Методика преодоления дисграфии, обусловленной нарушением фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза у учащихся начальных классов

Разделы: Логопедия


Для современной школы характерной становится проблема нарушений письма и чтения. Эта проблема встает остро еще и потому, что письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

Для успешной коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения необходимо своевременное выявление данных недостатков и организация помощи учащимся. Своевременное и всестороннее выявление и преодоление недостатков речи позволяет обеспечить надлежащую эффективность коррекционной работы и придать ей нужное направление.

В данной статье приводится пример работы над преодолением специфических ошибок на письме с учениками второго класса ГБОУ ЦЛПДО с диагнозом дисграфия.

При обследовании, у большинства учеников отмечалось:

- звукопроизношение в норме;

- фонематическое восприятие нарушено;

- лексико-грамматический строй в норме;

- специфические ошибки на письме: пропуск гласных и согласных букв.

Анализируя результаты обследования, можно сделать вывод, что ошибки на письме обусловлены недостаточным уровнем сформированности звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Пропуск букв при письме под диктовку свидетельствует о том, что ученики не вычленяют в составе слова всех его звуковых компонентов.

Приведем примеры занятий, направленных на исправление данных нарушений. Работа проводится по нескольким этапам.

Начинать работу целесообразно с анализа гласных звуков. Это первый этап формирования языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия

Занятие 1

Тема: Звук и буква А.

Цель: Звукобуквенный анализ слов.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить четкому произношению звука;

- соотносить звук с буквой и символом;

- выделять звук [А] и букву А среди сочетаний гласных, слогов и слов;

- развивать простые формы звукового анализа и синтеза;

- формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.

2. Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, положительное отношение к учебе, прилежание.

3. Коррекционные

- Развивать зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.

Оборудование: зеркало; элементы рукописной и строчной букв А; карточки

для самостоятельной работы; предметные картинки для составление рассказа;

демонстрационные картинки, изображающие мальчика и девочку; альбомы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы занятия.

II. Основная часть.

1. Произнесение звука [А]. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знакомство с характеристикой звука [А] и нормой произношения.

2. Выделение звука [А] на слух:

а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;

б)из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;

в)из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;

г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.

3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

Логопед: К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.

4. Припоминание и дифференциация мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.

Логопед: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские. (Логопед выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)

Запись на карточках:

...ртём ...гриппин ...нтон ...левтин...
...лён... ...лексей ...ня ...ртур
...н...ст...сия ...лекс...ндр... ...ндрей

5. Соотнесение слов со звуковой схемой. Развитие логического мышления

Логопед: девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука и буквы А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам.

Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно, это ... (Белка)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост - ее краса.
Это кумушка - ... (Лиса)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
На носу повисла капля.
Ну конечно, это ... (Цапля)

Полосатая лошадка -
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)

Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (Машина)

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика - "Замок", "Зайка и барабан", "Зайка и зеркало".

Игра "Цапля"

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не прыгать, не качаться
За соседа не держаться

(Ребенок стоит попеременно на правой и левой ноге)

"Дом большой – дом маленький"
У медведя дом большой: ой-ой-ой-ой (развести руки в стороны, вдох),
А у зайца маленький: ай-ай-ай (присесть, выдох, опустить голову)
Мишка наш пошел домой: ой-ой-ой (ходьба вразвалку)
Да и крошка-заинька: ай-ай-ай (прыжки на 2-х ногах)
Дует ветер в лицо, закачалось деревцо. Ветерок все выше (взмахи руками, наклоны, потягивания).

6. Развитие способности к звукобуквенному анализу на уровне предложения.

Логопед: Девочка и мальчик записывали предложения.

Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения.

Запись на доске:

...ня принесл... м...ленькую соб...чку.

Н.. з...ре ребят.. пошли на рыб...лку.

Соб...к... сидит около будки.

Н... з..боре сидел... кр...сив...я кошк... .

7. Развитие связной речи.

Логопед: Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки). Ученики записывает предложения.

Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, картофель, кабачки.

Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.

Приблизительный текст сказки:

На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими овощами.

II. Итог занятия

Припоминание темы занятия.

Домашнее задание.

Учитывая нарушения фонематического восприятия у учеников и затруднения в дифференциации гласных звуков, необходимо провести занятия на дифференциацию. Подобная работа проводится со всеми гласными, а потом и согласными звуками.

Занятие 2

Тема: Дифференциация У–О.

Цель: Формировать умение различать буквы У – О и звуки [У] - [О]

Задачи.

1. Образовательные:

- учить различать звуки [У] - [О] на слух и буквы У-О при письме;

2. Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, прилежание, стремление к успешному обучению, культуру поведению на занятии.

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: замок, фигурки принцесс Оля, Уля, карточки со словами, насыщенными звуками О –У, карточки с деформированными словами.

1. Задание.

Логопед: мы сегодня пойдем гулять в волшебный лес. Посмотри, какой красивый замок встретился нам на пути. Кто же там живет? Здесь живут принцессы Оля и Уля (выходят принцессы). Оля и Уля загадают нам несколько загадок, которые нужно разгадать. Первая загадка: Нужно распределить слова в 2 столбика. В первый записать слова в которых есть звук [У], во второй записать слова в которых есть звук [О]

Куст, сом, туча, ком, просо, уха, думать, плохо, кума, пуча, очки, нос, гном, душа, хор, вздох, фуфайка.

2. Задание. Вставить пропущенные буквы О или У.

с...к пр...д тр...ба ...х...
с...к т..к гв...здь авт...б...с
д...ш зв...к р...ща в...л..сы
к...ст к...ча с...р..к д...ски

3. Задание.

Списать правильно предложения. Подчеркнуть букву У, а О перечеркнуть наклонной линией.

Луше купили вкусное молоко.

Плов - вкусное кушанье.

Коля и Уля купались в озере.

У Шуры новая голубая блуза.

Наш хор хорошо выступил на концерте.

Физкультминутка

Ребенок держит в правой руке цветные полоски в форме свечи. Спокойно вдохнуть ртом. Затем медленно постепенно выдыхать – “гасить”, произнося фффф.

Дует ветер в лицо, закачалось деревцо. Ветерок все выше (взмахи руками, наклоны, потягивания. Чередование статических и динамических нагрузок.

4. Задание.

Логопед: Оля и Уля прочитают тебе чистоговорки и просят записать их по памяти:

1) Кукушка сшила кукушонку капюшон.

2) Сшит колпак не по-колпаковски.

3) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

5. Задание.

Логопед: А теперь Оля и Уля просят тебя угадать, как изменятся слова, если заменить букву О на У:

сок - сук дума -........ мол - ......
дол - ...... стул - ........ бок-
гол - ....... нуга - ....... мох - ......
солить - ....... стук - .........

III. Итог занятия

1. Припоминание темы занятия

2. Домашнее задание.

Необходимо также провести дифференциацию согласных звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам.

Далее проводятся занятия для развития звукобуквенного анализа (гласные и согласные)

Занятие 3

Тема: Звукобуквенный анализ.

Цель: Формирование звукобуквенного анализа.

Задачи.

1. Образовательные:

- формировать навыки звукобуквенного анализа.

2. Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, прилежание, положительное отношение к учебе.

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание.

Оборудование: карточки со словами разной слоговой структуры (односложные, двусложные, трехсложные)

Ход занятия

I . Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы занятия

II. Основная часть

1. Задание.

Логопед: К нам в гости пришел Незнайка. Учитель ему поставила двойку за задание. Он пришел к нам в гости с просьбой помочь в выполнении. Учитель дала задание распределить слова в 3 столбика. В первый слова, в которых 1 гласный звук, во второй слова, в которых 2 гласных звука, в третий - слова, в которых 3 гласных. А Незнайка все перепутал. Посмотрите, как он выполнил задание (предъявляется задание с ошибками, ученику предлагается исправить ошибки, которые допустил Незнайка)

Пень Картон Вымпел Молоко
Слова Лук Вата Картофель
Сад Зима Вздор Зал

2. Задание.

Логопед: Незнайка опять обращается к нам за помощью: он не знает, как выполнить другое задание учителя. Нужно выделить 3 звук из данных слов и составьте из полученных звуков слово:

документ, обновка, плуг, патока, колодец, дрова, копоть, внуки, походка.

3. Задание.

Логопед: Давай покажем Незнайке, какие задания мы выполняем на уроках. Нужно выделить из слов первый и последний звуки и записать полученные слоги.

1) Солнце, вода, молоко, енот, кадушка, ловко, шашки.

Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки, листочки, скоро, кустики.

Матрешка, машина, плохо, дача, резинки, лужа, совы, ножку, лихо, тихо.

Из выделенных слогов составить предложения.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть (присесть),
Нужно лапочки погреть (дыхательная гимнастика),
Лапки вверх, лапки вниз (встать, руки вверх, руки вниз)
На носочках подтянись (руки вверх).
Лапки ставим на бочок (руки на пояс)
На носочках скок-скок (прыжки на месте).
А затем вприсядку (ходьба на корточках),
Чтоб не мерзли лапки

5. Задание

Логопед: А теперь давай вместе с Незнайкой выполним следующие задание нашего занятия, нужно из данных звуков составить слова:

  1. о, д, м -
  2. д, с, а-
  3. а, ч, д, а-
  4. в, з, о , н-
  5. р, в, о, д -
  6. а, с, а, н, н, а-
  7. о, л, а, п, а, т-
  8. и, п, л, о, т-

6. Задание

Логопед: А теперь давайте поиграем в школу. Незнайка будет учеником, а мы будем давать ему задания. Если Незнайка не сможет выполнить задание, мы его поправим. Нужно придумать по 3 слова, начинающиеся со следующих звуков:

1) Л   5) З   9) С
2) П   6) Т   10) И
3) У   7) О   11) Б
4) Р   8) В   12) Ш

IV. Итог занятия

Припоминание темы занятия/

Домашнее задание.

Далее работа переводится на уровень слогов и предложений

Таким образом, в результате систематической, целенаправленной, систематизированной работы, можно говорить об успешном формировании навыков звукобуквенного, слогового и языкового анализа синтеза у учеников начальных классов.

А поэтапность преподнесения материала позволяет отслеживать степень овладения навыками и динамику состояния письменной речи учащихся.

Литература

Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М., 1991.

Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.:АРКТИ, 2005.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство ''Союз'',

Павлычева Е.А. Система упражнений по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. Из опыта работы.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция.. -2001.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 упражнений для развития речи. - М., 1995.