Компоненты действия вычитания. 1-й класс. Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: ОНЗ

Цели:

  • Образовательные: познакомить с названиями компонентов при вычитании.
  • Развивающие: способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся

  • использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

  • развитие интереса к математике;
  • контроль и оценка своей работы и её результата;
  • учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия ;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;  устанавливать аналогии; уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).
  • Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  (Коммуникативные УУД).

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Помни, друг, что надо прочно
Математику познать

Девиз урока (на доске): «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

 

 

 

 

Проговаривают девиз, объясняют, как его понимают.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. (Личностные УУД).

2. Актуализация знаний (устные  упражнения.) 

– К нам на урок пришёл Математик. Он будет вам помогать.

Реши примеры. Цепочка примеров на интерактивной доске (3 цепочки примеров)

(Учащиеся показывают ответы с помощью математического веера веера.)

3 + 5 … – 2 … – 3 ... + 4 … – 5 … + 6 …

10 – 7 … + 4 … – 6 … + 8 … – 5… + 2 …

9 – 5 … + 4 … – 3…. + 2 … – 5 … + 3 …

Осуществлять контроль и проверку.
3. Самоопределение к деятельности

1. Составьте равенство по рисунку.

 

4 + 3 = 7

Записывают  на лист., 1 – у доски (работа в паре)

Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Использовать математическую терминологию.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).

Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД.
Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

– Прочитайте это равенство, используя термины «слагаемое», «сумма». Дети читают выражение:
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Сумма чисел равна 7.
– Как по-другому можно прочитать это равенство, используя термин «Увеличить на…» Сумма чисел 4 и 3 равна 7.
2. Составьте выражение по такому рисунку:

5 – 2 = 3

Записывают в тетрадь, 1 – у доски.

– Можно ли его прочитать, используя эти же математические (слагаемое, слагаемое, сумма) термины? Предположения детей.
– Почему? (Выявить причину затруднения) Дети выявляют причину затруднения.
– Не знаем, как называются числа при вычитании.ч
– Знаем ли мы как правильно читать такие равенства? Нет.
– Умеем ли записывать выражения на вычитание, с названием компонентов. Нет.
– Какую цель поставим  на уроке, чему должны научиться? Проговаривание, чтение в учебнике с. 29 (Цель)

– Будем учиться составлять. Читать и записывать разности.

– Скажите. Откуда мы можем узнать как называется числа при вычитании? – Из учебника, от учителя.
– Значит, какая тема нашего урока? Дети определяют тему урока: (Название чисел при вычитании). «Компоненты действия вычитания»
– Это будет урок повторения или открытия новых знаний? Дети определяют тип урока: ОНЗ.
– А для чего нам нужны эти знания? – Чтобы научиться читать выражения на вычитание.
– А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения.  
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

– К нам на помощь пришёл Математик.  Он принёс
названия чисел. Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Только какое название к какому числу относится? (Проблемная ситуация)

 

Дети читают названия: разность, уменьшаемое, вычитаемое.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (Регулятивные УУД)

Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению. (Коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

– Давайте сами попробуем догадаться.
Поработаем в группах. Каждой группе выдаю лист с записью примера на вычитание и название чисел.
Соедините числа с  соответствующим названием. Не торопитесь, подумайте, почему вы даёте именно это название.
Дети работают в группах.
Готовые работы вывешивают на доску.
Аргументируют своё предположение.
– Ну, вот вы высказали свои предположения. Давайте проверим. Проверяют  название чисел при вычитании. (Интерактивная доска).
– Откройте учебник на с. 29.
Прочитайте выражение на вычитание . (5 – 2 = 3)
– Почему отняли 2?
Дети читают выражение 5 – 2 = 3
2 птички улетели.
– Читаем дальше.
Чтение по учебнику.
– Как читается выражение 5 – 2 = 3?
Дети читают по учебнику.
Сравнивают свою работу. Исправляют ошибки.
5. Объяснение учителя

– Как по-другому можно прочитать выражение, используя термин уменьшить на..
– Какое число мы уменьшали? Оно называется …
– Какое число мы вычитали… оно называется..
– Что в результате получилось?

 

Ответы учащихся.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Выделять существенную информацию из сообщений разных видов.( Познавательные УУД). Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (Регулятивные УУД)

6. Первичное закрепление учебного материала

– Сейчас проверим,  как вы запомнили название чисел при вычитании:
Работа в тетради на печатной основе с.16 Самостоятельная работа.
Читаем  хором. Что надо сделать в задании?

 

Дети записывают недостающие уменьшаемое вычитаемое, разность. Подчеркивают в равенствах уменьшаемые красным цветом. вычитаемые – синим

Эти же задания ученики выполняют в паре на   листах.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии.

Оформлять свои мысли в письменной форме.

7. Задания Математика

«Каждой птице свою карточку» (интерактивная доска)

Дети работают самостоятельно в рабочих тетрадях.
1 ученик на  доске.
Уметь оформлять свои мысли в устной  форме. (Познавательные УУД);
Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
Выделять существенную информацию из сообщений разных видов
8. Проверка самостоятельной работы

Пошаговая самопроверка.

Проверяем первое задание.
Самооценка.

Проверяют первое задание, сравнивая пошагово с образцом. Исправляют ошибки.

Выявляют причины неудач.

Регулятивные УУД:
Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

9. Итог урока

– Какая тема урока была?
– Как называются числа при вычитании.

 

Вспоминают тему урока.

Задавать друг другу вопросы. Отвечать на вопросы товарищей. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
(Познавательные УУД)

Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

– Задайте друг другу вопросы по теме урока? Задают друг другу вопросы по теме урока?
– А для чего нам нужны эти знания? В будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения.
10. Рефлексия

 – Знали ли вы ранее как называются числа при вычитании? А теперь знаете ?
– Какую цель ставили? Достигли цели?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кому нужно постараться и быть внимательным?

Дети оценивают свою работу на уроке Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.