатель: Что означают эти цвета?

Дети: Зеленый – деревья, лес; желтый – песок; коричневый – горы; синий – реки, моря, океаны; белый – снег, лед.

Воспитатель: Вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться на Северный полюс. Это очень холодный, суровый климат, очень низкая температура. А чтобы нам не замерзнуть, оденемся потеплее и отправимся в путь. А помогут дойти нам до Севера вот эти следы (на полу приклеены белые следы).

Звучит музыка. ( Дети с воспитателем под музыку идут по следам)

Воспитатель: Вот мы и добрались. Посмотрите вокруг, чего здесь очень много?

Дети: Очень много снега.

Воспитатель: Какая погода?

Дети: Морозная, холодная.

Воспитатель: А сколько здесь льда. Давайте потрогаем его. Прежде чем брать лед в руки запомните, что с ним нужно обращаться осторожно: нельзя облизывать, брать в рот, потому что можно заболеть. А также об лед можно пораниться, так как края у него могут быть очень острыми. Возьмите лед в руки. Какой он лед? (Дети обследуют лед)

Дети: Холодный, гладкий, твердый, скользкий, прозрачный, бесцветный, острый, тает в руке…

Воспитатель: Как вы думаете? Как нужно, обращаться с острыми льдинками?

Дети: Осторожно, не бросаться льдом, а то можно пораниться.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в таких холодных, суровых условиях, на Севере есть жизнь?

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же из животных живет на Севере? (Рассматривание макета)

Воспитатель: Послушайте загадку.

Ребенок загадывает загадку:

Он на Севере живет, очень любит рыбу,
Плавает, ныряет, волнами играет.
А на сушу выйти лень, потому что он (тюлень)

Воспитатель: Правильно. Это тюлень. На суше он неуклюж, неповоротлив, а в воде чувствует себя отлично: ныряет, плавает.

Воспитатель: Скажите, а это что за животное?

Дети: Это морж.

Воспитатель: Давайте послушаем, что можно сказать о морже?

Ребенок описывает моржа: Морж – крупное животное, с толстой кожей. У него есть клыки, которые очень развиты, направлены вниз. Эти громадные животные живут, около берегов. Питаются моржи рыбой, могут напасть и на тюленей.

Воспитатель: Молодец.

Ребенок загадывает загадку:

Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой
Я по Северу кочую
В теплой шубе голубой… (Песец)

Воспитатель: Это животное похоже на лисичку, ест все, что может раздобыть. Очень цениться мех этого животного из меха шьют красивые, теплые шубы, шапки.

Ребенок загадывает загадку:

Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем… (Олень)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а какое самое большое животное живет на Севере?

Дети: Белый медведь.

Воспитатель: Давайте послушаем о медведе.

Ребенок описывает: Белый медведь самое крупное животное на Севере. Он трехметровый великан, весит тысячу килограмм. Хорошо плавает, питается рыбой. У медведя большой слой подкожного жира, густой, теплый мех.

Благодарябелой окраски медведям легко добывать пищу. Белые медведи занесены в красную книгу.

Воспитатель: Видите, сколько животных живет в таких суровых условиях. Здесь на Северном полюсе дуют холодные ветра, в океане плавают огромные льдины – которые называются айсбергами. По несколько месяцев не показывается солнце, очень темно, а ночь называется полярной. Здесь, зато можно увидеть такое явление, которое называется – северное сияние. Кажется, что на небе вспыхнул пожар и переливается всеми цветами радуги (включается гирлянда, дети любуются северным сиянием).

Воспитатель: А на Севере, дети живет еще и Снежная королева, так как здесь холодно даже и летом.

(Звучит музыка, входит Снежная королева)

Снежная королева: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Я Снежная королева живу на Севере, где очень холодно и всегда сильные морозы. А вы, наверное, замерзли? Давайте с вами погреемся.

(Проводиться физкультминутка “Моржи”, хорошо проговаривая звуки “м”, “р”, “ж”.)

Мы моржи, моржи, моржи,
От мороза не дрожим,           1
Мы холодною зимой
Дружим с ледяной водой.   2
Мы моржи, моржи, моржи,
Мы на льдине полежим,      3
Не страшна простуда нам
Северным морским моржам.  4

Движения

  1. И.п. – о.с. Руки перед грудью. Рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны.
  2. И.п. – о.с. Похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук.
  3. И.п. – о.с. Наклоны вперед с отведением рук назад.
  4. И.п. – о.с. Потягивание с разведением рук в стороны, вниз.

Снежная королева: Я к вам пришла не с пустыми руками, а с сюрпризом. В моем снежном царстве очень много различных льдинок, но они у меня все перепутались, помогите их разобрать. Вам нужно будет найти две одинаковые льдинки. (проводится дид/игра “Найди пару”)

Снежная королева: Молодцы. С заданием справились. Я вижу, вы очень ловкие, проворные, и вам не страшен сильный мороз. Ну а мне пора. До свидания! Потом в группе найдете, сюрприз от меня.

(Под музыку Снежная королева уходит)

Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте мы еще раз полюбуемся северным сиянием, запомним животных живущих на Севере.

(Под музыку возвращаются в детский сад, где их встречает второй Воспитатель)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Расскажите, где же вы были, с кем познакомились, что видели.

(Дети рассказывают)

Воспитатель: А давайте с вами нарисуем северное сияние, а белым медведям оденем теплые белые шубки. А вечером мамам покажем наши работы.

Воспитатель: Понравилось вам путешествовать? В следующий раз мы с вами узнаем, какие народы живут на Севере, какие растут растения.