Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость
проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их усовершенствования у этих учащихся.
Периодичность проведения контроля 1 раз в четверть.
1. Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение: (привожу примеры по учебнику М.З. Биболетовой “Английский с удовольствием” для 2 класса)
1. Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
2. Составь план описания животного.
3. Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.
4. Расставь пункты плана в логической последовательности.
Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:
Степень выполнения задания | Уровень умения планировать |
План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов. | Высокий |
В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов. | Средний |
План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно. | Низкий |
2. Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников.
Примеры заданий на формирование монологической речи:
- Расскажи о себе.
- Расскажи о своей семье.
- Расскажи о твоем однокласснике.
- Расскажи об артистах театра.
- Опиши животное.
Примеры заданий на формирования диалогической речи:
- Познакомься с новым учеником в твоем классе.
- Познакомься с новой артисткой театра.
- Том звонит Тиму и расспрашивает о ферме Джона.
Послушай его вопросы и кратко ответь на них.
Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:
Степень выполнения коммуникативных заданий | Уровень сформированности диалогической речи |
Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью. | Высокий |
Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации. | Средний |
Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации. | Низкий |
3. Третьим метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Примеры заданий на формирование умений использовать знаково-символические средства представления информации:
Ты получил волшебное письмо от Трикки. Попробуй прочитать его.
Разыграй с одноклассником сценку знакомства с новой актрисой:
Формы и способы оценивания
сформированности умений использовать
знаково-символические средства представления
информации
Степень выполнения задания | Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации |
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи. | Высокий |
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы). | Средний |
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении). | Низкий |
4. Ещё одним метапредметным результатом является развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.
Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника:
1. Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.
2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.
3. Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл. Используй картинку к упражнению.
4. Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке.
В настоящее время системы оценки результатов нет в законченном и неизменном виде, она будет развиваться по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. Об этой необходимости развития системы оценки прямо говорится в ФГОС. Поэтому мы, учителя, будем стараться сделать всё возможное для её усовершенствования.