Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Методическая цель: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Задачи:
- выявить причины, ход, итоги войны;
- развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал;
- развить логическое мышление;
- воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма.
Оборудование урока: портретный ряд, историческая карта "Россия во второй половине XIX века", раздаточный материал, интерактивная доска, презентация, задания в программе smart.
Цель урока:
- выяснить, как и почему началась русско-турецкая война и каковы цели, и планы сторон;
- какую роль играла Россия в борьбе славянских народов за освобождение от османского гнета;
- как развивались военные действия, и чем объяснялась победа России в войне;
- каковы итоги и значение войны.
Ход урока:
1 этап: на данном этапе урока происходит установление личностного контакта учителя с учениками, определяются учебные цели, и формулируется проблемный вопрос.
Учитель. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. погибло более 200 тысяч русских воинов. Символами войны стали Плевна и Шипка. Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение балканским народам независимости, почти пять веков, находящихся в зависимости от Османской империи. Наш разговор сегодня пойдет о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Сегодня мы должны рассмотреть причины, ход и итоги русско-турецкой войны и ответить на вопрос: Русско-турецкая война для России - это победа или поражение?
2 этап: на данном этапе цель - актуализация знаний учащихся о причинах, побуждающих правительства вовлекать свои государства в войны.
"По всей Болгарии сейчас
Одно лишь слово есть у нас,
И стон один, и клич: Россия"
Болгарский поэт Иван Вязов
Вопросы к учащимся:
1. О каких событиях в Болгарии пишет болгарский поэт Иван Вязов?
2. Какова цель участия России в данной войне?
3. Какую цель преследовало царское правительство на Балканах?
4. Какой фактор использовало российское правительство для реализации своих целей на Балканах?
Задание: сформулируйте причины, побудившие Россию участвовать в войне.
Задание 1 в программе smart . Определите последовательность событий происшедших на Балканах (работа суворовцев на интерактивной доске).
Задание 2 в программе smart. Определите характер войны для стран-участниц (работа суворовцев на интерактивной доске).
3 этап: на этом этапе закрепляется материал, и формируются навыки обобщения изученного.
1. Используя историческую карту, расскажите о ходе военных действий. Определите главные сражения этой войны (работа суворовцев на интерактивной доске).
Задание 3 в программе smart. Соотнесите отряд, командующих и направление действий русских войск (работа суворовцев на интерактивной доске). Выполняют все в тетради, один ученик на доске.
2. Важную роль в ходе войны играла личность полководца, командира. Назовите военачальников русско-турецкой войны, какую роль сыграли они в ходе военных действий (портреты полководцев).
Задание 4 в программе smart. О каком полководце идет речь? (работа суворовцев на интерактивной доске).
3. Русский художник Верещагин, находившийся при русской армии на Балканах, создал серию картин, посвященных событиям этой войны. Определите, какие события русско – турецкой войны 1877-1878 гг. изображены на картинах? (работа суворовцев на интерактивной доске).
Учитель. В 1878 году турецкие войска разбиты под Филиппополем, Анрианополем, русские войска вступили в Сан-Стефано. Путь на Константинополь открыт. Над Турцией нависла угроза полного разгрома. Но Англия и Австро-Венгрия тотчас начали бряцать оружием, заявляя, что не позволят России захватить турецкую столицу. Англия ввела свой флот в Мраморное море, угрожая начать войну. Из Петербурга пришла телеграмма - не брать Константинополь. Война закончилась.
Вопрос к учащимся: Где и когда был подписан мирный договор с Турцией?
Учитель. Но европейские державы не желали усиления России и сделали все возможное для того, чтобы свести на нет победы русской армии и не допустить ее усиления на Балканах.
Вопрос к учащимся: Когда и где был пересмотрен мирный договор с Турцией?
Задание 5 в программе smart. Соотнесите условия Сан - Стефанского мирного договора и Берлинского конгресса (работа суворовцев на интерактивной доске). Выполняют все в тетради, один ученик на доске.
4 этап: этап подведения итогов, обращения к проблемному вопросу, формулировка итогов.
Учитель. Итак, мы рассмотрели события русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вопросы к суворовцам:
Русско-турецкая война для России - это победа или поражение?
Определите положительные и отрицательные итоги войны.
5 этап: на данном этапе урока, на эмоциональном уровне происходит воспитание у учащихся уважительного отношения к памяти предков.
Учитель. Любая война - это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле - человеческой жизнью.
Рассмотрите картину В.Верещагина "Апофеоз войны" и ответьте на вопросы:
1. Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в эту картину?
2. Актуальна ли идея картины для нас, ведь прошло более 100 лет с момента ее написания?
Учитель. Каждое крупное событие оставляет след в истории, живет в человеческой памяти. Героизм и мужество русской и болгарской армий увековечены в памятниках и памятных местах. Во многих городах Болгарии есть улицы, названные в честь русских полководцев.
Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружен на Шипкинском перевале. В Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в честь 10-летия освобождения Плевны, был открыт памятник-часовня. Надпись на ней гласит "Гренадерам - своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1878 г. В память войны 1877-1878 гг.".
Сообщения суворовцев о памятниках в честь героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вопрос к учащимся: почему в нашей стране почти нет памятников и названия улиц в память о героях и военачальниках русско-турецкой войны?
6 этап: на данном этапе подводятся итоги урока, выставляются оценки, дается задание на самоподготовку.