Задачи:
- Образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника А.К.Саврасовым, с русским фольклором, закличками.
- Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.
- Воспитательная – формирование интереса к музыке и живописи, воспитание чувств любви к родной природе и родному краю.Бережное отношение и забота о пернатых друзьях.
Оборудование:
- Грамзапись оркестра Поля Мориа "Все капли дождя – мои".
- Репродукция картины А.Саврасова "Грачи прилетели".
- Записи голосов птиц.
- Презентация слайдов к уроку.
- Аудиозапись “Кукушка”.
- Видеозапись Э.Денисов “Голоса птиц”.
- Тексты песен.
- Раздаточный материал.
- Музыкальный инструмент – аккордеон.
- Музыкальный центр.
- Компьютер.
- Портреты.
- Репродукция картины.
Учитель музыки. Музыкальное приветствие. Приложение. (Слайд 1)
В рамках акции посвященной 1 апреля Международному дню птиц, мы проводим совместный интегрированный урок с учителем изобразительного искусства и музыки. Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств – музыки и изобразительного искусства. Есть еще одна особенность, которая объединяет музыку и живопись – это интонация. Интонация пронизывает любое произведение литературы, музыки, живописи.
Сейчас вы услышите мелодию. Попробуем услышать интонации этой музыки, почувствовать ее и ответить на вопросы, которые у вас лежат на столах.
Слушание фонограммы из к/ф “Весна идет” без слов, на столе разложены вопросы для детей после прослушивания ответы детей и выход на тему урока.
- Какое настроение у вас создалось от этой музыки?
- Если бы вы были художниками, какую картину бы вы нарисовали и какими цветами?
- Если бы вы были композиторами, то о чем бы была ваша песня?
– А настоящие слова песни и ответ на эти вопросы мы услышим в конце урока.
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Определите тему нашего урока? (Предположительные ответы детей)
Учитель музыки. Тема нашего урока: Весна в музыке и живописи. (Слайд 1)
– За окном – апрель. А апрель – это середина весны. Солнце и ветер сгоняет снег. Журчит вода. Пробуждается природа от долгого зимнего сна. И после долгого затишья нас радуют простые, незатейливые песенки пернатых друзей. Кто будет главным героем нашего урока?
Дети. Птицы.
Учитель ИЗО. Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны и они даже названы в честь птиц. (Слайд 2)
Этому событию отводится отдельный день 17 марта – Герасим – грачевник. Про него говорят: “Герасим – грачевник грачей пригнал”. В этот день пекли хлеб в виде грачей.
И еще один день посвящен птицам – 22 Марта – Сороки – сорок утренников предстоит еще 40 заморозков. Если заморозки с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплым. В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок.Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : “ Жаворонки прилетели, на голову детям сели”. (Слайд 3)
Учитель музыки. Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала “жаворонков ” к шесту и раскачивая самодельных птиц конечно распевали заклички. (Слайд 4)
Послушайте. (Разыгрывается закличка весны)
Чувиль, виль ,виль, жаворонушки
Прилетите к нам.
Принесите нам
Весну-красну,
Ясно солнышко.
Как споем эту закличку, вот тогда весна в наши края и придет (вокально-хоровая работа над закличкой).
Учитель ИЗО. А какие новости предсказывают их прилет. Мы сейчас узнаем.
(На столах разрезанные заготовки примет, ученики должны правильно собирать и называют свою примету)
Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
Журавель прилетел и тепло принес.
Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.
Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач – на проталину, скворец – на проталину.
Увидел скворца – знай – весна у крыльца.
“Грач зиму расклевал”,
“Увидел грача – весну встречай”.
Учитель музыки. А давайте поиграем и проверим как вы знаете голоса птиц. Внимательно послушайте голос птицы и попробуйте определить, чей это голос. (Прослушивание голоса птицы в природе)
- Кукушка – послушайте какая есть легенда об этой птице. Кукушка не имеет своего гнезда, не умеет его вить и кладет свои яйца в другие гнезда оттого, что несет на себе божеское наказание за то, что в Благовещен день 7 апреля однажды решила свить себе гнездо. (Слайд 5)
- Скворец – замечательная птица их еще называютпересмешники, в их песнях можно услышать обрывки песен других птиц, кваканье лягушек, хлопанье кнута. Рычание и лай собак. Они прекрасно подражают человеческому голосу иногда приучаются произносить целые фразы. (Слайд 6)
Учитель ИЗО. Какая перелетная птица прилетает первой из теплых стран? (Слайд 7)
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородам, полю – врач.
Глянцевитый , черный … ( грач ). (Прослушивание голоса грача)
3. Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17–19 марта. Этой птице даже посвящена картина известного художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Называется эта картина "Грачи прилетели". (Слайд 8–18)
Алексей Кондратьевич Саврасов
А.К.Саврасов один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины – “Грачи прилетели”. Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, “появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине”. Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и
трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, “созвучье полное в природе”. Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы - многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями (“Проселок”, 1873; “Радуга”, 1875; “Домик в провинции.Весна”, 1878). В конце 1870-х годов художник тяжело заболел. Несмотря на многочисленные работы, но последнее десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал.
Его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.
Приветливые многоцветные радуги; омытые дождем, сияющие на солнце заливные луга; плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов; утренние и вечерние зори; покрытые пушистым инеем, "очарованные" зимние леса; скромные деревенские околицы; стаи перелетных птиц над сжатыми полями - таковы любимые сюжеты художника, мечтавшего о светлом и одухотворенном согласии человека и природы. В необычно свободной для того времени живописной манере и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.
Много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.
Физкультминутка про птиц http://www.youtube.com/watch?v=bSFQmMHol74
Учитель музыки. Внимательно послушайте следующий голос птицы и попробуйте определить, чей это голос. (Прослушивание голоса птицы в природе) (Слайд 19)
4. Жаворонок – послушайте одну историю о трагедии двух городов - Хиросимы и Нагасаки.
Белые журавлики
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали ее Сасаки. Много лет тому назад, когда ее не было еще на свете, случилось большое несчастье. На ее родной город американцы сбросили смертоносную атомную бомбу. Взрыв был похож на огромный гриб. Он накрыл огненной ядовитой шляпой весь город.
Разрушались дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мертвый город.
Когда Сасаки появилась на свет, атомного гриба уже давно не было. Но его ядовитые частицы не исчезли, остались. Они попали в кровь маленькой девочки, и Сасаки тяжело заболела. Ее положили в больницу. Девочке было очень трудно бороться с болезнью.
И однажды ей приснился сон: если она сделает тысячу белых бумажных журавликов, то останется жить.
Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Ее белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было еще далеко.
Дети Хиросимы узнали об этом и решили помочь девочке. Они стали делать журавликов и приносить их в больницу.
Московские дети тоже решили послать в Хиросиму своего бумажного журавлика.
Но белые журавлики не могли победить страшную болезнь Сасаки и спасти ее от смерти. Сасаки умерла.
Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они| решили собрать деньги и построить памятник Сасаки и всем ребятам, погибшим от атомной бомбы.
И вот на площади в Хиросиме появился новый памятник. Люди останавливаются около него и несколько секунд молчат. А дети приносят к памятнику белых журавликов. (Слайд 20)
(По Ю. Яковлеву)
А поэт Р. Гамзатов посвятил этой девочке стихотворение называется оно “Я не хочу войны”.
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Дня больной нелегок труд.
Все ей, бедненькой, казалось –
Журавли ее спасут,Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
Учитель ИЗО. Давайте сейчас создадим своими руками бумажного журавлика и на нем напишем свое пожелание для детей. (Выполняют под музыку Поля Мориа). (Слайд 21)
Учитель музыки. Внимательно послушайте следующий голос птицы и попробуйте определить, чей это голос. (Прослушивание голоса птицы в природе) (Слайд 22)
На предыдущем уроке мы разучили с вами песню об этой птице. Давайте ее сейчас исполним (исполнение песни) “У дороги чибис”.
А как вы считаете, а можно ли через музыкальные звуки передать голос птицы. Попробуйте определить голос какой птицы сейчас прозвучит, но уже через музыку.
- Кукушка. (Слайд 23)
- Э. Денисов (Слайд 24)
Учитель ИЗО. С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.
Весна "Прекрасная пора для всего живого. Именно в это время проводится День
птиц.
Впервые в России праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в
далеком 1927 году. С тех пор День птиц стал массовым праздником юннатов. И
сегодня наша встреча является продолжением этой давней традиции. (Слайды 25–27)
Ребенок читает стихотворение:
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что много у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, Простите
Таких безжалостных людей.
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнет не варвар, не губитель,
А символ жизни – человек.
Учитель ИЗО. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы. (Слайд 28)
Учитель музыки. Завершить наш урок мне хочется песней с которой мы встретились в начале урока. Послушайте. Исполнение песни из к/ф “Весна идет”, на столе разложены слова песни.
Если сегодня к нам в класс птицы принесли хотя бы один такой куплет, то мы верим, что у птиц друзей станет больше. Занятие окончено.