Тип урока: ОНЗ
Цели:
- Образовательные: познакомить с названиями компонентов при вычитании.
- Развивающие: способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся
- использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).
Личностные:
- развитие интереса к математике;
- контроль и оценка своей работы и её результата;
- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).
- Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Оргмомент. Мотивация к учебной
деятельности
Девиз урока (на доске): «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». |
Проговаривают девиз, объясняют, как его понимают. |
Уметь совместно договариваться о
правилах поведения и общения на уроке и
следовать им. (Коммуникативные УУД). Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. (Личностные УУД). |
2. Актуализация знаний
(устные упражнения.) – К нам на урок пришёл Математик. Он будет вам помогать. Реши примеры. Цепочка примеров на интерактивной доске (3 цепочки примеров) |
(Учащиеся показывают ответы с помощью
математического веера веера.) 3 + 5 … – 2 … – 3 ... + 4 … – 5 … + 6 … 10 – 7 … + 4 … – 6 … + 8 … – 5… + 2 … 9 – 5 … + 4 … – 3…. + 2 … – 5 … + 3 … |
Осуществлять контроль и проверку. |
3. Самоопределение к
деятельности 1. Составьте равенство по рисунку. |
4 + 3 = 7 Записывают на лист., 1 – у доски (работа в паре) |
Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. Использовать математическую терминологию. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД). Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Регулятивные УУД. |
– Прочитайте это равенство, используя термины «слагаемое», «сумма». | Дети читают выражение: Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Сумма чисел равна 7. |
|
– Как по-другому можно прочитать это равенство, используя термин «Увеличить на…» | Сумма чисел 4 и 3 равна 7. | |
2. Составьте выражение по такому рисунку: | 5 – 2 = 3 Записывают в тетрадь, 1 – у доски. |
|
– Можно ли его прочитать, используя эти же математические (слагаемое, слагаемое, сумма) термины? | Предположения детей. | |
– Почему? (Выявить причину затруднения) | Дети выявляют причину затруднения. – Не знаем, как называются числа при вычитании.ч |
|
– Знаем ли мы как правильно читать такие равенства? | Нет. | |
– Умеем ли записывать выражения на вычитание, с названием компонентов. | Нет. | |
– Какую цель поставим на уроке, чему должны научиться? | Проговаривание, чтение в учебнике с. 29
(Цель) – Будем учиться составлять. Читать и записывать разности. |
|
– Скажите. Откуда мы можем узнать как называется числа при вычитании? | – Из учебника, от учителя. | |
– Значит, какая тема нашего урока? | Дети определяют тему урока: (Название чисел при вычитании). «Компоненты действия вычитания» | |
– Это будет урок повторения или открытия новых знаний? | Дети определяют тип урока: ОНЗ. | |
– А для чего нам нужны эти знания? | – Чтобы научиться читать выражения на вычитание. | |
– А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения. | ||
4. Построение проекта выхода из
проблемной ситуации – К нам на помощь
пришёл Математик. Он принёс |
Дети читают названия: разность, уменьшаемое, вычитаемое. |
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности. (Регулятивные УУД)
Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению. (Коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
– Давайте сами попробуем догадаться. Поработаем в группах. Каждой группе выдаю лист с записью примера на вычитание и название чисел. Соедините числа с соответствующим названием. Не торопитесь, подумайте, почему вы даёте именно это название. |
Дети работают в группах. Готовые работы вывешивают на доску. Аргументируют своё предположение. |
|
– Ну, вот вы высказали свои предположения. Давайте проверим. | Проверяют название чисел при вычитании. (Интерактивная доска). | |
– Откройте учебник на с. 29. Прочитайте выражение на вычитание . (5 – 2 = 3) – Почему отняли 2? |
Дети читают выражение 5 – 2 = 3 2 птички улетели. |
|
– Читаем дальше. Чтение по учебнику. – Как читается выражение 5 – 2 = 3? |
Дети читают по учебнику. Сравнивают свою работу. Исправляют ошибки. |
|
5. Объяснение учителя – Как
по-другому можно прочитать выражение, используя
термин уменьшить на.. |
Ответы учащихся. |
Добывать новые знания: находить ответы
на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные
УУД) Выделять существенную информацию из сообщений разных видов.( Познавательные УУД). Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (Регулятивные УУД) |
6. Первичное закрепление учебного
материала – Сейчас проверим, как вы
запомнили название чисел при вычитании: |
Дети записывают недостающие уменьшаемое вычитаемое, разность. Подчеркивают в равенствах уменьшаемые красным цветом. вычитаемые – синим Эти же задания ученики выполняют в паре на листах. |
Познавательные УУД: устанавливать
аналогии. Оформлять свои мысли в письменной форме. |
7. Задания Математика «Каждой птице свою карточку» (интерактивная доска) |
Дети работают самостоятельно в рабочих
тетрадях. 1 ученик на доске. |
Уметь оформлять свои мысли в устной
форме. (Познавательные УУД); Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Выделять существенную информацию из сообщений разных видов |
8. Проверка самостоятельной работы Пошаговая самопроверка. Проверяем первое задание. |
Проверяют первое задание, сравнивая
пошагово с образцом. Исправляют ошибки. Выявляют причины неудач. |
Регулятивные УУД: Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
9. Итог урока – Какая тема
урока была? |
Вспоминают тему урока. |
Задавать друг другу вопросы.
Отвечать на вопросы товарищей. (Коммуникативные
УУД) Уметь ориентироваться в своей системе
знаний. Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) |
– Задайте друг другу вопросы по теме урока? | Задают друг другу вопросы по теме урока? | |
– А для чего нам нужны эти знания? | В будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения. | |
10. Рефлексия – Знали ли вы
ранее как называются числа при вычитании? А
теперь знаете ? |
Дети оценивают свою работу на уроке | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |