Задачи урока:
- учить наблюдать за природными явлениями,
- познакомить с приёмами рисования в технике монотипия.
- развивать воображение, фантазию.
План урока
1. Организационный момент.
– Проверьте свою готовность к уроку.
2. Вводное слово учителя:
– Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать природу…
А что, попробуйте угадать. (На экране появляется загадка.)
“Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут”. (Облака.)
– Догадались, о чём идёт речь? (Ответы: облака).
– Возьмите листы на ваших столах и прочтите текст. (Дети читают отрывок из повести Н.Носова Незнайка и его друзья”)
“В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто белая завеса.
– Что это? – закричали все. – Откуда тут дым?
– Это не дым – сказал Знайка. – Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.
– Ну это ты сочиняешь, – ответил Незнайка. – Облако – оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой– то туман.
– А из чего, ты думаешь, сделано облако? – спросил Знайка. – Облако ведь и сделано из тумана.
Это только издали кажется, что оно плотное.
– Вы его не слушайте, братцы. Это он всё выдумывает. – Облако – это кисель”.
– Каково ваше мнение? С кем из героев вы согласны?
Дети: (Я думаю, что прав Знайка т.к. видела из самолёта, что облака– это воздух. Я тоже думаю, что прав Знайка, а иначе они бы упали нам на голову).
3. Беседа по теме урока.
– А вот научное объяснение значения слова “облака”.
(На экране появляется запись и фото):
Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет , его называют тучей. Из тучи идёт дождь или град.
– Знакомство с описание облаков натуралиста Ю. Линника.
– А сейчас мы прочтём описание облаков натуралиста. Кто такой натуралист? (Ответы детей: Кто изучает природу. Кто знает о природе всё. и др.).
– Чтение текста в с показом слайдов облаков разных видов. (Показ слайдов) Приложение
– Послушайте, как описывает облака один из натуралистов.
“Природа любит нам загадывать загадки и рассказывать сказки. Посмотрите на небо. Оно преображается на глазах.
Вот плывёт облако, похожее на причудливый терем. Но проходит немного времени, и оно превращается в корабль с парусами. Вот облачко, точно белый медвежонок, догоняет свою маму. Вот лёгкие белые всадники проносятся среди белых башен. Это рождаются кучевые облака. Небо учит нас находить в мире удивительные подобья и сходства”.
– Что нового об облаках узнали? Какие бывают облака?
Дети: Какие разные бывают облака. Они постоянно превращаются во что-нибудь.
Физкультминутка.
4. Показ приёмов рисования.
– Сегодня мы будем рисовать облака в новой для нас технике – монотипия.
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название – монотипия (от греческого monos – один, единый и tupos – отпечаток). Количество красок в монотипии – любое.
Порядок работы следующий:
- Мочим лист целиком.
- Быстро наносим краски.
- Прикладываем чистый лист сверху и проглаживаем.
- Снимаем лист. Наш рисунок готов!
5. Творческая работа.
– А какие вы видели облака? Какими себе их представляете?
– Нарисуйте их.
Звучит музыка. Дети выполняют работу под руководством учителя.
6. Подведение итогов урока.
В конце урока все работы вывешиваются на доску.
– Чем мы, ребята, сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?
Ответы детей.
7. Домашнее задание. Сочини вместе с родителями рассказ, загадку, сказку об облаках.
Вот плывёт над нами
Белый пароход
И мурлычет ласково
Белоснежный кот.
В небе плыли смелые
Медвежата белые.
– Попытайтесь и вы сочинить, глядя на свои облака загадку, стишок, предложение…