Цели урока:
Оборудование: камертон, металлическая линейка, компьютер.
Ход урока
I. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости,
Давайте поприветствуем их. Садитесь.
II. Повторение.
На предыдущем уроках мы свами изучали тему: “Механические колебания” и приступили к изучению темы: “Механические волны”.
Рассмотрели понятия: волна, упругие волны, необходимое условие возникновения волны, выяснили разницу между продольной и поперечной волной, а также изучили важнейшие характеристики любой волны. Для того, чтобы нам двигаться с вами дальше по волнам нашей памяти, мне необходимо посмотреть, как вы усвоили предыдущий материал. (Слайды 1-7). Презентация
Я приглашаю к доске 3-х учеников:
- с 1 ряда;
- со 2 ряда;
- с 3 ряда.
Первый человек формулу для расчёта периода колебаний, второй человек формулу для расчёта длины волны, а третий-формулу для расчёта скорости волны, выражающую связь с частотой. Для этого на кафедре имеются карточки с физическими величинами и знаками действий. В это время каждый ряд следит за составлением формулы товарищем.
- Давайте проверим. Хорошо. Садитесь.
Следующее задание: я проговариваю определение, а вы должны одним словом ответить, о чём идёт речь.
Итак, для первого ряда:
- Колебания, при которых координата колеблющегося тела с течением времени меняется по закону sin (или cos) называется… (Гармоническими)
Для второго ряда:
- Колебания, происходящие за счёт внутренних системы после того, как система выведена из положения равновесия, называются… (Вынужденными).
Для третьего ряда:
- Возмущения, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называются… (Волнами).
Я благодарю Вас, вы повторили понятия, формулы, изученные нами на прошлых уроках.
Ребята, а каким словом, каким определением мы закончили повторение?
(Словом “волна”)
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом волн, но сначала, хочу попросить вас проделать за мной следующие манипуляции. Мы сейчас пропоём с вами несколько звуков. Повторяйте за мной: (Слайд 8)
Ребята!- А что мы сейчас с вами делали? (Пели)
- А что издавало наше горло? (Звуки)
- Как вы думаете, о каких видах волн должна пойти речь на сегодняшнем уроке? (О звуковых волнах)
Верно! Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока: “ Звуковые волны”.
На доске вы видите план нашего урока. (Слайд 9)
1. Источники звука, характеристики звука.
2. Особенности звуковых волн.
3. Звук в различных средах.
4. Применение звука.
А эпиграфом к уроку я взяла следующие слова. (Слайд 10)
“Откуда звуки возникают,
Что слух повсюду нам ласкают.
Пора задуматься всерьёз.
В грозу мы слышим рокот грома,
Вот шум прибоя, плеск волны,
Другие звуки нам знакомы…”.
- Так, что же такое звук?
(Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами или звуком). (Слайд 11)
Итак, у вас на партах имеется опорный конспект. Возьмите его и внимательно посмотрите. Этот конспект представлен в виде круговой диаграммы, и первое, что мы сейчас выясним - это какие бывают источники звука.
Давайте с помощью металлической линейки попробуем изобразить звук. Меняя длину, мы меняем звучание. Как вы думаете, почему линейка звучит? (Отклоняя линейку, происходит сжатие среды, отпускаем -разряжение. Периодические сжатия и разряжения в виде волны доходят до нашего уха, и мы слышим звук). (Слайды 12-17)
Ухо — естественный приёмник звуковой волны.
Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы и отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие.
Ухо человека воспринимает звуковые волны длиной примерно от 20,625 м до 1,65 см, что соответствует 16–20 000 Гц (колебаний в секунду).
С возрастом чувствительность человеческого уха к высокочастотным звукам постепенно падает.
А сейчас я продемонстрирую вам звук с помощью прибора, который называется камертон. Камертон, в переводе, означает чистый тон”, тон одной частоты, он создаёт звуковую волну. Вилки камертона укреплены на резонаторном ящике, он служит для усиления звука. Более подробно о камертоне мы поговорим на следующем уроке, а сейчас мы просто слушаем звучание.
Вилки камертона при звучании создают колебания, мы их не видим, но чётко слышим. Итак, давайте, перечислим источники звука и впишем их в опорный конспект.
Отвечают дети:
- гитара;
- камертон;
- линейка;
- пение;
- речь;
- музыка из компьютера. (Слайд 18)
Достаточно! Хорошо!
А теперь найдите сектор “Характеристика волн”. На прошлых уроках мы с вами изучали, а сегодня повторили, что любая волна характеризуется такими величинами как. (Слайд 19–20)
И хочу обратить ваше внимание на диаграмму частот. Что вы видите на этой диаграмме?
(Ответ детей: интервал частот от 16 до 20000 Гц - слышимый звук).
Правильно! Ребята, частота меньше 16Гц называется инфразвуком, и к следующему уроку я попрошу подготовить доклад по данной теме. Частота 20000 Гц - ультразвук. И тоже подготовить доклад по данной теме. На сегодняшнем уроке мы поговорим о слышимом звуке. Звуки переносят энергию, которая, как и другие виды энергии может использоваться человеком. Но главное - это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладают речь и музыка. (Слайд 21 -25) Ещё с древних времён звуки служили людям средством связи и общения друг с другом, средством познания мира и овладения тайнами природы. Звуки - наши неизменные спутники. Они по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью.
Классификации источников звука. (Слайд 27-28)
По происхождению (естественные и искусственные).
По закону колебаний (периодические, импульсивные, гармонические, негармонические).
Запишем в тетрадь следующее определение:
Раздел физики, в котором рассматриваются свойства звуковых волн, закономерности их возбуждения, распространения и действия на препятствия, называется акустикой. (Слайд 29)
Какими же особенностями обладают звуковые волны? Давайте зачитаем вслух. (Идёт работа с опорными конспектами по выявлению объективных и субъективных характеристик звука).
Рассматривать объективные характеристики звука мы не будем, т.к. этот материал выходит за рамки школьного курса.
Субъективные характеристики:
1. Громкость звука. (Читают определение в учебнике С.В.Громов на стр.131).
- А что называется амплитудой колебаний? (Ответ учащихся)
Громкость измеряется в белах (в честь Александра Грэхема Белла). (Слайд 30)
На практике громкость измеряется в децибелах. 1дБ=0,1Б.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд 30. Вы видите, что громкость равная:
-
10дБ - шелест листьев;
- 20-30дБ - тиканье часов;
- 40 дБ - разговор средней громкости;
- 80 дБ - шум двигателя автомобиля;
- 120 дБ - шум трактора;
- 130 дБ - порог болевого ощущения;
- 1000 дБ - самолёт на старте.
- При 130дБ - возникает порог болевого ощущения.
- Порогом болевого ощущения называется интенсивность звука, вызывающего болевые ощущения.
Он практически не зависит от частоты и составляет приблизительно 1Вт/м2
Звук громкостью свыше 180дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки.
- А вот порогом слышимости называется наименьшая интенсивность звуковой волны, которая может быть воспринята органом слуха.
(Слайд 32)
При частоте 1кГц порог слышимости составляет 10 Вт/м2.
Следующая характеристика, это высота звука, тон, обертон, тембр.
(Дети читают определение по диаграмме опорного конспекта).
Звуки человеческого голоса делят на несколько
диапазонов. (Слайд 33-35)
(Англ. певец Норман Аллин брал частоту 44 Гц)
- Баритон - 110-149 Гц
(Высоцкий В.)
- Тенор - 130-520 Гц
(И.С. Козловский)
- Дискант - 260-1000 Гц
(Р.Лоретти)
- Сопрано - 260-1050 Гц
(Г.П.Вишневская)
- Колоратурное сопрано до 1400 Гц
(Француженка Мадо Робен брала “ре” четвёртой октавы - 2300Гц, это сравнимо с голосом Витаса).
Следующий сектор нашей диаграммы “Звук в различных средах”.
- Как вы думаете: зависит ли скорость распространения звуковой волны от свойства среды? (Да)
- К сегодняшнему уроку я просила подготовить краткие сообщения.
(Выступления учащихся). Спасибо!
И последний сектор “ Применение звука”.
Давайте посмотрим, где же звук нашёл своё применение! (Слайд 36-39)
И это перечислена лишь небольшая часть, где звук нашёл своё применение!
По действию, производимому на нас, все звуки делятся на музыкальные и шумы.
Шумами называется набор колебаний различной частоты.
Ещё древние заметили, что музыкальные звуки благотворно действуют на психику человека и использовали их для лечения.
Вначале урока мы с вами пропели несколько звуков. (Слайд 40)
Я хочу, чтобы вы знали:
- Звук Н - активизирует творческие процессы и творческие способности:
- Звуки А и О - приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроится на работу;
- Звук И - прочищает нос, лечит горло.
Итак, сегодня мы познакомились на уроке с физической природой звука, его основными характеристиками, с музыкальными звуками и шумами, с тем как распространяется звук в различных средах, с объективными и субъективными причинами звука.
А сейчас для закрепления полученных знаний давайте поиграем с вами в игру.
I ряд - первая команда;
II ряд - вторая команда;
III ряд - третья команда.
Вы должны отвечать только “да” или “нет”.
Игра называется “Веришь - не веришь”. (Слайд
42)
III. Подведение итогов урока. Наш урок мне
хочется закончить словами Альберта Энштейна “День,
в который вы ничего не узнали, - это потерянный
день . Нам так много надо узнать - у нас так мало
времени”. (Слайд 43)
(Слайд 45)
Это небольшой сеанс релаксации, для того, чтобы снять усталость, напряжение, набраться новых сил к следующему уроку по расписанию. Вы можете закрыть глаза и представить, что находитесь на берегу моря и любуетесь красотой пейзажа, и слушаете неизведанные звуки морского прибоя. (До звонка дети слушают музыку)
IV. Урок окончен. До свидания!