Цели и задачи:
- раскрыть смысл понятия “Письменные источники информации”;
- расширить представление о книгах – как письменных источниках информации;
- воспитывать интерес, бережное отношение к книге, любовь к чтению.
Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), книги по разной тематике, старинные книги и документы из музея, документы, газеты и журналы, карточки с заданиями для групп.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока – урок– путешествие виртуального характера.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации, актуализация, выход к теме.
Сегодняшний урок мы начнем несколько необычно.
Сейчас мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. Вы все готовы? А какое у вас настроение? Настроились, мы отправляемся в путешествие вокруг света. Представьте, что мы плывем по бескрайним морям, океанам. Но наш корабль теряет курс и мы оказываемся на необитаемом острове… К тому же у нас растеряны в океане все вещи. Как вы думаете, с какими трудностями нам придется здесь столкнуться? (Голод, холод, нет еды, можем заболеть.) Но к нашей великой радости, у нас уцелел один багаж– с книгами. Эти книги у вас на столах.
Задание для групп.
На столах у каждой группы разложены книги по определенной тематике.
Рассмотрите эти книги, исследуйте, и скажите, смогут ли эти книги нам помочь в этой сложной ситуации. Если да, то каким образом?
(Научимся из дерева мастерить разные предметы, даже лодку; сможем оказать первую помощь, если это будет необходимо, научимся сшить одежду, будем лечиться, если заболеем; узнаем, кто обитает рядом с нами, узнаем по карте путь домой.)
Вывод:
– Что мы узнали из книг? (Информацию.)
Значит, чем являются книги? (Источником информации.)
В каком виде представлена информация в книгах? (Текстовая и графическая.)
Итак, мы с помощью книг выжили и смогли выбраться из необитаемого острова, и продолжаем свое путешествие уже на уроке по теме…..(Спрашиваю детей.)
Наша тема – “Письменные источники информации”.
Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме? Как вы думаете, чем мы займемся? (Через ответы детей выходим на цель урока.)
Мы рассмотрим:
1) Какие еще бывают письменные источники информации.
2) Для чего они нужны? (Цель урока выносится на Слайд 2.)
Работа над новой темой.
Мы отправляемся дальше. Давайте уточним наш маршрут, выделим места, где мы побываем. (Слайд 3)
(Загадки на карточках для групп.) Где у нас будет следующая остановка, мы узнаем у первой группы. (Карточка с вопросом “Место, где живут старинные вещи – это ?” – музей.)
Людей, которые работают в музее, называют смотрителями или хранителями. – 1 группа. Словарная работа-карточка “хранитель”
Загадка для второй группы: “На этих зданиях в Древней Греции были такие надписи: “Здесь живут мертвые и говорят немые”. И в наше время тут можно найти очень много интересной и полезной информации? О каких зданиях идет речь?” библиотека.
Здесь у нас будут работать библиотекари. – 2группа. словарная работа-карточка “библиотекарь”.
Загадка для третьей группы.
“Хранилище для документов – это?” (Архив.) Словарная работа-карточка “архив”.
В третьей группе у нас будут архивариусы. Так называют работников музеев. Словарная работа-карточка “архивариус”
А здесь у нас будут работать журналисты.
Итак, где мы сегодня побываем? (В музее, в библиотеке, в архиве.) (Слайд 4)
Чтобы попасть в эти места, вам нужно поработать в группах. Задания для групп:
1-й группа – как вы думаете, зачем мы идем в музей? Что мы там по нашей теме можем узнать? Что бы вы хотели увидеть в музее? (Старинные книги…,об истории создания книги.) На столах у первой группы разложены старинные книги, документы-вещи-экспонаты, позаимствованные из музея.
Внимательно рассмотрите эти экспонаты, попробуйте понять, о чем они?
2-я группа:
Зачем мы идем в библиотеку?
На столах у второй группы разложены книги по разным тематикам.
На какие группы вы бы разделили эти книги?
(У вас три полки, как вы разложите эти книги?)
3-я группа:
На столах у третьей группы разложены разные документы– паспорт, диплом и т.д. Назовите одним словом, что у вас лежит на партах? (Документы.) – Словарная работа со словом “документ”.
Какую информацию можно узнать по этим вещам?
Можно ли их назвать источниками письменной информации?
4-ф группа:
(На столах у четвертой группы разложены газеты, журналы.) Что это?
Можно ли это назвать их источниками письменной информации?
Полистайте, о чем можно узнать из этих источников?
(Для работы групп даю время.)
Выступает первая группа.-
(В музее можно увидеть старинные книги, документы)
Мы в музее. (Слайд 5)
Существуют письменные и устные источники информации.
Письменные источники информации существовали не всегда. Древние люди чаще всего использовали устные источники информации. Позже появилось письменность. (Слайд 6)
И тогда появились и книги .В древности носителем информации в книге была – что? (Береста, пергамент, папирус.)
В музеях можно увидеть книги из бересты (Слайд 7); в виде деревянных дощечек. (Слайд 8)
Все эти книги – рукописные, написаны от руки.
А это первый печатный станок. (Слайд 9)
На таком станке была напечатана первопечатником Иваном Федоровым один из самых древних книг – Апостол. (Слайд 10)
У нас в районном музее тоже хранятся древние книги, грамоты. (Показываю – Слайд 11, 12.) Ну как, интересно было вам в музее?
Дальше отправляемся в библиотеку. (Слайд 13) (Отвечает 2 группа, смотрим, как они разделили книги.)
А в библиотеку, зачем мы идем? (Чтобы познакомиться с современными книгами.)
А современные книги у нас разные:
1. – Художественная (сказки, рассказы, стихи).
2. – Учебная (учебники, рабочие тетради).
3. – Справочная (словари, энциклопедии). (Слайд 14, показываю выставку.)
А какой носитель используется для изготовления современных книг? (Бумага.)
А для электронной энциклопедии? (Компакт-диски, жесткие диски.)
Работает 3-я группа. Посмотрите, что у вас лежит на столах. Что это? (Документы.) Что вы узнали из этих документов? Это тоже письменные источники информации. Дома такие документы хранятся у вас в шкафу, в коробке. Это – ваш семейный архив-место ,где хранятся важные документы. Вот мы и отправимся в архив. Документы всего района хранятся в Бардымском архиве в больших коробках, на стеллажах. (Слайд 15–18)
А сейчас поработают наши журналисты.
Что у вас на партах? Что узнали? Это письменные источники?
Газеты и журналы тоже являются письменными источниками информации. (Слайд 19)
Где мы сегодня побывали?
А теперь давайте посмотрим, смогли ли мы найти ответы на вопросы, поставленные в начале нашего путешествия:
1) Какие бывают письменные источники информации?
2) Для чего они нужны?
Обобщение по теме. (Слайд 20)
- Книги, газеты, письма, тетради, дневники, журналы – источники письменной информации;
- Из письменных источников информации мы получаем сведения о событиях и фактах давно минувших дней, используем информацию для обучения, знакомимся с произведениями писателей и поэтов.
В заключении говорю, что на основании исследования мы поняли, что разные книги содержат информацию по разным разделам научных знаний. Авторы книг, которых мы с вами не видим и не знаем, передали информацию нам с вами. Самих авторов (людей, которые написали книги), возможно, уже нет в живых. Однако учебники живут, мы ими пользуемся. И пользоваться мы должны с уважением.
Домашнее задание:
– Придумать от лица книги правила по уходу за книгой.
Рефлексия.
(Слайд 21) Если наше путешествие вам понравилось и вы все поняли, т.е. тема понятна и задания были интересными – то для обратного возвращения домой вы выбираете голубой кораблик, если тема была интересная, но остались вопросы – выбираете зеленый, если тему не поняли, а задания были сложные – черный. Посоветуйтесь, выберите нужный кораблик и положите на парту. Остальные уберите.
(После этого ребята рассаживаются за компьютеры.)
Компьютерный практикум. Работа на тренажерах.
Задание на местах – 5–6 человек – 4-й ряд – сам. работа. – Оценки.
Общий итог.
– На каком кораблике мы уплываем домой. (Каких корабликов больше.) Что нового увидели. узнали?
(Останется время – знакомство с книгами.)