Цели:
дидактические:
- познакомить учащихся с применением определенного интеграла к решению некоторых физических и технических задач;
- активизировать познавательную деятельность;
- применять накопленные в процессе обучения знания, умения, навыки в практической деятельности.
воспитательные:
- решение прикладных задач имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает умение распознать то или иное математическое понятие в различных ситуациях и позволяет знакомить учащихся с математическим моделированием как методом научного познания окружающего мира;
- воспитывать сознательную дисциплину;
- воспитывать умение работать в группе, сотрудничество, коллективизм;
- развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим;
- прививать чувство сопереживания и формировать у учащихся “здоровое” соперничество;
- формировать интерес к науке через общение к историческому материалу.
развивающие:
- развивать внимание, память, речь, аналитическое и логическое мышление;
- развивать мотивацию познавательной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Студенты должны:
иметь понятие
- об истории развития математического анализа;
- о связи математики с другими науками;
- о применении определенного интеграла для решения прикладных задач;
знать
- формулы для вычисления некоторых физических величин;
уметь
- вычислять определенные интегралы;
- применять полученные знания и умения при решении задач прикладного характера.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Междисциплинарные связи:
- физика;
- информатика;
- русский язык и культура речи (правильность и содержательность изложения материала);
- иностранный язык (перевод терминов);
- история (обращение к историческому материалу).
Внутрипредметные связи:
- единство терминологии;
- связь с предыдущим материалом (производная функции, её физический смысл; геометрический смысл определенного интеграла);
- связь с последующим материалом дисциплины (вычисление площадей поверхности и объемов геометрических тел с помощью определенного интеграла).
Основные методы, применяемые на уроке:
- научности;
- наглядности;
- последовательности изложения материалов;
- преемственности;
- соревновательности.
Организация мероприятия
С помощью электронной презентации преподаватель знакомит участников и зрителей с темой урока, формулирует цели занятия, обосновывает постановку проблемы. Студенты делятся на группы по 6-8 человек для выполнения коллективных заданий. Заранее студенты получают индивидуальные домашние задания – вычислить площадь плоской фигуры с помощью определенного интеграла и оформить задачу на листе формата А 4. Во время проверки домашнего задания несколько студентов защищают свою работу перед аудиторией, остальные сдают на проверку преподавателю.
Средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска, таблицы с формулами, опорные конспекты, цитаты с высказываниями ученых о математике, карточки с заданиями для мини-групп.
Конспект урока
Мы с вами заканчиваем изучение темы “Интеграл и его приложения”. Вы изучили неопределённый интеграл, определённый интеграл, ... Кстати, чем они отличаются? ... Хорошо. Научились интегрировать методом неопределённого интегрирования, методом подстановки. И неплохо научились, судя по самостоятельной работе. Научились вычислять площади криволинейных фигур при помощи интеграла. И вот теперь, наконец, мы сможем применить наши умения для решения практических задач. Запишите, пожалуйста, тему урока “Решение прикладных задач с помощью определенного интеграла”.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была её неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. На уроке мы еще убедимся в том, что математика нам помогает познать окружающий нас мир, изучать физические законы природы.
Повторение
1. Проверка домашнего задания.
Студенты получают домашнее задание – выполнить самостоятельную работу по вариантам, построить графики функций, вычислить площадь плоской фигуры с помощью определенного интеграла и оформить задачу на листе формата А4. У каждого студента отдельная папка для домашних самостоятельных работ, которую он заполняет в течение семестра. Во время проверки домашнего задания несколько студентов защищают свою работу перед аудиторией, остальные сдают на проверку преподавателю.
2. Проверка опорных знаний учащихся.
Проведение устного фронтального опроса:
3. Что называется определенным интегралом? (Множество первообразных данной функции на заданном промежутке)
4. В чем заключается геометрический смысл определенного интеграла? (Интеграл от функции на отрезке равен площади криволинейной трапеции)
5. Назовите первообразные данных функций? (Функции на слайде)
6. Основная формула интегрального исчисления. (Формула Ньютона-Лейбница)
7. Перечислить свойства интеграла.
Письменный опрос по вариантам (групповая работа).
Преподаватель раздает планшеты с заданиями каждой группе.
Задание:
- вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями;
- найти ошибку в вычислении определенного интеграла;
- сравнить два значения определенного интеграла.
Взаимопроверка. Результаты проверки правильности решения студенты проверяют по готовым ответам на слайдах.
Основная часть
(Изучение нового материала)
I. Выступление учащихся на тему: “История развития интегрального исчисления”
Понятие интеграла и интегральное исчисление возникли из потребности вычислять площади любых фигур и поверхностей и объемы произвольных тех.
Символ o ydx был введен Лейбницем в 1686 г. В нем знак интеграла представляет как бы удлиненную букву S (первая буква в латинском слове сумма). Термин “интеграл” (от латинского integer – целая, вся – площадь) был предложен в 1696 г. Иоганном Бернулли и одобрен Лейбницем.
К понятию определенного интеграла приводят и другие задачи геометрии, механики и физики, в которых требуется найти предел интегральной суммы.
Обозначение определенного интеграла ввел Ж.Фурье. Числа a и b называют нижним и верхним пределами интегрирования.
Формула Ньютона-Лейбница носит название “основной формулы интегрального исчисления”. Она позволяет сводить сложное вычисление определенных интегралов, т.е. нахождение пределов интегральных сумм, к более простой операции отыскания первообразных.
Дальнейшее развитие интегрального исчисления связано с именем Леонарда Эйлера. Он составил полный курс математического анализа, состоящий из шести книг, три из которых посвятил интегральному исчислению.
Наряду с Эйлером выдающихся результатов в области математического анализа добился крупнейший математик 18 века – Лагранж. Он в 18-летнем возрасте уже занял должность профессора в артиллерийской школе города Турина (Италия), а через пять лет был избран членом Берлинской Академии наук.
Теория интеграла была за тем развита Риманом, который впервые определил необходимые и достаточные условия интегрируемости ограниченной функции. Ему принадлежит общее определение определенного интеграла, поэтому интегральную сумму стали называть “римановской”.
Большой вклад в развитие математического анализа в 19 веке внесли российские ученые Остроградский и Чебышев. Работы Чебышева в последствии продолжил его ученик – Ляпунов, Стеклов, Бернштейн и другие. Проблемы теории интегрального исчисления до сих пор волнуют умы математиков всех стран. Дело Чебышева и Остроградского продолжают ученые современной России.
II. Объяснение преподавателя
Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Применение определенного интеграла не ограничивается вычислением площади фигуры.
Определенный интеграл помогает решать ряд физических и общетехнических задач, поэтому знания, полученные вами на этом уроке, помогут в вашей дальнейшей учебе и практической деятельности.
Последовательность изложения материала
- Задача о вычислении пути.
- Задача о вычислении работы переменной силы.
- Задача о силе давления жидкости.
1. Задача о вычислении пути
Согласно физическому смыслу первой производной, производная функции в точке есть мгновенная скорость точки, т.е. . Отсюда, . Интегрируя полученное равенство в пределах от t1 до t2 получаем
Тогда путь, пройденный точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью (е) за отрезок времени []выражается интегралом
(1)
Пример 1. Скорость прямолинейного движения тела выражается формулой = 2t+3t2(м/с). Найти путь, пройденный телом за 5 секунд от начала движения.
Решение.
Пример 2. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью v=(6t2+2t) м/с, второе – со скоростью v2=(4t+5) м/с. На каком расстояния друг от друга они окажутся через 5 с?
Решение. Искомая величина есть разность расстояний, пройденных телами за 5 с.
Таким образом, S=S1-S2= 275-75=200 (м).
2. Задача о вычислении работы переменной силы
Пусть материальная точка под действием силы F движется по прямой. Если действующая сила постояна, а пройденный путь равен s, то как известно из курса физики, работа А этой F вычисляется по формуле:
А= F*s
Работу переменной силы f(x) при перемещении по оси Оx материальной точки от x=a до x=b, находим по формуле (3):
A= (2)
Решении задач на вычисление работы силы упругости, связанных с растяжением и сжатием пружин, основывается на законе Гука. По закону Гука сила F, растягивающая или сжимающая пружину, пропорциональная этому растяжению или сжатию, т.е. F=kx, где x – величина растяжения или сжатия, k – коэффициент пропорциональности.
Пример 1. Сила упругости F пружины, растянутой на 11 = 0,05 м, равна 3H. Какую работу надо произвести, чтобы растянуть пружину на 12 =0,1 м?
Решение. Подставив данные в формулу закона Гука, получим: 3=k*0.05, т.е. k=60, следовательно, сила упругости выражается соотношением F=60x. Найдем работу переменной силы по формуле (2), полагая, что а=0; b=0,1:
A==0,3Дж
3. Задача о силе давления жидкости
Согласно закону Паскаля величина P давления жидкости на горизонтальную площадку вычисляется по формуле P=gphS, (4)
Где g – ускорение свободного падения в м/с2;
p– плотность жидкости в кг/м3;
h – глубина погружения площадки в м;
S – площадь площадки в м2.
По этой формуле нельзя искать давление жидкости на вертикально погруженную пластинку, так как ее разные точки лежат на разных глубинах.
Пусть в жидкость погружена вертикально пластина, ограниченная линиями х = а, х = b, у1 = f1(x) и у2=f2(х); система координат выбрана так, как указано на рисунке 1.
Для решения задачи разобьем пластину на n частей (малых горизонт альных полосок) прямыми, параллельными поверхности жидкости (т.е. параллельными оси OY). На глубине х выделим одну из них и обозначим через f(x) ее длину, а через ее ширину. Приняв полоску за прямоугольник, находим ее площадь .
Найдем дифференциал dp этой функции.
Тогда по закону Паскаля интегрируя полученное равенство в пределах от х = а до х = b, получим
P=g (3)
Пример
Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Найдем силу давления воды (плотность воды 1000 кг/м3), наполняющей аквариум, на одну из его вертикальных стенок, размеры которой 0,4 м x 0,7 м.
Решение. Выберем систему координат так, чтобы оси Оy и Оx соответственно содержали верхнее основание и боковую сторону вертикальной стенки аквариума. Для нахождения силы давления воды на стенку воспользуемся формулой (3). Стенка имеет форму прямоугольника, поэтому Так как пределы интегрирования а=0 и b=0,4, то получим:
Работа с опорным конспектом.
Студенты получают задание записать в тетради основные положения и формулы, используя опорный конспект.
Закрепление.
4. Фронтальный опрос
- Какие физические величины можно вычислить с помощью определенного интеграла?
- По какой формуле вычисляется путь, пройденной точки с переменной скоростью?
- По какой формуле вычисляется работа переменной силы?
- От каких величин зависит величина силы давления на погруженную в жидкость пластину?
- С помощью какой формулы вычисляется сила давления жидкости на вертикальную пластину?
5. Применение знаний при решении типовых задач (работа в группах)
Каждая мини-группа получает по одной задаче. По окончании решения представитель каждой группы показывает решение на доске, объясняя ход решения. Другие студенты анализируют и делают записи в тетрадях.
Задание мини-группам.
- Скорость прямолинейного движения тела выражается формулой = 9t2-2t-8 (м/с). Найти путь, пройденный телом за 3 секундs от начала движения.
- Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью v1=(2t2+4t)м/с, м/с, второе – со скоростью v2=(3t+2)м/с, м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 10 с?
- Силу упругости F пружины, растянутой 11 =0,02 м, равна 2H. Какую работу надо провести, чтобы растянуть пружину на 12 =0,05м?
- Вычислить работу, совершенную при сжатии пружины на 0,06 м, если для ее сжатия на 0,01 нужна сила 10 Н.
Обобщение и систематизация знаний.
- При решении задач первого типа можно находить не только путь, пройденной точки при неравномерном движении, но скорость точки, движущейся прямолинейно, имея уравнение ускорения этого движения.
- В начале от вычислении работы можно определить работу не только переменной силы упругости, но и любой другой переменной силы, например, силы тяжести.
- При решении задач о силе давления жидкости площадка, находящаяся под действием переменного давления, может иметь не только прямолинейную, но и другую форму.
- Что объединяет все приведенные выше задачи? Во всех задачах с применением определенного интеграла необходимо найти значение переменной величины (силы, работы, скорости и т.д.)
- Давайте систематизируем знания. Для этого заполните таблицу:
№ п/п | Физическая величина | Формула | Единицы измерения |
1 | Путь, пройденный точкой с переменной скоростью (t) за отрезок времени [t, t2] | S= (t)dt | t, t - с; (t) – м/с; S – м. |
2 | Работа переменной силы f(x) на пути от точки a до точки b | A= | f(x) – H; a; b – м; A – Дж. |
3 | Сила давления жидкости на вертикальную пластину | P=g | g=9,8 м/с; p – кг/м; a; b – м; р – Н. |
Заключительная часть
1. Подача домашнего задания (с кратким пояснением заданий):
Прочитать §2-5 гл. [1]; решить задачи № 39, 49, 66 гл. 13 [1]. Задачи решаются аналогично тем, которые мы рассмотрели на уроке.
2. Подведение итогов занятия.
Краткая характеристика работы каждой группы на уроке и отдельных студентов.
Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения математических знаний для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомились с задачами на вычисление некоторых физических величин: пути, работы, силы давления. Кроме этих величин с помощью определенного интеграла можно решать и другие прикладные задачи, например, найти массу стержня переменной плотности, статические моменты и центр масс плоской фигуры, работу по поднятию груза, длину дуги плоской кривой.
С помощью определенного интеграла мы будем в дальнейшем выводить формулы объемов тел вращения.
В ходе урока были использованы ваши знания, умения и навыки, полученные при изучении нескольких учебных дисциплин: физика, русского языка, иностранного языка, информатики, геометрии.
Я надеюсь, что урок будет способствовать более глубокому усвоению теоретических знаний, повысит интерес к математике, поможет в осмыслении важности её изучения для овладения качеств, необходимых современным высококвалифицированным специалистам.