Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. (Слайд 2) Приложение 1.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. (Слайд 3)
В Соответствии со Стандартами основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения, обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Основные функции: (Слайд 4)
- Ориентация образовательного процесса на результат освоения программы.
- Обеспечение обратной связи.
- Управление образовательным процессом.
Основные направления и цели оценочной деятельности:
- Оценка образовательных достижений обучающимися.
- Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. (Слайд 5)
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока “Выпускник научится” для каждой программы, предмета и курса (базовый уровень).
При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом ее оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков “Выпускник научится” и “Выпускник получит возможность научиться” для каждой учебной программы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
- личностных;
- метапредметных;
- предметных. (Слайд 6)
Система оценки предусматривает уровневый подход.
За точку отсчета принимается не “идеальный образец”, отсчитывая от которого “методом вычитания” и фиксируя допущенные ошибки и недочеты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный успех ребенка, как исполнение им Требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется “методом сложения”, при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышения. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. (Слайд 7)
Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:
зачет – незачет
удовлетворительно – неудовлетворительно
то есть оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний, и правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
хорошо – отлично
оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанности произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов (нестандартные ситуации). (Слайд 8)
Это не исключает возможности использования традиционной системы оценки по 5-ти бальной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их пополнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой “удовлетворительно” (зачет).
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). (Слайд 9)