Коллекционирование в средней группе как форма познавательной деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Я работаю воспитателем в детском саду, который посещают дети с различными нарушениями зрения . Они отличаются от здоровых детей тем, что восприятие окружающего мира ограничено, на усвоение информации затрачивается больше времени. Многие дети с нарушением зрения проходят стадию астенического состояния , которая характеризуется нежеланием детей познавать окружающий мир, быстрой утомляемостью.

Многие родители не считают нарушение зрения у ребенка причиной его неудач, несобранности, расторможенности.

А дети с каждым годом становятся активнее, любознательнее. У них возникает много различных интересов, вопросов, часто очень интересных и необычных и не так легко решаемых. Объем информации об окружающей действительности возрастает. Однако возможности ребенка получить информацию без помощи взрослого невелики. По мнению Щукиной Г.И, Блиновой Г.М, Постниковой П.К сущность познавательного интереса заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не использовать готовую информацию о них. Для формирования такой познавательной активности дошкольников представляет такая форма работы, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование?

У детей с раннего возраста заложена способность к поиску, к собирательству.

Если не развивать такую способность, она со временем исчезнет. Во-вторых коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность.

В третьих, можно приобщить к коллекционированию взрослых, родителей.

Пусть они занимаются общим делом, находят общие интересы и решают их в тесном сотрудничестве с ребенком.

В 70-е годы коллекционирование приносило серьезные доходы в государственную казну. Существовало объединение клубов по интересам во

Всесоюзные объединения коллекционеров. В настоящее время , когда произошли изменения социальные , в экономике взрослые мало интересуются чем увлечены их дети, что они собирают и считают коллекционирование бесполезным занятием. По результатам анкетирования родителей такие семьи составляют 70%.

Чтобы помочь родителям понять, что собирательство чего-то дело необычное, интересное. Я предлагаю им посмотреть наши групповые коллекции, совместные коллекции родителей и детей, у которых уже сложились дружеские взаимоотношения и родители помогают своему ребенку в сборе коллекции. Провожу такие формы работы, как родительские собрания, консультации, на которых формирую представление:

– о значимости коллекции;
– о том, что может быть предметом коллекционирования.
– Показываю и рассказываю о способах коллекционирования.
– Провожу с родителями “Мастер-класс” по обучению свертывания бумаги методом Оригами.

Я знакомлю их с новыми играми познавательного характера “Кому принадлежит дом”, “Фантики”, “Садовник”,”Четвертый лишний”, “Найди маму”. Рассказываю родителям, как можно играть в эти игры дома.

После того , как проведена работа с родителями и они убеждены в том что процесс коллекционирования дает много знаний, развивает воображение, мышление , творческие навыки, укрепляет волю. А также учит детей делиться предметами, исследовать их, вызывает интерес к данному материалу и формирует познавательные мотивы.

На втором этапе своей педагогической деятельности я с детьми средней группы приступаю к сбору коллекций. Прежде всего мы вместе с детьми придумываем правила и выполняем их.

  1. Доступность предметов всем детям.
  2. Возможность их легко рассматривать и играть с ними. Мы разместили коллекции в уголке для экспериментирования на полочках.
  3. На коробочки, папки с материалом наклеили рисунок с изображением данной коллекции, чтобы дети могли ее легко найти.

В процессе коллекционирования я применяю методы и приемы, которые направляют детей замечать новое, неизвестное, постоянно задавать вопросы. Почему? Когда? Зачем?

Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины. Одни коллекции мы собираем с детьми – это листочки, семена растений, шишки, другие – вместе с родителями, третьи делаем своими руками.

Когда Соня принесла в группу свою корову, все ребята дружно решили собрать коллекцию домашних животных. Животные были сделаны из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, глиняные, фарфоровые. Рассматривая данных животных , дети заинтересовались средой обитания животных, что они кушают, в чем полезны человеку. Они стали использовать их в лепке, конструировании, в ролевых и творческих играх. Называли из какого материала они изготовлены, пересчитывали их, угадывали по описанию.

Летом мы с ребятами собирали лекарственные растения для гербария. Затем заполняли информацию о растениях стихами, загадками, рекомендациями о том, как делать поделки и засушенных цветов, плодов. Родители приносили нам старинные рецепты лекарственных отваров, оберегов. Таким образом наша коллекция “Зеленый доктор” стала самой интересной в группе. Она интересовала даже родителей.

К концу средней группы дети стали проявлять все больший интерес к разнообразию коллекций, стали более увлеченными и любознательными. Однажды Сева нашел камешек и стал его рассматривать, опускать в воду, притягивать его магнитом, смотреть на него через лупу. Каждый день он делал все новые действия с камешком, что привлекло внимание других детей. Вскоре у нас в группе появилась коллекция из 20 различных камешков и минералов. Каждый камешек имел свою историю. У Алины – кварцит, его сохранил папа из своей детской коллекции, а у Ромы– гранит. Рома просто нашел его на дороге и залюбовался им. Каждый день дети рассматривали коллекцию минералов, показывали родителям и применяли ее в различных играх, используя камешки вместо сокровищ.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей , развивает их познавательную активность. В процессе собирания различных вещей сначала идет процесс накопления знаний о данных предметах, далее информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.