Вид занятия: комбинированное занятие (теоретическое и практическое), изучение нового материала.
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Задачи урока.
Образовательные:
- разработать компьютерную модель, следуя основным этапам моделирования;
- исследовать полученную компьютерную модель;
- отработать с учащимися условную функцию со сложными условиями;
- показать образец рассуждений при решении задачи с использованием условной функции;
- показать способ работы Мастера функций при использовании условной функции;
- провести компьютерный эксперимент.
Воспитательные:
- воспитание терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;
- формирование мировоззрения у учащихся;
- формирование мотивации к изучению Microsoft Office Ecxel;
- формирование самостоятельности мышления, чёткости и организованности в работе, умения контролировать свою деятельность;
- работать эффективно в соответствии с располагаемым временем;
- воспитание интереса к предмету и профессии.
Развивающие:
- развитие внимания, способности к анализу;
- развитие логического мышления;
- развитие навыков работы с системой программирования;
- развитие способностей к определённым видам деятельности (инженерная графика, программирование и т.д.);
- развитие памяти и логического мышления.
Предметные результаты:
- получить модель автоматического выставления оценок;
- познакомиться с условной функцией;
- научиться ее использовать в задачах;
- научиться выстраивать сложные условия в компьютерной модели, согласно критериям задачи;
- провести компьютерный эксперимент по самооценке.
Метапредметные результаты:
- личностные УУД: осознавать постоянную потребность в новых знаниях, работать эффективно в соответствии с располагаемым временем, развивать самостоятельность мышления, чёткость и организованность в работе, уметь контролировать свою деятельность;
- регулятивные УУД: понимать цель урока, участвовать в исследовательской работе над поставленной задачей, выслушивая мнения других и формировать свое, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и неудачи (в конце урока), осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
- познавательные УУД : читать и слушать, извлекая нужную информацию, работать с задачей, вводить новые условия, получать промежуточные результаты, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, работать в команде, участвовать в интерактивном процессе, проявлять исследовательский интерес, обсуждая проблемы задачи.
База знаний и место урока.
К этому уроку учащиеся знают
- Что такое, моделирование, формализация и визуализация.
- Основные этапы разработки моделей на ПК.
- Что такое “электронные таблицы”, их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
- Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.
- Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
- Относительные и абсолютные ссылки.
- Правила копирования формул.
- Логическую формулу.
- Сложные логические формулы.
Основные умения
- Умеют конструировать графические модели.
- Умеют составлять и заполнять таблицы.
- Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.
- Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.
- Умеют копировать формулы.
- Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.
Методы обучения, использованные на уроке: словесные, наглядные, практические.
По источнику знаний:
- словесные (вербальные);
- доказательные: объяснение;
- наглядные: использование презентации;
- практические: тренировочные упражнения;
По характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный);
- репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).
Обеспечение урока:
- тетрадь,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- презентация,
- файл-приложение с задачами в формате Excel,
- интерфейс среды табличного процессора Microsoft Excel.
Применение образовательных технологий.
- Использование информационных технологий в обучении темы.
- Интерактивная технология работы на уроке.
- Технология коллективного взаимообучения.
- Технология рефлексивного обучения.
- Технология личностно-ориентированного обучения.
План урока.
- Организационно-подготовительный этап, актуализация знаний (5 мин.).
- Изучение нового материала (10 мин.).
- Закрепление нового материала (10 мин.).
- Выполнение самостоятельных заданий (10 мин.)
- Самооценка (5 мин.)
- Подведение итогов (5 мин.).
Этап урока | Деятельность и речь учителя | Деятельность и ответы учащихся |
Орг.-подг. этап | Приветствует учеников,
предлагает приготовиться к уроку. В рамках темы “Моделирование и формализация” необходимо разработать на компьютере модель выставления оценок по заданным критериям за решение некоторого набора задач. Выполним это с помощью табличного процессора, а именно офисного приложения Excel. Для этого разберем применение условной функции со сложными условиями. Вспомним, как выглядит условная функция. Общий вид условной функции такой: (Предлагаю общий вид условной функции) ЕСЛИ (условие; выражение 1; выражение 2) Значит, условная функция – это команда выполнить определенное действие в зависимости от условия. Условие – это логическое выражение, которое может быть истинным или ложным. Какие могут быть сложные условия, как применить конъюнкцию, дизъюнкцию отрицание простых условий. Мы с вами уже применяли эти сложные условия. |
Приветствуют учителя,
готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя – что такое условная функция, и какие сложные условия они уже знают |
Актуализация знаний | Давайте посмотрим задачу,
которую мы сегодня должны выполнить. Предлагаю открыть заготовленный файл под названием Приложение 1 с условиями задач и исходными данными. Задача. Разработать таблицу, содержащую следующие сведения об учениках вашего класса: фамилия, баллы за выполненные примеры (их 5), сумма баллов за все примеры и выставленная оценка за сегодняшний урок: если сумма баллов больше или равна 24, то выставляется оценка “5”, если сумма баллов больше 19, то – оценка “4”, если больше 12, то “3”, в противном случае – “2”. На первом этапе построения компьютерной модели и ее исследования строим описательную информационную модель, где четко формулируем, что дано и что необходимо получить в качестве результата. В открытом вами файле на листе “оценки” уже составлена таблица с вашими фамилиями и с выставленными наобум баллами за примеры. Необходимо составить формулу автоматического выставления оценки. В конце урока каждый из вас оценит свою работу, поставив себе баллы за каждый пример и автоматически получит оценку за урок. |
Открывают заготовленный файл. Слушают условия задачи и учителя. |
Объяснение нового материала | Итак, цель нашего урока: мы
должны построить компьютерную модель
выставления оценок по заданным критериям.
Воспользуемся условной функцией. 2-й этап моделирования заключается в описании алгоритма достижения результата. Проблема нашей задачи состоит в сложности условий. Для начала поставим простое условие, например, ЕСЛИ сумма баллов больше, либо равна 24. При выполнении этого условия ставим оценку “5”. В противном случае либо 4, либо 3, либо 2. Для этого случая в промежуточной ячейке применяем функцию “ЕСЛИ” со следующим условием: сумма баллов больше 17. При выполнении этого условия ставим 4, а в противном случае опять применяем функцию “ЕСЛИ” с условием: сумма баллов больше 12. Если это так, то ставим оценку 3, в противном случае 2. Последовательно копируем формулы и собираем их в исходную. Итак, получаем формулу: =ЕСЛИ(H4>=24;5;ЕСЛИ(H4>19;4;ЕСЛИ(H4>15;3;2))). Копируем ее до конца списка, тем самым проставляя оценки. |
Записывают в тетрадь число и
тему урока. Выясняют для себя цель урока. Слушают учителя; делают записи в тетради. Составляют функцию ЕСЛИ со всеми поставленными условиями в соответствии с объяснением учителя. |
Закрепление нового материала. Выполнение самостоятельных заданий | 3-й этап. Построение
компьютерной модели. А теперь приступим к решению предложенных примеров, перейдя на лист с одноименным названием. Пример 1. Равна ли сумма двух чисел 12 (да, нет)? Какое условие применим в функции ЕСЛИ? Составьте формулу и ответьте на вопрос задачи. Пример 2. Кратное ли второе число первому? Иначе говоря, делится ли первое число на второе без остатка? Применим функцию “остаток”, которая вычисляет остаток от деления одного числа на другое. Какое условие составим в функции ЕСЛИ? Пример 3. Существуют ли корни данного квадратного уравнения? Когда существуют корни? Как найти дискриминант? Какое условие поставим в функцию ЕСЛИ? Пример 4. Найти наибольшее число среди двух заданных. Какое условие применим в функции ЕСЛИ? Пример 5. Найти наибольшее число среди трех заданных. Если первое число больше второго и одновременно больше третьего, то оно и есть максимальное, в противном случае ЕСЛИ второе число больше первого и одновременно больше третьего, то оно и есть максимальное, в противном случае максимальное третье. |
Выполняют примеры.
Составляют условную функцию и отвечают на вопрос задачи
Отвечают на вопрос задачи, применяя функцию ЕСЛИ. Составляют условную функцию.
Составляют условную функцию со сложным условием (вложенные ЕСЛИ) |
Самооценка | 4-й этап. Компьютерный
эксперимент. Итак, вернемся к главной задаче на лист “оценки”. Ставим 5 баллов за полностью выполненные вами задачи. Если задача совсем не решена, то ставим 2 балла. Если задача решена с ошибкой, то ставим 3 или 4. А теперь посмотрим, как вы себя оценили. Протестируем задачу, изменяя баллы. Корректно ли выставляется оценка? |
Выставляют в главной задаче себе баллы за выполнение примеров и автоматически, по заранее разработанной ими формуле получают оценку за урок. |
Подведение итогов | Проверяю выполнение задачи.
Выясняю степень усвоения нового материала
учащимися. Анализирую баллы, которыми они сами
себя оценили и выставляю их в журнал. Домашнее задание: ставлю ребятам следующую задачу на самостоятельное продумывание этапов моделирования. Урок окончен. Спасибо, ребята, за работу. |
Учащиеся показывают результаты выполнения работы |
Список литературы
- Н.Д. Угринович. Информатика, 9 класс. Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2013.
- И.Г.Семакин. Задачник-практикум. Том 2. – М., Лаборатория Базовых знаний, 2001.