Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость

проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их усовершенствования у этих учащихся.

Периодичность проведения контроля 1 раз в четверть.

1. Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение: (привожу примеры по учебнику М.З. Биболетовой “Английский с удовольствием” для 2 класса)

1. Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2. Составь план описания животного.

3. Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.

4. Расставь пункты плана в логической последовательности.

Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:

Степень выполнения задания Уровень умения планировать
План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов. Высокий
В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов. Средний
План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно. Низкий

2. Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников.

Примеры заданий на формирование монологической речи:

  1. Расскажи о себе.
  2. Расскажи о своей семье.
  3. Расскажи о твоем однокласснике.
  4. Расскажи об артистах театра.
  5. Опиши животное.

Примеры заданий на формирования диалогической речи:

  1. Познакомься с новым учеником в твоем классе.
  2. Познакомься с новой артисткой театра.
  3. Том звонит Тиму и расспрашивает о ферме Джона.

Послушай его вопросы и кратко ответь на них.

Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:

Степень выполнения коммуникативных заданий Уровень сформированности диалогической речи
Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью. Высокий
Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации. Средний
Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации. Низкий

3. Третьим метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Примеры заданий на формирование умений использовать знаково-символические средства представления информации:

Ты получил волшебное письмо от Трикки. Попробуй прочитать его.

Разыграй с одноклассником сценку знакомства с новой актрисой:

Формы и способы оценивания сформированности умений использовать
знаково-символические средства представления информации

Степень выполнения задания Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи. Высокий
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы). Средний
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении). Низкий

4. Ещё одним метапредметным результатом является развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.

Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника:

1. Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.

2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.

3. Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл. Используй картинку к упражнению.

4. Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке.

В настоящее время системы оценки результатов нет в законченном и неизменном виде, она будет развиваться по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. Об этой необходимости развития системы оценки прямо говорится в ФГОС. Поэтому мы, учителя, будем стараться сделать всё возможное для её усовершенствования.