Устное сочинение на основе восприятия музыки

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Оборудование: словарь С. И. Ожегова, с распечатки текстов (образцы детских работ), музыкальная пьеса К. Сен-Санса “Аквариум”, компьютер, мультимедиа-проектор.

Цель: совершенствование навыков развития речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

У- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Теперь каждый посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение сохранится у нас до конца урока. Начнем!?

II. Целевая установка урока.

У- Ребята, наш сегодняшний урок очень необычный, он будет связан с музыкой; то есть вы услышите музыкальную пьесу, а потом в своем воображении опишете картинки, навеянные музыкой.

III. Беседа, направленная на осознание цели.

Для начала давайте с вами немного побеседуем.

(Вопросы слайд №2)

Ребята, поднимите руки те, кто из вас посещает кружки!

Хорошо. А теперь поднимите руки те, кто из вас посещает кружки, связанные с музыкой. Может быть, вокальный, танцевальный. Хорошо. Какой кружок посещаешь?

С чем ассоциируется у Вас слово музыка? То есть, что представляется вам, когда вы слышите слово “музыка”?

Ребята, поднимите руки те, кто не любит слушать музыку.

- А почему ты не любишь слушать музыку?

А теперь поднимите руки те, кому нравится слушать музыку.

Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим слушать музыку?

Р- Потому что она красивая, мелодичная; она приятна на слух; когда слушаешь музыку, поднимается настроение.

У- Правильно! А вы когда-нибудь писали сочинение на основе восприятия музыки?

Р- Нет.

У- А сегодня вам предстоит такая работа: устно написать сочинение на основе восприятия музыкальной пьесы К. Сен-Санса “Аквариум”.

IV. Проведение пробной работы по пьесе К. Сен-Санса “Аквариум”.

1) Краткое вступительное слово. (слайды 3-11)

У - К.Сен-Санс - известный французский композитор второй половины XIX - начала XX века. Одно из популярнейших его сочинений – музыкальная композиция “Карнавал животных”, которой автор дал подзаголовок “Большая зоологическая фантазия”. В ней отразились воспоминания и привязанности детства композитора. Маленький Камиль любил природу, особенно животных. Героями его музыкальных зарисовок становятся слоны, кенгуру, черепаха, лебедь и другие животные и птицы.

Словарная работа.

Сегодня мы послушаем пьесу “Аквариум”. А кто мне скажет, что же такое аквариум?

Р- Это такой стеклянный сосуд, где живут рыбы, водоросли, улитки.

У- Аквариум - это искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Обратите внимание на то, как пишется данное слово.

Аквариум. Это слово заимствовано из латинского языка в середине XIX века (aquarium – “водоем”, образовано от сущ. аqua – вода). А кто придумает словосочетания со словом “аквариум”, предложения?

- Ребята! Есть ли у Вас дома аквариум?

- Наблюдали ли вы за жителями аквариума?

- За кем вы наблюдали в аквариуме?

- Подберите прилагательные, которые можно использовать при описании жителей аквариума.

Физ. минутка (слайд 12)

Рыбки плавают,  ныряют
В тихий солнечный денек.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песок.

Улитки ползут,
Свои домики везут.
Рожками шевелят,
На рыбок глядят.

А рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.

2) Психологическая установка перед прослушиванием.

У- Сейчас мы с вами прослушаем пьесу и обсудим ваши впечатления по данному музыкальному произведению.

Включите свое воображение. Слушая пьесу К. Сен-Санса “Аквариум”, рисуйте в своем воображении картинки, навеянные музыкой. Закрыли глазки и приготовились слушать.

3) Прослушивание пьесы. (слайд 13)

(Прослушивается пьеса)

4) Обсуждение впечатлений. (слайд 14)

У- Ребята, понравилась ли вам пьеса?

Р- Да!

У- Какое настроение у вас создалось?

Р- Веселое, радостное...

У- Какие впечатления у вас от услышанного?

Р- Как будто в подводном царстве побывали...

5) Устное сочинение-описание по пьесе. (слайд 15)

У- Опишите устно, что вы представили, слушая музыку?

Р- Стая рыбок, поднимаются то вверх, то вниз.

У- Опишите, каких рыбок вы представили.

Р- Большие, средние, маленькие, разноцветные, с длинным хвостом.

У- А кто попробует составить устное сочинение по пьесе, то есть пересказать нам ту картину, которую вы увидели в своем воображении, слушая данную музыку.

6) Анализ образцов детских работ. Беседа. (слайды 16-17)

У- Молодцы! Сейчас я раздам вам сочинения ваших ровесников, прочитайте их про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

Работа с текстом 1 (прилагается).

У- Кто сможет прочитать выразительно сочинение “Парад рыбок в аквариуме”?

(Ребенок читает выразительно текст).

У- А как Алеша описал нам свои впечатления?

Р- Рыбки средние, большие, маленькие...

Работа с текстом 2 (прилагается).

У- Хорошо! А кто сможет выразительно прочитать сочинение “Подводный сказочный мир”?

(Ребенок читает выразительно текст)

У- А какой образ нарисовала в своем воображении Алина?

Р- Описала разноцветных рыбок, которые разные по формам.

У- Ребята, посмотрите, это тоже такие же ученики 5 класса. Удались у них сочинения?

V. Подведение итогов. Оценивание.

У- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Р- Да, очень понравился!

У- А чем он вам так понравился? Что особенного мы сегодня делали, чем занимались?

Р- Учились представлять в воображении картинки, навеянные музыкой; разбирали сочинения наших ровесников и сами выполняли подобную работу.

У- Хорошо! Оценки за урок... До свидания.