Цель урока – формирование понятий о химическом элементе и простом веществе кислород, получении кислорода в промышленности и лаборатории, его физических свойствах.
Задачи урока:
- предметные – провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами;
- метапредметные – учить анализировать полученную информацию; развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний о кислороде; учить выделять причинно-следственные связи на примере свойств и соответствующим свойствам способов получения кислорода;
- личностные – развивать познавательный интерес, воспитывать культуру труда.
Содержание учебного материала и этапы урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продолжи- тельность, мин. |
Организационный момент | Психологический настрой на активную деятельность на уроке | Мотивирует учащихся на деятельность | Готовятся к уроку, настраиваются | 1-1,5 |
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний. | Сообщение темы урока | Предлагает учащимся записать ассоциации со словом кислород и выделить соответствующие категории. | Выполняют задание. Определяют категории, формулируют цель урока. | 8-10 |
Стадия осмысления новой информации (Изучение нового материала с поэлементным закреплением) | Работа с ЛСМ (Приложение 1) (слайд 3-4) | Предлагает использовать ЛСМ для систематизации знаний по теме (Приложение 1) | 20-22 | |
Кислород как химический элемент (слайд
5-7) Кислород как простое вещество (слайд 8-10) |
Определяют узлы координаты 1 (совместно) | Определяют узлы координаты 1
(совместно) Определяют узлы координаты 2 самостоятельно. |
||
Знакомство с физическими свойствами кислорода (Слайд 11) | Предлагает учащимся познакомиться с текстом стихотворения о кислороде и выбрать строки, где упоминаются физические свойства кислорода. | Работают индивидуально с текстом стихотворения, подчеркивают нужные строки. Делают вывод о физических свойствах кислорода. Определяют узлы координаты 5. | ||
Знакомство с историей открытия кислорода (слайд 12) | Предлагает познакомиться с материалом учебника. Фронтальная беседа. | Работа с текстом учебника. Осмысливают материал, определяют узлы на координате 3. |
||
Изучение основных способов получения кислорода в промышленности и лаборатории (слайд 13) | Объясняет новый материал (способы получения кислорода; понятие катализатор), используя материалы презентации в формате беседы. | Предлагают свои варианты приборов, аргументируют свой ответ, основываясь на физических свойствах кислорода. | ||
Изучение основных способов собирания кислорода (слайд 14-15 + ЭОР “Собирание газов” http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html) | Предлагает поразмышлять над прибором, с помощью которого можно собрать кислород. | Осмысливают материал. | ||
Видео “Получение кислорода” http://www.youtube.com/watch?v=dbAqFbV4o5k | Знакомит со способами собирания кислорода, демонстрируя рисунки слайда и лабораторный прибор для получения кислорода и видео. Демонстрирует опыт “получение кислорода разложением перекиси водорода” | Определяют узлы координаты4. | ||
Стадия рефлексии (закрепление) | Составление рассказа о кислороде с
использование ЛСМ (Приложение 2). Выполнение проверочного теста (Приложение 3) |
Подводит учащихся к формулированию выводов по итогам урока в ходе беседы, используя методику “По кругу” | Составляют рассказ. Отвечают на
вопросы. Выполняют тест Приложение 4 |
10 |
Домашнее задание | слайд 16. Составить слайд
презентации общего доступа в Google – синквейн к
слову “Кислород” Параграф 19-21 (учебник Рудзитиса, Фельдмана) + отметить узлы на координатах 6, 7, 8. |
Сообщает домашнее задание, комментирует его выполнение | Осмысливают и записывают в дневники д/з | 1-1,5 |
Ход урока
1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний учащихся
Кислород – элемент, наиболее распространенный на Земле. Этот элемент буквально вездесущ: он содержится в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Значение его сложно переоценить, достаточно вспомнить, что кислород – основа жизни на Земле.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают о кислороде на данном этапе, просит их записать в тетрадь то, с чем ассоциируется у них понятие кислород и озвучить эти записи (по желанию). В ходе дальнейшей беседы один из учащихся кратко записывает на доске ответы товарищей, например:
- Газ
- O2
- Валентность =II
- Mr = 32
- Бесцветный
- Поддерживает горение
- Необходим для дыхания и др.
Учитель предлагает определить, к какой категории можно отнести выписанные на доске характеристики. Появляется второй столбик записей:
Газ O2 Валентность =II Mr = 32 При взаимодействии с др.веществами образует оксиды Поддерживает горение Необходим для дыхания Используют в медицине и др. |
Физические свойства Строение простого вещества Химический элемент Строение простого вещества Химические свойства Значение Значение Применение |
Учитель предлагает подумать учащимся, какие еще сведения о кислороде они не учли (т.е. не отметили во втором столбике), что необходимо еще знать о этом веществе. Учащиеся или сами формулируют, или к выводу их подводит учитель. Называют еще категорию получение кислорода и история открытия.
Учитель формулирует главную цель урока – познакомиться с кислородом как химическим элементом и простым веществом, его физическими свойствами и получением.
II. Стадия осмысления новой информации (изучение нового материала)
- Преподаватель предлагает учащимся в ходе самостоятельной работы составить логико-смысловую модель (ЛСМ). Для этого, сначала, в ходе фронтальной беседы, используя записи, выполненные на доске ранее, учащиеся совместно определяют названия координат и их последовательность. Подписывают названия координатных осей на выданных заготовках ЛСМ. В ходе дальнейшей работы учащиеся должны самостоятельно определить и обозначить узлы на каждой оси (приложение 1).
- В ходе фронтальной беседы учащиеся сообщают известные сведения о кислороде как о химическом элементе и вместе с учителем отмечают узлы на координате 1.
- Строение молекулы простого вещества. Самостоятельное определение узлов на координате 2 на основе имеющихся у учащихся знаний. Взаимопроверка.
- История открытия. Работа с текстом учебника. Определение узлов на координате 3.
- Физические свойства. Работа с текстом стихотворения (учащимся предлагается выбрать строки, в которых говорится о физических свойствах кислорода). Дополнение учителя. Определение узлов на координате 5.
Когда-то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он описал.
Не видим и безвкусен,
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется.
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества.
Получение кислорода. Сообщение преподавателя с демонстрацией слайда презентации и прибора для получения кислорода, а также демонстрация опыта “Получение кислорода разложение пероксида водорода”, просмотр видеофрагмента “Получение кислорода разложением перманганата калия”. Собирание кислорода. Работа с модулем ЭОР “Собирание газов”. Определение узлов на координате 4.
Слайд 13. Какие вещества можно использовать для получения кислорода в больших количествах, т.е. в промышленности? (разделением воздуха на составные части под давлением и разложением воды под действием электрического тока 2Н2О = 2Н2 + О2)
Для получения кислорода в лабораторных условиях (в небольших количествах) используют другие реакции:
разложение пероксида водорода: 2Н2О2 = 2Н2О + О2 (демонстрационный опыт)
разложение перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2+ O2^
разложение хлората калия (бертолетовой соли): 2KClO3 = 2KCl + 3O2^
Разложение пероксида водорода и бертолетовой соли лучше протекают в присутствии особых веществ(например, оксида марганца (IV)), которые ускоряют реакции. Такие вещества называют катализатором, а сами реакции – каталитическими. Так, реакция разложения бертолетовой соли происходит при 4000С, а при добавлении оксида марганца (IV) бурное разложение начинается при 2000С. (учащиеся записывают определение)
Слайд 14-15 (+использование ЭОР http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html) . Какие физические свойства кислорода необходимо учитывать для сборки прибора, с помощью которого можно получить и собрать кислород? Выберите из предложенного перечня оборудования необходимый прибор. (кислород – газ тяжелее воздуха, поэтому кислород будет собираться на дне сосуда (метод вытеснения воздуха – рис.В); кислород ограниченно растворяется в воде, поэтому его можно собирать методом вытеснения воды – рис. Б)
Координаты 6, 7, 8 учитель предлагает заполнить дома (и (или) на следующем уроке))
III. Стадия рефлексии (закрепления материала):
Учитель предлагает учащимся составить рассказ по теме урока с использованием ЛСМ (Приложение 2). Используя методику “Мысли по кругу” учащиеся по очереди высказываются о новых полученных знаниях на уроке.
Самостоятельная работа с тестом по вариантам Приложение 3.
IV. Домашнее задание (слайд 16)
Составить слайд презентации общего доступа в Google – синквейн к слову “Кислород”; параграфы 18-20 (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.) + дописать узлы на координатах 6-8.
Литература и другие информационные источники:
- И.М. Титова. Уроки химии. VIII класс. Система личностного развития учащихся. СПб: “КАРО”, 2002.-256.
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. М: “Просвещение”, 2010.-198.
- Видео “Получение кислорода” http://www.youtube.com/watch?v=dbAqFbV4o5k
- Модуль ЭОР “Собирание газов” http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html