Тема урока "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с самобытностью родного края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия.

  1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей хакасского народа, его бытом, образом жизни, с элементами культуры.
  2. Познакомить детей с хакасским народным костюмом, в частности с принадлежностью костюма женщины – пого.
  3. Привить интерес детей старшего дошкольного возраста к хакасскому народному творчеству.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Вос-ль: Хакасия – солнечный сибирский край. Её неповторимые природные богатства издавна привлекали к себе людей. Непподельную гордость вызывают природные богатства Хакасии: уголь, железная руда. А мрамором наша Хакасия славится на весь мир!

Действительно красива наша Хакасия. Об этом стихотворение Ульяны Кирбижековой:

Здравствуй, степь!
Напомни мне
О родимой стороне
Где в цветах Курганы,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.

- Ребята, где мы с вами живем? В Хакасии. Территория Хакасии, т.е нашей Республики очень большая. А столицу нашей республики вы знаете? Правильно – город Абакан.

- Ребята, а люди каких национальностей проживают в Хакасии?

- Правильно, очень много людей разных национальностей живут вместе с нами. Но коренными жителями Республики, являются хакасы. Как вы думаете, отличаются они внешне от других национальностей? Чем? А как вы думаете почему?

- Ребята, я вам расскажу как раньше жили хакасы.

Давным – давно, хакасские племена жили в аалах по 10-15 юрт. Аал – это так называлось селение хакасов. Эти селения не были постоянными, т.к. хакасы кочевали 2 раза в год, т.е. переезжали с места на другое место. Их жилище называлось – юрта. (Слайд 2. Презентация) Летом юрту накрывали берестой, т.к. она не пропускала жару в юрту и там было прохладно в жаркий день. (Предлагаю детям посмотреть кусочек бересты). А зимой юрту покрывали войлоком, это сбитая овечья шерсть. Войлок хорошо сохраняет тепло. Особое место в юрте занимал веник, т.к. считалось, что веник охраняет жилище от злых духов, веник всегда ставили у входа.

В центре юрты находился очаг. (Слайд 3, 4)

- Ребята, как вы думаете, для чего он нужен?

- Правильно, что бы можно было приготовить пищу и обогреть помещение. За очагом ставили столы, куда приглашали гостей. Это место считалось почетным.

- Ребята, а интересовались ли вы когда-нибудь, как одевались наши предки? Сейчас, я вам расскажу и покажу есть ли различия древней хакасской одежды от нашей современной.

Посмотрите на женское платье (Слайд 5, 6) В чем особенность этого платья. Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно, сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов). Наплечники, обшлага рукавов, воротник платья сшиты из другой ткани и украшены орнаментом.

- Ребята, как вы думаете, что напоминают узоры на одежде? Они напоминают природу.

На голове хакасские женщины носили платок. Завязывали его по-особому, т.е. на затылке двумя концами, образуя околыш. Платки надевали яркие, цветастые, с кистями.

Мужчины носили мужскую одежду, такую как рубаха (коченек) свободного покроя, которая опоясывалась поясом. Изготавливалась рубаха из пёстрого ситца. Штаны шились из толстой ткани. (Слайд 7, 8).

Женщины свою одежду добавляли украшениями. Одно из украшений является – пого (Слайд 9). Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступление в брак, созданием семьи. Пого одевалось поверх свадебной одежды. На хакасских свадьбах, молодоженов и сейчас одаривают семейным оберегом – преподносят “пого” ручной работы. В Хакасии такое украшение - семейная реликвия.

Одежду украшали вышивкой, в основном это были различные растительные орнаменты (Слайд 10, 11, 12). Хакасский орнамент делится на растительный и геометрический. Для мужской одежды, характерен геометрический орнамент, а для женской растительный.

2. Основная часть.

Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит куклу в национальном костюме – Тарину. (Слайд 13) Педагог от лица Тарины здоровается с детьми.

Тарина: Изеннер!

Дети: Изеннер, Тарина!

Тарина: Ребята, я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в хакасскую народную игру: “Вокруг верёвки”. (Участники берут верёвку двумя руками, в середине водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из игроков. Игроки должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки от водящего, как только водящий отходит, они снова берут верёвку. Верёвка не должна падать из рук на пол. Кого водящий заденет, тот и водит). Дети поиграли в игру, садятся на стульчики.

Вос-ль: Ребята, обратите внимание на то, как одета кукла Тарина. Опишите наряд Тарины. (Дети закрепляют знания национальной одежды).

Вос-ль: Посмотрите, какое украшение одела Тарина? Как оно называется?

Вос-ль: Пого.

Вос-ль: Правильно, ребята. Пого – хакасский оберег. Давайте же ребята нарисуем с вами “пого”, чтоб у вас у каждого был оберег в доме.

(Детьми выполняется эскиз “пого”, во время работы тихо звучит хакасская народная, свадебная музыка) (Слайд 14, 15).

3. Заключительная часть.

Подводя итоги нашего занятия, можно сделать вывод:

1 . Мы познакомились с историей хакасского народа, его бытом, образом жизни, с элементами культуры.

2. Познакомились с хакасским народным костюмом, в частности с принадлежностью костюма женщины – пого.

Дети с удовольствием рисовали хакасский оберег “пого”, который в дальнейшем был подарен своим родителям. Все остались довольны и дети и родители!

В заключении хочется сказать, в настоящее время с образованием Республики Хакасия национальные традиции, обычаи, одежда, возрождаются. На многих праздниках, таких как “Тун пайрам”, “Чил пазы”, (на свадьбах), на родовых праздниках можно видеть мужчин в национальных платьях, так же проводятся национальные праздники в детских садах республики. (Слайд 16)