Систематизация и обобщение изученного о числительном

Разделы: Русский язык


Цели: систематизация и обобщение изученного о числительном; развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной и письменной речи; воспитание интереса к изучению морфологии, воспитание патриотизма, воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор; учебник “Русский язык 6 класс”, авторы : Баранов М.Т., Ладыженская; карточки с пословицами и поговорками.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Выразительное чтение отрывков:

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
(Дон – Аминадо “Города и годы”.)

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
(А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”.)

– Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты отрывки. Найдите числительные. Расскажите, что вы знаете об имени числительном? О правописании мягкого знака в числительных?

3. Систематизация и обобщение изученного о числительном.

1) Записать числительные в таблицу :

Простые числительные Составные числительные

5, 11, 100, 71, 60, 19, 10, 300988, 3, 574.

2) Определить часть речи, записать:

Три друга, четырёхместный автомобиль, утроить усилия, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал шестиклассником, пятый день, десятиэтажный дом.

3) Устная лексическая разминка.

– Назовите слова различных частей речи, содержащие числительное ДВА.

4) Немного внимания культуре речи. С какими существительными могут употребляться собирательные числительные? Запишите.

Мальчики, книги, сутки, девочки, козлята.

5) У чисел есть своя история возникновения. Не зная прошлого, трудно понять настоящее. Дома вы приготовили доклады на тему “История числительных”.

Выступления учащихся:

1-й ученик:

– Количество слов, которые мы называем числительными, в русском языке невелико – всего несколько десятков единиц. История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки осмысливали число как определённое количество каких – либо конкретных предметов : “ три зайца”, “пять деревьев”. И лишь постепенно они стали осознавать число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число три или число пять. В давние времена существовало сочетание “ подай пясть”, то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное число “пять” связано со словом “пясть” (“рука”). Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. “Один”, “два”, “три”, “четыре” – из прилагательных. “Пять”, “шесть”, “семь”, “восемь”, “девять” – из существительных. Более сложные счётные слова образовывались описательно. “ Три на десять” – значило 13. Если нужно было обозначить ещё большее количество, прибегали к метафорам. Слово “ тысяча” появилось раньше других слов. когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово “тьма”, десять миллионов – “ворон” (вечная птица), сто миллионов – “колода” (гроб). С течением времени счётные имена обособились от всех остальных имён, образовали самостоятельную часть речи – имя числительное.

Учитель:

– Вероятно, вы задумывались над тем, почему числительное сорок непохоже на другие числительные. Но можно ли объяснить его значение исходя только из внутренней его формы? Послушайте рассказ о происхождении этого слова.

2-ой ученик: ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “ мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один СОРОК (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затеи мешок с 40 соболями (или белками) и , наконец, числительное сорок.

6) Самостоятельная работа. Выполнение упражнения № 351 по заданию учебника. Один ученик выполняет работу на доске. Проверка.

7) Игра “Найди пару!” Ученики работают в группах, соединяют разрезные карточки, восстанавливая пословицы и поговорки с числительными, объясняют их смысл, дают характеристику числительным.

– все
– в один
– за один
– в два
– палка
– как
– наговорить
– идти
– как свои
– семь раз отмерь –
– не имей сто рублей,
– семь чудес
– до седьмого
– семи пядей
– быть на
– семь пятниц
– семеро одного
– спустить
как один
голос
присест
счёта
о двух концах
две капли воды
с три короба
на все четыре стороны
пять пальцев
один раз отрежь
а имей сто друзей
света
пота
во лбу
седьмом небе
на неделе
не ждут
емь шкур

3. Итоги урока. Рефлексия.

4. Оценки.

5. Домашнее задание: упр. 388 (по заданию учебника).