Цели:
а) познакомить детей с климатической зоной – Север;
б) расширить представления детей о животных севера;
в) закрепить основные свойства льда;
г) активизировать речь детей, пополнить словарный запас новыми словами – северное сияние, айсберг.
Интеграция: “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Познание”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Здоровье”, “Музыка”, “Безопасность”, “Художественное творчество”.
Задачи.
- Развитие свободного общения взрослого и детей. (“Коммуникация”)
- Развитие всех компонентов устной речи. (“Чтение художественной литературы”
- Развитие умения отгадывать загадки. (“Чтение художественной литературы”)
- Формирование целостной картины мира. (“Познание”)
- Развитие игровой деятельности детей. (“Социализация”)
- Развитие двигательной активности. (“Физическаякультура”)
- Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни. (“Здоровье”)
- Развитие эмоционального развития детей. (“Музыка”)
- Приобщение детей к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы человека. (“Безопасность”)
- Развитие продуктивной деятельности. (“Художественноетворчество”)
Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, чтение стихов, просматривания м/ф “Умка”, заучивание загадок о животных Севера, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о Севере.
Методы и приемы.
Практические: игра, сюрприз, продуктивная деятельность.
Наглядные: рассматривание, наблюдение.
Словесные: беседа, ситуативный разговор, рассказ воспитателя.
Материал и оборудование: картина “Север, иллюстрации с изображением животных Севера, макет “Север”, белые следы, льдинки, глобус, гирлянда, баночки с водой, краски, кисти, нитки, ножницы.
Логика образовательной деятельности
1. Сюрпризный момент.
2. Загадывание загадки; беседа о глобусе.
3. Путешествие на “Север”.
4. Исследовательская деятельность (свойства льда).
5. Знакомство с животными севера.
6. Знакомство с новым природным явлением – северное сияние.
7. Игровой момент.
8. Физкультминутка.
9. Дидактическое упражнение “Собери льдинки”.
10. Художественное творчество (рисование, аппликация).
11. Итог непосредственно образовательной деятельности.
Ход образовательной деятельности
Дети заходят, здороваются с гостями. Воспитатель загадывает загадку:
На одной ноге стоит модель земного шара
Покружись вокруг оси, можно много здесь найти:
Здесь и горы и долины, океаны и моря
Есть границы и дороги, страны есть и города,
Но не ходят в эти страны корабли и поезда
Не увидишь и автобус, потому что это… (Глобус)
Воспитатель: Да. Это глобус. Глобус - маленький макет земного шара. Посмотрите какие цвета вы здесь видите?
Дети: Зеленый, желтый, коричневый, синий, белый.
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети: Зеленый – деревья, лес; желтый – песок; коричневый – горы; синий – реки, моря, океаны; белый – снег, лед.
Воспитатель: Вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться на Северный полюс. Это очень холодный, суровый климат, очень низкая температура. А чтобы нам не замерзнуть, оденемся потеплее и отправимся в путь. А помогут дойти нам до Севера вот эти следы (на полу приклеены белые следы).
Звучит музыка. ( Дети с воспитателем под музыку идут по следам)
Воспитатель: Вот мы и добрались. Посмотрите вокруг, чего здесь очень много?
Дети: Очень много снега.
Воспитатель: Какая погода?
Дети: Морозная, холодная.
Воспитатель: А сколько здесь льда. Давайте потрогаем его. Прежде чем брать лед в руки запомните, что с ним нужно обращаться осторожно: нельзя облизывать, брать в рот, потому что можно заболеть. А также об лед можно пораниться, так как края у него могут быть очень острыми. Возьмите лед в руки. Какой он лед? (Дети обследуют лед)
Дети: Холодный, гладкий, твердый, скользкий, прозрачный, бесцветный, острый, тает в руке…
Воспитатель: Как вы думаете? Как нужно, обращаться с острыми льдинками?
Дети: Осторожно, не бросаться льдом, а то можно пораниться.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в таких холодных, суровых условиях, на Севере есть жизнь?
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же из животных живет на Севере? (Рассматривание макета)
Воспитатель: Послушайте загадку.
Ребенок загадывает загадку:
Он на Севере живет, очень любит рыбу,
Плавает, ныряет, волнами играет.
А на сушу выйти лень, потому что он (тюлень)
Воспитатель: Правильно. Это тюлень. На суше он неуклюж, неповоротлив, а в воде чувствует себя отлично: ныряет, плавает.
Воспитатель: Скажите, а это что за животное?
Дети: Это морж.
Воспитатель: Давайте послушаем, что можно сказать о морже?
Ребенок описывает моржа: Морж – крупное животное, с толстой кожей. У него есть клыки, которые очень развиты, направлены вниз. Эти громадные животные живут, около берегов. Питаются моржи рыбой, могут напасть и на тюленей.
Воспитатель: Молодец.
Ребенок загадывает загадку:
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой
Я по Северу кочую
В теплой шубе голубой… (Песец)
Воспитатель: Это животное похоже на лисичку, ест все, что может раздобыть. Очень цениться мех этого животного из меха шьют красивые, теплые шубы, шапки.
Ребенок загадывает загадку:
Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем… (Олень)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а какое самое большое животное живет на Севере?
Дети: Белый медведь.
Воспитатель: Давайте послушаем о медведе.
Ребенок описывает: Белый медведь самое крупное животное на Севере. Он трехметровый великан, весит тысячу килограмм. Хорошо плавает, питается рыбой. У медведя большой слой подкожного жира, густой, теплый мех.
Благодарябелой окраски медведям легко добывать пищу. Белые медведи занесены в красную книгу.
Воспитатель: Видите, сколько животных живет в таких суровых условиях. Здесь на Северном полюсе дуют холодные ветра, в океане плавают огромные льдины – которые называются айсбергами. По несколько месяцев не показывается солнце, очень темно, а ночь называется полярной. Здесь, зато можно увидеть такое явление, которое называется – северное сияние. Кажется, что на небе вспыхнул пожар и переливается всеми цветами радуги (включается гирлянда, дети любуются северным сиянием).
Воспитатель: А на Севере, дети живет еще и Снежная королева, так как здесь холодно даже и летом.
(Звучит музыка, входит Снежная королева)
Снежная королева: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Я Снежная королева живу на Севере, где очень холодно и всегда сильные морозы. А вы, наверное, замерзли? Давайте с вами погреемся.
(Проводиться физкультминутка “Моржи”, хорошо проговаривая звуки “м”, “р”, “ж”.)
Мы моржи, моржи, моржи,
От мороза не дрожим,
1
Мы холодною зимой
Дружим с ледяной водой. 2
Мы моржи, моржи, моржи,
Мы на льдине полежим, 3
Не страшна простуда нам
Северным морским моржам. 4
Движения
- И.п. – о.с. Руки перед грудью. Рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны.
- И.п. – о.с. Похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук.
- И.п. – о.с. Наклоны вперед с отведением рук назад.
- И.п. – о.с. Потягивание с разведением рук в стороны, вниз.
Снежная королева: Я к вам пришла не с пустыми руками, а с сюрпризом. В моем снежном царстве очень много различных льдинок, но они у меня все перепутались, помогите их разобрать. Вам нужно будет найти две одинаковые льдинки. (проводится дид/игра “Найди пару”)
Снежная королева: Молодцы. С заданием справились. Я вижу, вы очень ловкие, проворные, и вам не страшен сильный мороз. Ну а мне пора. До свидания! Потом в группе найдете, сюрприз от меня.
(Под музыку Снежная королева уходит)
Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте мы еще раз полюбуемся северным сиянием, запомним животных живущих на Севере.
(Под музыку возвращаются в детский сад, где их встречает второй Воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Расскажите, где же вы были, с кем познакомились, что видели.
(Дети рассказывают)
Воспитатель: А давайте с вами нарисуем северное сияние, а белым медведям оденем теплые белые шубки. А вечером мамам покажем наши работы.
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать? В следующий раз мы с вами узнаем, какие народы живут на Севере, какие растут растения.