Интеллектуальная игра "Библиомарафон"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: формирование информационной культуры учащихся, пользователей школьной библиотеки.

Задачи:

  • Закрепить ранее полученные знания о прочитанных произведениях, книге, библиотеке;
  • Научить применять полученные знания на практике для самостоятельного поиска информации;
  • Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книге.

Участники: учащиеся 6-7 классов.

Предварительная работа: подборка материала, вопросов к игре; составление игры-презентации.

Оборудование: Проектор, ноутбук, экран.

Правила игры.

Игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Даются три темы. Выбрав одну из тем, вы переходите к таблице на которой размещены три категории. Каждая категория имеет 5 вопросов. Вопросы делятся по сложности: 20 баллов – самый простой вопрос. Самый сложный – 100 баллов. Игра начинается с вводного вопроса. Кто первым отвечает на вопрос – имеет право выбирать тему и категорию. Если игрок не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другому игроку (по порядку) и тогда уже он снова выбирает тему и категорию невыбранных вопросов. Два раза один и тот же вопрос выбирать нельзя.

Ход игры

Звучат фанфары.

Ведущий.

– Добрый день, дорогие читатели! И вновь мы встречаемся сегодня с героями наших любимых книг. Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре «Библиомарафон».

Но прежде чем начать это интересное и необычное путешествие в мир книг, я хочу представить Вам наших консультантов, которые будут подсчитывать набранные участниками баллы. Это учащиеся 10-11 классов.(представляет)

Презентация.

Ведущий объясняет правила игры.

Ведущий.

– Ну что – в путь!

Игра началась.

Вопросы к интеллектуальной игре.

Тема: На книжной полке.

Категория 1: По сказочным дорожкам.

20Этого литературного героя выручили из беды дровосеки с топорами на плечах.

Подсказки:

  • она очень любила свою бабушку;
  • бабушка на день рождения пожарила ей шапочку;
  • её доверчивость и болтливость принесли несчастье бабушке;
  • по дороге в лесу она встретила волка;
  • в финале сказки все остались живы, кроме злодея. (Красная Шапочка)

40Он очень любил свою жену и старался во всём ей угодить. Но это не принесло ему счастья.

Подсказки:

  • жил он у самого синего моря;
  • ловил часто рыбу;
  • он поймал необычную рыбу;
  • он отпустил рыбу, но потом пришлось снова к ней возвратиться;
  • все его желания исполняла рыба, кроме одного…..;
  • и кончились все его просьбы разбитым корытом. (Дед)

60Имя этого сказочного персонажа ассоциируется у нас с добром и преданностью своему хозяину.

Подсказки:

  • Он достался в наследство младшему брату;
  • он был хитёр и ловок;
  • очень предан своему хозяину;
  • ради любви и преданности он обманул короля и представил своего хозяина Маркизом Карабасом;
  • он смог перехитрить самого великана людоеда и съесть его;
  • в итоге он смог женить своего хозяина на принцессе. (Кот в сапогах)

80 – Иной раз отвага и находчивость могут принести известность и обеспечить жильём и работой, как случилось с этими персонажами.

Подсказки:

  • они все стали городскими музыкантами немецкого городка;
  • нужда заставила одного петь, другого бить в барабан, третьего играть на гитаре, четвёртого ..;
  • хитрость и смекалка помогли им прогнать разбойников и занять их жильё. (Бременские музыканты)

100 – Эта героиня отличалась от других девочек своей преданностью и великодушием.

Подсказки:

  • Она впервые увидела принца на борту корабля;
  • её нашёл принц на берегу моря;
  • это непростая девочка – её родина морская пучина;
  • у нее были доброе сердце, щедрая душа и она была влюблена в принца;
  • ради счастья быть вместе с принцем она оставила свой дом, сестёр..;
  • она пожертвовала своей жизнью ради жизни и счастья принца и не стала его убивать. (Русалочка)

Категория 2: Страна «Литературия»

Что скрывает синий прямоугольник?

Ответы:

  • 20 – (Алексей Толстой)
  • 40 – (Александр Грин)
  • 60 – (Лазарь Иосифович Лагин)
  • 80 – (Жюль Верн)
  • 100 – (Андрей Некрасов)

Категория 3: Пословицы о книге.

  • 20 – Книга друг….(человека.)
  • 40 – Что написано пером, ……(не вырубишь топором.)
  • 60 – Книга твой друг, ……(береги её.)
  • 80 – Испокон века книга…..(растит человека.)
  • 100 – Дом без книги, день….(без пищи.)

Тема: Книга – наш друг.

Категория 1: Структура книги.

  • 20 – С помощью неё можно ярче представить тот или иной эпизод книги. (Иллюстрация)
  • 40 – Она служит для сбережения книги от грязи и повреждения, а так же оформления и рекламы книги. (Супер обложка.)
  • 60 – Он соединяет между собой страницы и два первых листа книги, чаще всего картонных. (Переплёт.)
  • 80 – Краткое содержание книги или обращение к читателям. Чаще всего печатается на обороте титульного листа, перед текстом. (Предисловие.)
  • 100 – Первый двухстраничный лист книги на котором напечатаны фамилия и имя автора, заглавие книги, издательство, год издания. (Титульный лист.)

Категория 2: Программные произведения.

  • 20 – Стихотворение «Бородино». Кто написал? Вспомните на память первые четыре строчки. (М.Ю.Лермонтов. Скажи-ка, дядя, ведь не даром…)
  • 40 – Сколько жильцов одновременно смогло поселиться в «теремке». Кто они? К какому жанру относится это произведение.
  • 60 – Назовите автора поэмы (сказки) «Светлана». Какие ещё произведения этого же автора вы знаете?(одно). (Василий Андреевич Жуковский.)
  • 80 – Автор повести «Кавказский пленник». Назовите главного героя. (Л.Н.Толстой. Русский офицер Жилин.)
  • 100 – Автор повести «Приключение Тома Сойера». Назовите друзей Тома? (Марк Твен. Друзья – Бекки, Джо, Гек.)

Категория 3: История книги.

  • 20 – Материал, который использовали на Руси для письма? (Береста. Писало.)
  • 40 – Что служило сырьём для книг из пергамента. (Шкура животных)
  • 60-Слова – значки(иероглифы)на камне, позже буквы оттискивали на мягкой глине деревянными клинышками. Как называется это письмо? (Клинопись)
  • 80 – Как называлась первая печатная книга на Руси? Кто её напечатал? («Апостол» Иван Фёдоров)
  • 100 – Назовите авторов толковых словарей. (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков, В.И. Даль)

Тема: Бенефис литературных героев.

Категория 1: А.С. Пушкин.

  • 20 – Из какого произведения эти строчки?
    Ветер по морю гуляет,
    Да кораблик подгоняет.
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах…. («Сказка о мёртвой царевне…»)
  • 40 – Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле царства нет. (Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку!)
  • 60 – Как называется произведение, которое начинается со слов:
    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом…. («Руслан и Людмила»)
  • 80 – Назовите героя. Что это за произведение?
    ….Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары… («Дубровский». Емельян Пугачёв.)
  • 100 – Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него. Всё кончено. Я ему простил….
    Что это за произведение. Кому предназначена эта речь? («Дубровский». Марье Кирилловне.)

Категория2: Литературный герой.

  • 20 – Это маленький толстенький самоуверенный человечек, который умеет летать сам по себе. Стоит ему нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик… (Карлсон.)
  • 40 – Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу и сочинял разные небылицы…(Незнайка.)
  • 60 – Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами…(Гном.)
  • 80 – Он стал сильным и рослым. Когда ему надо было осмотреть лесные дороги, он мог полчаса висеть, держась одной рукой за ветку. Он мог остановить на бегу молодого оленя и повалить его на бок, ухватив его за рога. Мог даже сбить с ног большого дикого кабана. (Маугли.)
  • 100 – Было у Степана Емельяновича три дочери. Старшую звали Гордея, ей он привёз злат венец. Среднюю звали Любава, ей он привёз зеркальце хрустальное. А младшенькой привёз цветочек аленький. Как звали младшенькую дочь? (Настенька.)

Категория 3: Детектив идёт по следу.

  • 20 – Старик вырастил на участке огромный урожай, но не смог справиться с уборкой и пригласил ещё помощников.(«Репка».)
  • 40 – В одной сказочной стране для установления личности пропавшей девушки стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом? (Золушка)
  • 60 – Один из представителей домашнего животного мира создаёт изделие из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги, испытывают это изделие на прочность. Бьют его, но не могут разбить. Внезапно появляется незнакомка и разбивает ценное произведение.Кто эта незнакомка и как звали мастера, изготовившего драгоценное изделие? (Мышка.)
  • 80 – Одна бабуля решила жить в лесу. Соорудила избушку, да не простую. Засовом в её избе служит человеческая нога. Передвигаться ей трудновато, так она что придумала – по воздуху летает. В слугах у неё черти, вороны, чёрные коты…(Баба Яга)
  • 100 – Это хозяйка ювелирной лавки (даже стены у неё из полудрагоценного металла) обманом заманила к себе работника и хотела женить на себе. Да невеста этого работника не позволила ей этого сделать. Очень уж любила она его… Как звали хозяйку ювелирной лавки и работника? (Хозяйка медной горы. Данила – мастер)

После того как на все вопросы дети ответят, подводятся итоги. Победитель награждается грамотой.

Звучит песня «Библиотека». Прощание.

– До новых встреч в библиотеке.

Используемая литература:

  1. Журнал «Педсовет», 2008-2011г.г.
  2. Марк Твен Приключения Тома Сойера. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1973.
  3. Пушкин А.С. Избранное. – М.: Детская литература, 1976.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Сост., Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1990.
  5. Толстой Л.Н. Кавказский пленник. – М.: Детская литература, 1974.
  6. Шкатулка сказок. – М.: Издательство «Республика», 1993.

Источники:

  1. БСЭ [Электронный ресурс].-Электрон.дан. – М.: БСЭ, 2002.-3 электрон.опт. диск (CD-ROM).
  2. lgroutes.com/femous/Scientific/Regiomontanus.htm>
  3. Wikipedia