Мультимедийный урок "Экономико-географическое изучение природных ресурсов"

Разделы: География


УМК.

- Учебник В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира”. 10 класс. М. “Просвещение”. 2013 г.

- Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт “Экономическая и социальная география мира”. 10 класс. М. “Дрофа”. 2013 г.

- Географический атлас “Экономическая и социальная география Мира”. 10 класс. М. “Дрофа”.

- Настенные карты: Политическая карта мира Карта природных ресурсов

- Мультимедийный комплекс: компьютер, проектор, экран

Тип урока: урок-практикум.

Место урока в программе.

Тема 1: “География мировых природных ресурсов” 4 часов.

  1. Взаимодействие общества и природной среды – лекция.
  2. Экономико-географическое изучение природных ресурсов – практикум.
  3. Оценка ресурсообеспеченности стран мира – практическая работа.
  4. География природопользования – проблемное изложение.

Цели урока.

Обучающая: Раскрыть основные закономерности размещения ресурсов: земельных, лесных, водных, мирового океана.

Развивающая: Способствовать развитию интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование).

Воспитывающая: Продолжить формировать экологическое мышление.

Задачи урока.

- Оценить обеспеченность стран мира природными ресурсами.

- Продолжить формирование навыков характеризовать ресурсы на основе текста, картографических и статистических материалов.

- Составить классификационную схему “Ресурсы Мирового океана”.

Ход урока

I. Мотивационный блок

Тема: “Экономико-географическое изучение природных ресурсов” Слайды 1. Презентация

Цель: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов.

Задачи урока: Слайды 2.

- Оценить обеспеченность стран мира природными ресурсами: земельными, лесными, водными, ресурсами мирового океана.

- Охарактеризовать ресурсы на основе текста, картографических и статистических материалов.

- Составить классификационную схему “Ресурсы Мирового океана”.

Способы действия учащихся.

1. Работа с текстом учебника. Анализ рисунков, диаграмм, графиков.

2. Самостоятельная работа с атласом. Анализ картографических материалов.

3. Составление в тетради классификационной схемы “Ресурсы Мирового океана”.

II. Содержательный блок

1. Земельные ресурсы мира.

- Размеры и структура мирового земельного фонда. Слайд 3, 4

  • Обрабатываемые земли: пашня, сады, плантации – 11 %
  • Луга и пастбища – 26 %
  • Леса и кустарники – 31%
  • Земля под населенными пунктами, промышленностью, транспортом – 4 %
  • Малопродуктивные земли: болота, пустыни, ледники – 28 %

- Обеспеченность стран земельными ресурсами.

Анализ карты земельных ресурсов. Слайд 5.

Задание: Сравнить обеспеченность стран пахотными землями. Слайд 6.

Средний показатель – 6,23

Страны

Малоземельные        Многоземельные

2. Лесные ресурсы мира.

- Обеспеченность стран лесными ресурсами. Слайд 7.

- Характеристика лесных поясов: северного и южного. Слайд 8.

Задание: Сравнить обеспеченность стран лесными ресурсами. Слайд 9.

Средний показатель – 6,23

Страны

Богатые     Бедные

3. Водные ресурсы мира.

- Проблема пресной воды. Опережающие задание. Сообщение учащихся.

- Работа с атласом. Размещение крупных водохранилищ мира.

- Обеспеченность стран ресурсами речного стока. Слайд 10.

Задание: Сравнить обеспеченность стран водными ресурсами. Слайд 11.

4. Природные ресурсы Мирового океана.

- Сообщения учащихся “Кладовая богатств”.

- Общая характеристика ресурсов Океана.

Задание: Составить классификационную схему: “Природные ресурсы Мирового океана”. Слайды 12, 13.

III. Блок домашнего задания

Самостоятельная работа: “Исследование проблем использования природных ресурсов. Пути решения этих проблем”. Слайд 14.

Комментарий-пояснение

Использование мультимедийного проектора значительно расширило возможности предъявления учебной информации. Например, на слайде структура земельного фонда показана круговой диаграммой, которая визуально воспринимается лучше предложенной в учебнике в другом виде. Включение картинок (лес, пашня, пастбища, болото) по тексту изложения способствуют созданию образа изучаемой территории, то есть визуализации знаний.

ИКТ увеличивает возможности учителя в постановке учебных задач и управления процессом их решения. Удобная форма практических заданий сокращает время их выполнения. Ребята меньше устают, а работоспособность возрастает. Мультимедийная презентация вовлекает учащихся в учебный процесс. Они анализируют картосхемы, классифицируют страны по обеспеченности ресурсами, на основании чего прогнозируют экологические проблемы. При создании схемы природных ресурсов Мирового океана, сборе статистических материалов, обобщении результатов исследования ученики овладевают навыками практической и самостоятельной работы.