Основная часть: игра для младших школьников – сфера их социального творчества. Используемые на уроках музыки игровые методы (ритмодекламация, игра в композитора, пластическое интонирование, “музыкальное рисование”, инструментальное музицирование.
Из опыта работы.
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследователи признают, что музыка оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально– эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Я работаю учителем музыки уже 24 года. В своей работе я использую программу, авторами которой являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа по предмету “Музыка” для 1–7 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно– образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных “пластов” музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, “золотой фонд” классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:
– увлеченности;
– триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
– тождества и контраста, сходства и различия;
– интонационности;
– диалога культур.
Использование методов художественной педагогики:
– художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;
– интонационно-стилевое постижение музыки;
– эмоциональная драматургия;
– концентричность музыкального материала;
– забегание вперед и возвращение к пройденному;
– создание “композиций”;
– художественного контекста.
Урок музыки – это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и неповторимое, это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта( песенки, музыкальной пьески, стихотворения, рисунка, танца). Поэтому учащихся с самых первых уроков необходимо вовлечь в этот процесс. Только тогда дети будут помнить, а что же изучалось на уроке музыки неделю назад. И чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую на уроке разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Для младших школьников игра – сфера их социального творчества, только внешне игра кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра необычайно информативна и многое “рассказывает” самому ребенку о нем. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов, является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения младших школьников. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках. Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
На первом уроке в первом классе дети ещё не знают, как себя правильно вести, мне как учителю, нужно обратить на себя их внимание, заинтересовать. На помощь мне приходит ритмодекломация, основная цель которой развитие музыкального, поэтического слуха и воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по– разному.
Вниманию детей представляется игра “Звуки моего дома”
(сл. и муз. Т.Боровик)
1. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только слышно – стукунчики стучат (2 раза).3. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только слышно – звукунчики звучат (2 раза).4. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза).5. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только слышно – сопунчики сопят (2 раза).
6. В доме моём тишина,
В доме моём я одна,
Только слышно – бурчунчики бурчат (2 раза).
Эта игра помогает детям понять, что есть звуки музыкальные и шумовые.
На стадии разучивания, я предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания главных героев, при этот их варианты не должны нарушать общего настроения домашнего уюта и тишины. Как правило, игра вовлекает в рабочий процесс всех учеников (движение рук – “шуршунчики”, “стукунчики”; лицевые и мимические мышцы– “сопунчики” , “бурчунчики”) включает их внимание( сколько раз учитель простучал, прошуршал), воображение. После разучивания учащиеся могут изобразить персонажей игры – шуршунчика, бурчунчика и т.д., домой можно дать задание придумать своего персонажа и его изображение. На последующих уроках можно усложнять игру ритмически – по-разному стучать ритм, и выявить способных к этому ребят. Далее можно разучить мелодию к словам и исполнять её как попевку или песенку.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно– поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Настраивая ребят на разучивание песен об осени я использую речевую интонационную игру “Осенины, осенины”:
Осенины, осенины –
У дождинок именины.
Осенины, осенины –
Паутинок именины.
Осенины, осенины –
Разных красок именины.
Осенины, осенины
Тихих звуков именины.
Работая над этим текстом, важно создать атмосферу “тихой золотой” осени.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (используем “естественные звуки” – хлопки, шлепки по коленям, щелчки, шуршание бумагой). Звучания мелодии песни “Осенины”, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи и помогает им настроится на характер осенних песен.
Урок на тему: “Музыка осени” очень интересен, как учащимся, так и учителю, так как мы будем заниматься музыкальным творчеством, по средством которого пойдет накопление и развитие музыкально– слухового опыта. Это урок – игра “Сочини мелодию”. В его основе лежит метод импровизации. Этот урок может сочетать 2 вида деятельности: познавательную и эвристическую. Задание: учащимся предложено стихотворение: – Дождь идёт, дождь идёт…
Ну когда же он пройдёт?
– Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
– Дождь идёт, дождь идёт
– Дождь идёт…
Дети должны найти повторяющиеся слова – “Дождь идёт” и прочитать их с разной интонацией(уныло, с юмором, дерзко, надоедливо), затем определить жизненное направление мелодии(вниз – как капает дождик).Затем учитель попросит ребят спеть свои музыкальные варианты на эти слова и выбирает лучшие варианты. Далее надо определить настроение и жизненное направление следующих стихотворных строк и задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинить композитору: оживленную или медленную, радостную или печальную, восходящую или нисходящую. После обсуждения ребята начинают сочинять, и по предложенным вариантам я могу увидеть, кто из них какими способностями обладает, и полученный совместным индивидуально– коллективным трудом вариант можно выучить всем классом.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, даёт возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогает педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование – один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: “музыка – часть меня, я – часть музыки”. Новые ощущения
себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и
творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не
разрушив процесса слушания.
Этот метод я использую, говоря детям о существовании таких жанров как танец и
марш. При выявлении жизненных ситуаций звучания маршей, характерных
особенностей марша (интонации и ритм шага, маршевая поступь) под пьесу
П.И.Чайковского “Марш деревянных солдатиков” мы играем в подготовку к параду:
девочки (игрушечные заводные куклы) отхлопывают ритм в ладоши; а мальчики
маршируют, как солдаты (отстукивая ритм ногами), можно “поиграть в дирижера”
(выбрать ребенка способного показать девочкам и мальчикам одновременное начало
марша и характер частей). При звучании “Вальса” П.И.Чайковского мы используем
покачивание корпуса влево – вправо, выясняем, что это трехдольный танец, поэтому
под него удобно кружиться, когда мы слушаем “Польку” П.И.Чайковского, то
отмечаем ее двухдольный размер, подвижность и узнаем, что она исполняется
поскоками, мы их заменяем четким акцентированием первой доли. Одним из важнейших
звеньев учебной работы на уроке музыки является последовательное формирование у
детей музыкально-слуховых представлений. Это условие для развития всех
музыкальных способностей. От яркости музыкальных представлений детей зависит их
дальнейшее умение узнавать музыку, сравнивать и сопоставлять музыкальные
фрагменты.
К пластическому интонированию близок игровой метод, который используется
учащимися постарше – “музыкальное рисование”. Он развивает творческую
фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и
держа в руках кисточку или просто кистью руки “рисуют” в воздухе картины,
соответствующие звучащему музыкальному образу разучиваемой песни.
Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках – инструментальное
музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных
ученикам инструментах ( деревянные ложки, колокольчики и бубны). Являясь одним
из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с
вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки, особенно
нравится детям исполнять русские народные песни (“Тень-тень”, “Солдатушки, бравы
ребятушки”). Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают
инструменты для исполнения, а я элементарно показываю приёмы игры на них,
обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер,
настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся
передавать его.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном “сплетении”. Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально-творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Литература
- Затямина Т.А. “Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности” монография Волгоград, издательство ВГАПК РО. 2008 г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. “Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях” учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. М.: Академия. 2002 г.
- Выгодский Л.С. “Лекции по психологии”. СПБ., 1997 г.
- Теплов Б.М. “Психология музыкальных способностей”. Т 1., М.: 1985 г.
- Критская Е.Д., Школяр Л.В. “Теория и методика музыкального образования детей”. М.: 1999 г.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. “Музыка 1– 4 классы”.
- Тютюнникова Т.Э. “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа”. М.: “Астрель”. 2000 г.
- Стулова Г.П. “Дидактические основы обучения пению”. Учебное пособие. М., 1988 г.