Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Программа данного курса предусматривает углубление темы “Механика”. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушает её целостности. Курс рассчитан на 34 часа. Программа имеет как теоретическую, так и конкретно – практическую направленность.

Знания основ механики необходимо для решения задач почти всех последующих разделов курса физики, таких, как электростатика, в которой изучаются условия равновесия электрических зарядов (решаются практически задачи статики ), магнетизм, где рассматриваются движения проводников с током в магнитном поле (динамика), движение зарядов в магнитном поле (динамика вращательного движения тела) и т.д. Поэтому необходимо обратить особое внимание на методику решения задач по механике .

Программа курса дает широкие возможности повторения и обобщения материала механики. В ней предлагается большое число сложных задач, многие из которых понадобятся в высшей школе, так и при подготовке ЕГЭ.

При проведении занятий ученикам необходимо предоставлять больше времени для самостоятельной работы с учебным материалом и со специальной литературой, для анализа предложенных решений. Рекомендуется проводить уроки – семинары, уроки – практикумы, а также уроки общения, на которых каждый ученик побывает и в роли ученика и в роли учителя и сможет оценить свой ответ и ответ товарища.

Основная цель элективного курса – повышение уровня изучения физики как базового предмета, что позволит подготовиться к итоговой аттестации за курс полной средней школы.

Основные задачи, стоящие перед данным курсом:

  • формирование научной картины мира у учащихся;
  • развитие физических знаний и умений на профильном уровне;
  • поддержание интереса к изучаемому предмету;
  • создание условий для самостоятельной развивающей деятельности учащихся;
  • помощь учащимся в выборе будущей профессии , в профессиональном самоопределение, подготовке учащихся к ЕГЭ, поступлению в вузы.

Содержание программы.

1. Решение задач “Кинематика”. (7ч.)

Определение координаты тела при прямолинейном равномерном движении. Средняя скорость тела. Классический закон сложения скоростей. Графики зависимости скорости, ускорения и перемещения от времени. Способы решения задач на прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение тел. Кинематика вращательного движения твердого тела и движения материальной точки по окружности. Движения тела, брошенного под углом к горизонту.

2. Решение задач “Динамика”. (7ч.)

Алгоритм решения задач динамики. Закон всемирного тяготения. Движения тела по горизонтали, по вертикали, по наклонной плоскости под действием нескольких сил. Движение связанных тел.

3. Решение задач “Импульс тела. Закон сохранения импульса.”(5ч.)

Импульс тела. Импульс силы. Абсолютно упругий и неупругий удары. Реактивное движение.

4. Решение задач “Механическая работа и энергия. Закон сохранения энергии”. (5ч.)

Работа силы упругости. Работа силы тяжести. Работа силы трения. Кинетическая и потенциальная энергия тела. Закон сохранения энергии. Механическая мощность.

5. Решение задач “Статика”. (5ч.)

Момент силы. Центр масс. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела. Момент инерции. Кинетическая энергия вращающегося тела .Принцип минимума потенциальной энергии.

6. Решение задач “ Гидромеханика. (5ч.)

Закон Паскаля. Закон Архимеда. Уравнение Бернулли. Формула Торричелли.

Условие равновесия сплошной среды.

Тематическое планирование.

Тема Кол-во часов.
1 Кинематика 7
2 Динамика 7
3 Импульс тела. Закон сохранения импульса 5
4 Механическая работа и энергия. Закон сохранения энергии. 5
5 Статика 5
6 Гидромеханика 5
    34

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

– формулы координаты при прямолинейном равномерном движении;
– классический закон сложения скоростей;
– формулы ускорения, скорости, координаты при прямолинейном равноускоренном движении;
– как выглядят графики зависимостей скорости, ускорение и перемещение от времени при прямолинейном равноускоренном движение;
– формулы угловой скорости;
– законы Ньютона;
– закон сохранения импульса, энергии, момента импульса;
– условия равновесия тела или системы тел;
– условия равновесия и движения сплошной среды.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– находить координаты тела при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении;
– решать задачи на нахождение средней скорости;
– решать задачи на относительность движения;
– рисовать графики зависимости ускорения, скорости и перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении;
– уметь определять время полета, максимальную высоту подъема, конечную скорость свободно падающего тела и тела брошенного вверх с начальной скоростью;
– решать задачи на вращательное движение твердого тела;
– определять траекторию движения тела, время полета, дальность полета максимальную высоту подъема, скорости тела на высоте h больше H мах, нормальную и тангенциальную компоненты ускорения при движении тела, брошенного со скоростью под углом альфа к горизонту;
– пользоваться алгоритмом решения задач на второй закон Ньютона;
– решать задачи на движения тела под действием нескольких сил, если тело:

  •  движется по горизонтали;
  • по вертикали;
  • по наклонной плоскости;

– решать задачи на движение связанных тел;
– применять закон сохранения импульса при решении задач;
– уметь определять работы всех сил, действующих на тело, а также суммарную работу при перемещении тела;
– пользоваться законом сохранения энергии при решении задач;
– решать задачи по статике твердого тела;
– решать задачи по гидромеханике.

Литература для учащихся

  1. Балаш В.А Задачи по физике и методы их решения – М. : Просвещение, 1983.
  2. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1997.
  3. Гурский И.П. Элементарная физика с примерами решения задач: Учебное руководство./Под редакцией И.В Савельева – М.: Наука, Главный редактор физ-мат литературы, 1984.
  4. Физика 10,11 кл. / Под ред. А.А Пинского. М.: Просвещение 1994.

Литература для учителя

  1. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В, Мякишев Г.А., Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1987.
  2. Браун А.Г., Ведерников Р.А., Карковский Ю.И., Костиков Ю.А., физика. Учебное пособие для углубленного изучения физики. М.: Бридж, 1994.
  3. Левина С.И., Комарова А.А., Левина А.М. 250 конкурсных задач по физике с решением. М.: 1992.