Цель: формирование информационной культуры учащихся, пользователей школьной библиотеки.
Задачи:
- Закрепить ранее полученные знания о прочитанных произведениях, книге, библиотеке;
- Научить применять полученные знания на практике для самостоятельного поиска информации;
- Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книге.
Участники: учащиеся 6-7 классов.
Предварительная работа: подборка материала, вопросов к игре; составление игры-презентации.
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран.
Правила игры.
Игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Даются три темы. Выбрав одну из тем, вы переходите к таблице на которой размещены три категории. Каждая категория имеет 5 вопросов. Вопросы делятся по сложности: 20 баллов – самый простой вопрос. Самый сложный – 100 баллов. Игра начинается с вводного вопроса. Кто первым отвечает на вопрос – имеет право выбирать тему и категорию. Если игрок не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другому игроку (по порядку) и тогда уже он снова выбирает тему и категорию невыбранных вопросов. Два раза один и тот же вопрос выбирать нельзя.
Ход игры
Звучат фанфары.
Ведущий.
– Добрый день, дорогие читатели! И вновь мы встречаемся сегодня с героями наших любимых книг. Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре «Библиомарафон».
Но прежде чем начать это интересное и необычное путешествие в мир книг, я хочу представить Вам наших консультантов, которые будут подсчитывать набранные участниками баллы. Это учащиеся 10-11 классов.(представляет)
Презентация.
Ведущий объясняет правила игры.
Ведущий.
– Ну что – в путь!
Игра началась.
Вопросы к интеллектуальной игре.
Тема: На книжной полке.
Категория 1: По сказочным дорожкам.
20 – Этого литературного героя выручили из беды дровосеки с топорами на плечах.
Подсказки:
- она очень любила свою бабушку;
- бабушка на день рождения пожарила ей шапочку;
- её доверчивость и болтливость принесли несчастье бабушке;
- по дороге в лесу она встретила волка;
- в финале сказки все остались живы, кроме злодея. (Красная Шапочка)
40 – Он очень любил свою жену и старался во всём ей угодить. Но это не принесло ему счастья.
Подсказки:
- жил он у самого синего моря;
- ловил часто рыбу;
- он поймал необычную рыбу;
- он отпустил рыбу, но потом пришлось снова к ней возвратиться;
- все его желания исполняла рыба, кроме одного…..;
- и кончились все его просьбы разбитым корытом. (Дед)
60 – Имя этого сказочного персонажа ассоциируется у нас с добром и преданностью своему хозяину.
Подсказки:
- Он достался в наследство младшему брату;
- он был хитёр и ловок;
- очень предан своему хозяину;
- ради любви и преданности он обманул короля и представил своего хозяина Маркизом Карабасом;
- он смог перехитрить самого великана людоеда и съесть его;
- в итоге он смог женить своего хозяина на принцессе. (Кот в сапогах)
80 – Иной раз отвага и находчивость могут принести известность и обеспечить жильём и работой, как случилось с этими персонажами.
Подсказки:
- они все стали городскими музыкантами немецкого городка;
- нужда заставила одного петь, другого бить в барабан, третьего играть на гитаре, четвёртого ..;
- хитрость и смекалка помогли им прогнать разбойников и занять их жильё. (Бременские музыканты)
100 – Эта героиня отличалась от других девочек своей преданностью и великодушием.
Подсказки:
- Она впервые увидела принца на борту корабля;
- её нашёл принц на берегу моря;
- это непростая девочка – её родина морская пучина;
- у нее были доброе сердце, щедрая душа и она была влюблена в принца;
- ради счастья быть вместе с принцем она оставила свой дом, сестёр..;
- она пожертвовала своей жизнью ради жизни и счастья принца и не стала его убивать. (Русалочка)
Категория 2: Страна «Литературия»
Что скрывает синий прямоугольник?
Ответы:
- 20 – (Алексей Толстой)
- 40 – (Александр Грин)
- 60 – (Лазарь Иосифович Лагин)
- 80 – (Жюль Верн)
- 100 – (Андрей Некрасов)
Категория 3: Пословицы о книге.
- 20 – Книга друг….(человека.)
- 40 – Что написано пером, ……(не вырубишь топором.)
- 60 – Книга твой друг, ……(береги её.)
- 80 – Испокон века книга…..(растит человека.)
- 100 – Дом без книги, день….(без пищи.)
Тема: Книга – наш друг.
Категория 1: Структура книги.
- 20 – С помощью неё можно ярче представить тот или иной эпизод книги. (Иллюстрация)
- 40 – Она служит для сбережения книги от грязи и повреждения, а так же оформления и рекламы книги. (Супер обложка.)
- 60 – Он соединяет между собой страницы и два первых листа книги, чаще всего картонных. (Переплёт.)
- 80 – Краткое содержание книги или обращение к читателям. Чаще всего печатается на обороте титульного листа, перед текстом. (Предисловие.)
- 100 – Первый двухстраничный лист книги на котором напечатаны фамилия и имя автора, заглавие книги, издательство, год издания. (Титульный лист.)
Категория 2: Программные произведения.
- 20 – Стихотворение «Бородино». Кто написал? Вспомните на память первые четыре строчки. (М.Ю.Лермонтов. Скажи-ка, дядя, ведь не даром…)
- 40 – Сколько жильцов одновременно смогло поселиться в «теремке». Кто они? К какому жанру относится это произведение.
- 60 – Назовите автора поэмы (сказки) «Светлана». Какие ещё произведения этого же автора вы знаете?(одно). (Василий Андреевич Жуковский.)
- 80 – Автор повести «Кавказский пленник». Назовите главного героя. (Л.Н.Толстой. Русский офицер Жилин.)
- 100 – Автор повести «Приключение Тома Сойера». Назовите друзей Тома? (Марк Твен. Друзья – Бекки, Джо, Гек.)
Категория 3: История книги.
- 20 – Материал, который использовали на Руси для письма? (Береста. Писало.)
- 40 – Что служило сырьём для книг из пергамента. (Шкура животных)
- 60-Слова – значки(иероглифы)на камне, позже буквы оттискивали на мягкой глине деревянными клинышками. Как называется это письмо? (Клинопись)
- 80 – Как называлась первая печатная книга на Руси? Кто её напечатал? («Апостол» Иван Фёдоров)
- 100 – Назовите авторов толковых словарей. (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков, В.И. Даль)
Тема: Бенефис литературных героев.
Категория 1: А.С. Пушкин.
- 20 – Из какого произведения эти строчки?
Ветер по морю гуляет,
Да кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…. («Сказка о мёртвой царевне…») - 40 – Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле царства нет. (Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку!)
- 60 – Как называется произведение, которое начинается со слов:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…. («Руслан и Людмила») - 80 – Назовите героя. Что это за произведение?
….Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары… («Дубровский». Емельян Пугачёв.) - 100 – Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него. Всё кончено. Я ему простил….
Что это за произведение. Кому предназначена эта речь? («Дубровский». Марье Кирилловне.)
Категория2: Литературный герой.
- 20 – Это маленький толстенький самоуверенный человечек, который умеет летать сам по себе. Стоит ему нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик… (Карлсон.)
- 40 – Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу и сочинял разные небылицы…(Незнайка.)
- 60 – Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами…(Гном.)
- 80 – Он стал сильным и рослым. Когда ему надо было осмотреть лесные дороги, он мог полчаса висеть, держась одной рукой за ветку. Он мог остановить на бегу молодого оленя и повалить его на бок, ухватив его за рога. Мог даже сбить с ног большого дикого кабана. (Маугли.)
- 100 – Было у Степана Емельяновича три дочери. Старшую звали Гордея, ей он привёз злат венец. Среднюю звали Любава, ей он привёз зеркальце хрустальное. А младшенькой привёз цветочек аленький. Как звали младшенькую дочь? (Настенька.)
Категория 3: Детектив идёт по следу.
- 20 – Старик вырастил на участке огромный урожай, но не смог справиться с уборкой и пригласил ещё помощников.(«Репка».)
- 40 – В одной сказочной стране для установления личности пропавшей девушки стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом? (Золушка)
- 60 – Один из представителей домашнего животного мира создаёт изделие из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги, испытывают это изделие на прочность. Бьют его, но не могут разбить. Внезапно появляется незнакомка и разбивает ценное произведение.Кто эта незнакомка и как звали мастера, изготовившего драгоценное изделие? (Мышка.)
- 80 – Одна бабуля решила жить в лесу. Соорудила избушку, да не простую. Засовом в её избе служит человеческая нога. Передвигаться ей трудновато, так она что придумала – по воздуху летает. В слугах у неё черти, вороны, чёрные коты…(Баба Яга)
- 100 – Это хозяйка ювелирной лавки (даже стены у неё из полудрагоценного металла) обманом заманила к себе работника и хотела женить на себе. Да невеста этого работника не позволила ей этого сделать. Очень уж любила она его… Как звали хозяйку ювелирной лавки и работника? (Хозяйка медной горы. Данила – мастер)
После того как на все вопросы дети ответят, подводятся итоги. Победитель награждается грамотой.
Звучит песня «Библиотека». Прощание.
– До новых встреч в библиотеке.
Используемая литература:
- Журнал «Педсовет», 2008-2011г.г.
- Марк Твен Приключения Тома Сойера. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1973.
- Пушкин А.С. Избранное. – М.: Детская литература, 1976.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Сост., Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1990.
- Толстой Л.Н. Кавказский пленник. – М.: Детская литература, 1974.
- Шкатулка сказок. – М.: Издательство «Республика», 1993.
Источники:
- БСЭ [Электронный ресурс].-Электрон.дан. – М.: БСЭ, 2002.-3 электрон.опт. диск (CD-ROM).
- lgroutes.com/femous/Scientific/Regiomontanus.htm>
- Wikipedia