С чего бы начать? Пожалуй, начну с начала. Еще в детстве я решила для себя, что я никогда не буду учителем, так как у меня был не самый лучший опыт перед глазами: мама с бабушкой были учителями. Мама - немец-француз, а бабушка математик. Я видела всю эту учительскую кухню без прикрас. У родных редко бывало свободное время, много работы и неподъемные стопы тетрадей, которые каждый день приносились домой на проверку. Соответственно, это не вызывало ни капельки энтузиазма у подрастающего поколения. Помимо этого, сам статус учителя в 90-ые годы начал падать. Да, тот период истории нашего государства был не самым лучшим, и сама профессия учитель стала чуть ли не ругательной, вызывавшая ехидную насмешку. Но время шло, оно как известно, никогда не стоит на месте, ситуация менялась, и пришло время выбирать профессию уже мне. И я поступила на исторический факультет. Говоря по правде, даже после окончания я не планировала идти в школу. Мне хотелось закончить университет и потом связать свою жизнь с профессией далекой от школы. Но все вышло наоборот. То ли нам действительно предначертано свыше по какой дороге идти, то ли это уже генетическая память, но я пошла работать в школу. Надо сказать, что для меня это было шоком, это был не просто шок, это был жуткий стресс. Класс мне достался, прямо-таки скажу, не очень легкий, я была четвертым классным руководителем, и это со второй четверти второго класса! Уже только по одним этим показателям можно сделать соответствующие выводы о том контингенте, который там учился. Повторюсь, но для меня это действительно было шоком, я даже и не предполагала, с чем мне предстоит столкнуться. Все бежали от них, и мне хотелось тоже повторить опыт моих предшественниц. Хотелось хлопнуть дверью и скрыться в переулках улиц, и больше никогда, абсолютно никогда, сюда не возвращаться. Когда я говорю, что класс был очень сложным, под этим я подразумеваю не только успеваемость и поведение, но и социальную дифференциацию: У многих из этих детей были не очень благополучные семьи: либо это пьющие и не очень грамотные люди, либо это были дети тех мамаш, которые родили их в лет шестнадцать. Помимо этого, в моем классе училось два цыганских ребенка- переростка, а это такие дети, которые не только не знали, что такое дисциплина, занимались мелким воровством у одноклассников. И с таким “набором” мне предстояло работать. Представьте себе, что значит навести порядок, да не то, чтобы порядок, ну хотя бы какое-то подобие порядка в этом “дантовом “Аде”. Это почти тоже самое, что тащить из болота бегемота. И все это болото мне предстояло очистить от неприятно пахнувшей зловонной тины. И я приступила. Ух, и намучилась же я! Я думала, что меня сломают, раздавят и просто - напросто расплющат. Дети не хотели не только учиться, но и они, вообще, не имели представления о том, что такое школа: в каком виде сюда надо приходить и, самое главное, зачем приходить. Они не хотели даже дежурить по классу, наверное, полагая, что весь мусор после них рассосется самым естественным образом. Я не знала, что мне с этим “богатством” делать. Может быть, кому- то покажется, что я преувеличиваю, ведь это только начальная школа, и настолько тяжелых случаев быть просто не может. Но давайте будем объективными: все учителя знают, что нынешние дети абсолютно другие, нежели те, что были раньше. Они более разбалованы, имеют то, о чем более раннее поколение их сверстников могло только мечтать. Помимо этого, дети уже привыкли к тому, что для них и их родителей учитель больше не авторитет, как было раньше в советское время. К тому же, средства массовой информации активно пропагандируют самого учителя, как некое бесправное существо, которого в любой момент любой из родителей может “прижать к ногтю”, затаскать по судам и другим инстанциям. Но мне надо было что-то делать. И я приступила к репрессивным мерам, к этакому инквизиционному подходу. Первое, что я сделала - я познакомилась с родителями своих учеников, и эта встреча, помогла мне сделать следующие не очень утешительные выводы: многие из моих родителей были люди пьющие. И передо мной предстала вся неприглядная картина всего того, с чем мне придется столкнуться. Возникал вопрос: “Как заставить детей делать то, чего их родители не делают, и чему их сами не учат?”. Я пришла к выводу, что на первых этапах перевоспитания мне необходимо держать их в “ежовых рукавицах”. Все первые контрольные работы показали, что положительные оценки имели только человек 5-6-ть из 27. И моей первостепенной задачей стало заставить их учиться. Вот тут-то в ход вступили репрессивные меры: во- первых, недостойное поведение на уроке каралось плюс одним упражнением к домашней работе по русскому или математике (в зависимости от того, на каком уроке это нарушение произошло) для всего класса. Моя задача заключалась в том, чтобы поставить их в такие условия, в которых они чувствовали бы, что ученический класс - это единый организм, который при неисправности одного органа, выводит из строя весь организм в целом. В данном случае это был класс, где каждый ученик несет ответственность за всех учащихся, где различные выкрутасы одного, влекут наказание их всех. Порой доходило до смешного: к примеру, как-то во время одного урока один из учащихся нарушил дисциплину, и я сказала: “Дети, скажите спасибо Вове, у вас сегодня плюс одно задание по русскому”. Дети, как по команде, повернули головы к Вове и в один голос сказали: “Вова, спасибо!”. Это нужно было видеть. Мало-помалу, или, как говорят, “вода камень точит”, они начали заниматься. Во- вторых, мне предстояло научить, хотя тут лучше сказать приучить их дежурить по классу, убирать свое рабочее место. В ход пошли минилозунги, которые вывешивались на доску. К примеру: “Бросая мусор на улице, не забывайте хрюкнуть”, “Не забывайте дежурить. Помните, труд создал из обезьяны человека”. Самое забавное заключалось в том, что дети начали подходить ко мне и рассказывать, сколько раз вчера или позавчера они хрюкнули. Я подумала: “А-ха - это работает”. Затем, для того, чтобы они начали дежурить по классу и не убегали домой, мне приходилось закрывать дверь кабинета и не выпускать их до тех пор, пока они не подежурят. Это дало результат: они? наконец, начали дежурить по классу и убирать за собой. В-третьих, я поставила себе задачу приучить их к чтению. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение не жалует чтение совсем, предпочитая его компьютеру со всякими играми. Ну, зачем утруждать себя чтением? Известные слова А.С. Пушкина “чтение - вот лучшее учение им были неведомы. Мне необходимо было разбить этот “гордиев узел”. Библиотека находилась как раз напротив школы, через дорогу. И вот как-то после окончания уроков я предложила детям зайти в библиотеку. Просто так, посмотреть. Человек восемь согласились. Потом подтянулись еще и еще, а уже через месяц, к концу учебного дня, они спрашивали у меня, пойдем ли мы сегодня в библиотеку. И это стало нашей классной традицией: после уроков мы идем в библиотеку, где берем книги не только для дома на абонементе, но и для чтения в читальном зале. И нам уже говорят, что мы самый читающий класс. Приятно. Какие выводы ещё можно сделать из всего этого? Я не открою Америку, если скажу, что дети в этом возрасте, как пластилин, лепи из них, что хочешь. Главное, чтобы скульптор был мудрым и любящим. Они этому еще поддаются. Я только начинаю и знаю, что мне предстоит еще масса работы с этим классом, но я уже этого не боюсь. Наверное, после того, что мне пришлось перенести, я больше ничего не буду бояться. Как говорят, что нас не убивает, то делает нас сильнее. В моем случае это абсолютно верно. Вопреки трудностям я стала по уверенней в себе и, пожалуй, повзрослее. Не только мы, но и дети воспитывают нас, взрослых. Конечно, после общения с ними мы становимся терпимее, именно терпимее. А терпение очень важно в нашей, уже взрослой жизни. Моя мама сказала как-то на выпускном вечере своему, уже уходящему во взрослую жизнь, классу: “ Я вас учила, вы меня учили. Порой казалось, что сломаюсь я. Но я стояла, зная, что, наверное, пройти сей путь - была судьба моя. И я прошла. И вот стою пред вами, отчаянно волнуясь и любя, не знаю, что сказать, чтоб не забыли меня, свой класс и много лет спустя....”. Если говорить откровенно, учителя, не побоюсь этого слова - каста. Именно каста, так как профессия учителя, накладывает на тебя ряд неписанных норм и правил. Учитель начинает исповедовать определенный кодекс чести. Ведь всем понятно, что существует большая разница в поведении учителей и представителей других профессий. Это и отсутствие ненормативной лексики, сдержанность, такт. Вот как- то даже выпало наблюдать такую интересную ситуацию: Всем известно, что учителя проходят курсы повышения квалификации. И мне, как молодому специалисту, тоже пришлось через это пройти. И какое удовольствие, а лучше даже сказать ликование, я испытывала, когда возникали какие-то профессиональные споры между моими коллегами во время нашей учебы. Эти дебаты проходили настолько культурно и этично, что и вызывали искренние уважение к учительской профессии. Порой мы являемся невольными свидетелями разрешения споров кондукторов, водителей, продавцов. Контраст очевиден. Что еще хочется сказать? Наверное, молодежи не стоит настолько бояться идти в школу. Да, в первое время будет хотеться уйти хлопнув дверью, и никогда сюда больше не возвращаться. Но это время надо переждать, перетерпеть, перебороть, потом станет легче. Ведь сейчас, благодаря нашему правительству, статус учителя стал все- таки подниматься. Это радует и вселяет надежду. И поэтому, будущие молодые педагоги - удачи вам, и ничего не бойтесь!