Цели урока:
Ход урока
Слайд 1. Презентация
Работа по теме урока.
- Прочитайте пословицу и объясните её значение.
Люди рады лету, а пчела – цвету.
Слайд 2
Дети рассматривают картинки с изображением веточек сирени, черёмухи, липы, калины, рябины и изображением цветов: ромашки, фиалки, ландыши, колокольчики, гусиные лапки, фиалки, васильки, лён полевой, ленок садовый. Вокруг вьются пчёлы, шмели, осы.
Слайд 3
Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах – отгадках. Запишите схему слова. Укажите ударный слог. Назовите ударную гласную.
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса)
Слайд 4
- Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Слайд 5
- Паренёк синеглаз нам рубашки припас. (Лён)
Слайд 6
- Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Слайд 7
- Летом вырастают, а зимой опадают. (Листья)
Слайд 8
- Составьте слова из слогового лото. (Кино, Нина, коты, тина, коса, сани, Никита)
Слайд 9
- Какое правило помогло нам вспомнить эти слова? (Слова Нина и Никита подсказали нам, что имена людей пишутся с заглавной буквы.)
- Посчитайте на ленте букв, сколько гласных мы уже знаем. (Пять букв.)
- На какие две группы можно разделить гласные, которые мы изучили? Почему? (С буквами а, о, у, ы согласные читаются твёрдо. С гласной буквой и согласные читаются мягко.)
Отгадайте загадку:
Красота всего парка.
Людям – тень, если жарко.
Даст резную посуду
И подлечит простуду.
Что это? (Липа)
Слайд 10
- За что люди любят дерево липу? (Липа украшает парки, даёт пчёлам мёд, лекарство для человека (липовый чай). Из дерева липы вырезают ложки и другие вещи. Липа очень мягкое дерево)
- Среди группы рисунков найдите дерево липу. Выполните графическую схему этого слова. Обозначьте слоги, ударение. Произнесите первый слог. Какой первый звук вы слышите? Какой это звук? (Это согласный звук. Он произносится с препятствиями.)
- Как располагаются язык, зубы при произнесении нового звука? (Кончик языка прижимается к верхнему нёбу и резко отрывается.)
- Произнесите ещё раз новый звук [л]. Что ещё вы можете сказать о нём? (Звук [л] мягкий потому, что за ним следует гласный звук [и].)
- Теперь мы можем составить звуковую схему слова липа. Послушайте стихотворение Л.Воронько.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой
Не ломай меня!
Медоносным цветом
- Зацвету я летом –
Береги меня.
- Подумайте, как его можно озаглавить? (Это стихотворение про маленькую липку. Назовём стихотворение “Липка”.)
- Рассмотрите изображение деревца – маленькой липки. Выполните слоговой анализ этого слова. (Липка – в этом слове два слога. Первый слог – лип-, второй слог ка. Ударный первый слог).
Слайд 11
- Можно ли из первой звуковой схемы сделать схему к новому слову липка? (Нужно добавить звук [п]. Звук [п] согласный, твёрдый. Он примыкает к слогу – слиянию ли.)
- Произнесите новый звук ещё раз и подумайте, что ещё мы можем рассказать о новом звуке? (Звук [л] звонкий.)
- Что ночью сверкает и всё освещает? (Луна)
- Какой звук вы слышите в начале слова? Расскажите, какой это звук? (Звук [л] согласный, твёрдый, потому что за ним слышится [у]. Он звонкий.)
- Составьте звуковую схему слова луна.
Слайд 12
- Послушайте стихотворение И. Гончарова и назовите слова, в которых вы слышите звуки [л] и [л’].
Не шумите … тише…
Тише …
Вот уже который год
Ласточка у нас под крышей
Гнёздышко весною вьёт.
- С какой интонацией вы читали бы это стихотворение? (Ласково. Нежно. Ласточка вьёт гнёздышко. Скоро в нём появятся птенчики.)
- Составьте слоговую схему к слову ласточка. Выделите звук [л].
- Укажите местонахождение нового звука. Дайте характеристику этому звуку. Начертите графическую схему слова. Где слышится звук [л] в слове? Этот звук согласный, твёрдый, звонкий.
Слайд 13
Послушайте ещё стихотворение.
- Спой мне, ласточка, прошу,
А она в ответ: - Спешу! -
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
- И чего ласточка строит своё гнездо? (Из глины)
- В каких словах вы слышите звук [л]. Расскажите, какой он? (Ласточка – звук [л] - твёрдый. Клювом - [л’] – мягкий. Глины - [л’] - мягкий.)
Послушайте стихотворение В. Кожевникова и постарайтесь запомнить несколько слов, в которых вы услышали новые звуки [л], [л’].
Лисёнок проснулся
И вышел умыться.
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица.
Он вежливым был
Извинился к тому же:
Пойду поищу-ка,
Свободные лужи!
- Назовите слова, в которых слышите звуки [л], [л’]. Приготовьте карточки со звуками [л], [л’].
Проведём слуховой диктант.
Слушаем стихотворение и выкладываем на столе звуки [л] или [л’]. После каждого предложения проведём проверку выполненной работы.
- Вот мы и познакомились ещё с новыми звуками. Расскажите, что вы о них знаете? (Звуки [л], [л’] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми, могут быть мягкими.)
- Мы с вами хорошо поработали. У нас должна получится очень красивая картина. Давайте вспомним всё, над чем мы работали на уроке. Составьте предложения про предметы, которые я буду выставлять на доске, и выполните его графическую схему. Вот первый предмет: липка.
- Дети составляют предложения.
- Вот и получился у нас с вами очень интересный рассказ. Сегодня мы познакомились с новыми звуками. Какой буквой обозначаются эти звуки? Для чего нам необходима заглавная буква Л?
- Прочитайте слоги с новой буквой (с.59). В каких слогах – слияниях звуки произносятся твёрдо? (Ла, лу, ло, лы.)
- В каких слогах звуки [л] читаются мягко? (В слоге – слиянии ли.)
- Назовите, в названии каких предметов звук [л’] читается мягко? (В слове руль.)
- В какой части слова мы слышим этот звук? (На конце слова.)
- Назовите предмет. Если в слове [л]? ([Л] – твёрдый согласный.)
- Прочитайте слова. Чётко и чисто произнесите [л]? Прочитайте текст.
Дети читают цепочкой.
- Что вы узнали из текста? Нарисуйте словесную картину. Озаглавьте текст. (“Лето”.)
- Рассмотрим картину “Зима”.
- Дети рисуют словесную картину.
- Прочитайте текст, придумайте заголовок. (У Оли кукла.)
- Прочтите слова, в которых есть [л’]. (Оли, уснули.)
- Слово уснули измените так, чтобы звук [л] слышался твёрдо.
- Рассмотрите картинку (с.62–63). К какому произведению относится иллюстрация? (“Краденое солнце”. Написал его К.Чуковский.)
- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Назовите все слова, в которых есть буква л. Назовите звуки, которые они обозначают?
- Придумайте слова, оканчивающиеся на звук [л’]. Укажите, к какой схеме относится ваше слово. (Соль, моль, даль, пыль, щель, цель, роль, метель.)
- Придумайте имена людей, начинающиеся с буквы Л. Звуковой карточкой просигнальте, какой звук [л] слышится в этом имени? (Лина, Лида, Леня, Ляля, Лариса, Лёва, Лика, Люда, Лаврентий, Людовик, Лиза.)
- В каких именах буква л спряталась в середину или в конец слова. (Кирилл, Павел, Аля, Коля, Поля, Пелагея, Мила, Оля, Алина, Золушка, Анатолий, Олимпиада.)
- Правописание какой орфограммы мы повторили? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных.)
- Отгадайте загадку и объясните, какое ещё значение имеет слово – отгадка? Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … Что это? (Это лук. Лук – огородная зелень. Лук – детская игрушка.)
- Знаете ли вы мальчика – луковку из произведения Джанни Родари? (Это Чиполлино.)
Расскажите всё, что вы знаете о букве л. Подчеркните букву л.
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Прочитайте слова, записанные на доске.
ЛА | ЛАК | ЛАКИ |
ЛИ | ЛИК | ЛИКИ |
КТО | КОТ | ТАК |
ТУК | СТУК |
Закончите фразу. Слова начинаются на букву л. В зоопарке разные звери: вот рыжая (лиса), сильный царь зверей (лев), гордый и красивый (лось), белокрылый (лебедь).
Прочитайте предложения (с.64). Какое значение имеет каждое слово лук?
- Напечатайте предложение. Используйте наборы картинок.
Оса укусила Алика.
- Поставьте ударение в словах.
- Самостоятельно прочитайте текст.
Мама – лама. У ламы сын. Сынок мал и мил.
- Кто такое лама? Кто был у ламы? (У ламы был сынок.)
- Каков был сын ламы? (Он был мал и мил.)
- Прочитайте выразительно текст. Найдите слова с [л’].
Итог урока.
- Сделайте выводы о новых изученных звуках буквах.