Педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни младших школьников"

Разделы: Начальная школа


У 35% учащихся, поступивших в мой класс, были выявлены проблемы со здоровьем: нарушение осанки, ослабленное зрение, плоскостопие, частые простудные заболевания.  Именно у этих ослабленных физически детей была снижена познавательная активность, наблюдалась  задержка психического развития. В тех случаях, когда выявились проблемы и в семьях (неполные, неблагополучные, многодетные, малообеспеченные семьи), проблемы в обучении и развитии детей встали особенно остро.

Поэтому возникла необходимость создания здоровьесберегающей среды, в которой будет проводиться профилактика заболеваемости, а процесс обучения и развития станет более результативным.

В 2008 году я включилась в экспериментальную работу по внедрению технологий психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф.Базарного в условиях общеобразовательной школы. Работа запланирована до 2012 года включительно.

На первом этапе началось изучение технологии психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф.Базарного, отобрана система дидактических и физических упражнений, применяемых мною на каждом уроке.

Одновременно началось внедрение данной технологии и методик в практику.
Прежде чем начать работу по внедрению здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного и лечебной педагогики,  необходимо было оборудовать кабинет. Школой приобретены парты с наклонными крышками, по технологии В.Ф.Базарного, для работы стоя изготовлена наклонная конторка, соответствующая росту ученика), тренажер для глаз «Близкий объект – перспектива» (на оконное стекло крепится «объект» – красочная картинка, дети поочередно смотрят на «объект» – вдаль). На потолок нанесена схема универсальных символов (СУС), закуплены коврики из природного материала (из соломы). Пересмотрен режим дня детей.

Формирование правильной осанки и расширение зрительных горизонтов я провожу с помощью внедрения технологии психомоторного раскрепощения младших школьников  В.Ф.Базарного.

Во время урока серьезную угрозу для здоровья детей представляет гиподинамия (дети находятся в неестественной физической позе). Через 15 минут пребывания в неподвижном положении ребенок испытывает такие перегрузки, как космонавт при старте космического корабля.

Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу, что процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит, а стоящий человек усваивает информацию в четыре раза быстрее, чем сидящий. В.Ф.Базарный утверждает, что телесная стойка – это стойка психическая, волевая, это основа энергетики  нашего организма. Поэтому во время урока надо менять позы, часть урока сидеть, а часть урока стоять. По технологии В.Ф.Базарного в класс были изготовлены наклонные конторки для работы стоя, которые ставятся на ученический стол. Когда ученик устал на уроке работать сидя, ему предлагается поработать стоя за конторкой (Приложение 1).

Поэтому, я поставила перед собой проблему изменить структуру урока в соответствии с рекомендациями В.Ф.Базарного и авторами лечебной педагогики, чтобы учебно-воспитательный процесс в моем классе стал здоровьесберегающим, чтобы учение вызывало у учеников прилив энергии, а обучение было в радость.

В ходе каждого урока провожу  физминутки. Их значение и польза очевидны. Одна из физминуток предусматривает работу с офтальмотренажерами с целью снятия нагрузки с глаз.  Провожу упражнения на тренажере СУС (схем универсальных символов).  Можно проводить данный комплекс упражнений в двух режимах:

1) режим непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям схем универсальных символов (СУС), расположенных на потолке. Дети становятся под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют сочетанное движение глазами, головой, туловищем. (Приложение  2)

2) режим непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям схем универсальных символов (СУС), расположенных на стенде. Дети, стоя около своих парт, следят глазами по траекториям схем, делая также сочетанные движения глазами, головой, туловищем. (Приложение 3)

Офтальмотренажеры способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, снятию напряжения.

Кратковременные физические упражнения усиливают кровообращение в организме и создают возможность активного включения в учебную деятельность. Оздоровительные паузы я провожу через 15-17 минут от начала урока и за 10 минут до его конца, так как именно в эти временные промежутки детям требуется обязательное переключение внимания, снятие усталости, напряжения. Проведение физминуток создает эмоциональный настрой, включает учащихся в творческий процесс обучения, способствует активизации двигательного режима, повышает физическую нагрузку на организм.

На этапе изучения нового материала (через постановку проблемных вопросов, создание проблемной ситуации или организацию исследования с последующими выводами, что позволяет поддерживать интерес учащихся, увлекать их в познавательную деятельность) я применяю режим смены динамических поз. В режиме «стоя» дети слушают новый материал или стоя ведется устный опрос (дети проговаривают правила, отвечают на вопросы).

Поднимаю детей не менее двух раз на 1 минуту. В режиме «стоя» у детей лучше сконцентрировано внимание, они лучше слушают и легче запоминают новый материал.

На этапе закрепления нового материала (7-10 минут) организовываю работу в парах, группах, поочередную работу у доски (когда дети друг за другом по очереди выходят к доске выполнять небольшое задание). Этот прием можно использовать и на других этапах урока. Таким образом, ученики продолжительное время на уроке находятся в движении, что свойственно их возрасту, они меньше устают, повышается их учебная мотивация.

Использование подвижного способа обучения позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновение плоскостопия, варикозного расширения вен, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, повысить общую сопротивляемость организма ребенка к инфекционным заболеваниям, обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и значительно ускорить восприятие школьниками учебного материала.

Перед письменной работой – пальчиковая гимнастика. Большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук. Все глубинные психологические движения, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребенка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук, а это значит, что дети быстрее обучаются навыкам письма, каллиграфически правильно писать. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их я провожу с использованием таких предметов, как грецкие орехи, деревянные палочки.

Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость. При этом одновременно происходит точечный массаж. Большое значение я уделяю развитию мелкой моторики рук детей посредством систематических занятий конструированием, рукоделием, техническим творчеством, лепкой на уроках технологии.

После организационного момента, когда на уроках проводится этап проверки домашнего задания, повторение изученного (3 – 4 минуты), использую упражнения сенсорно-поискового характера, для чего закрепляю в разных уголках класса (на стенах,  стендах,  шкафах,  шторах) карточки с ответами.

Задаю детям вопросы, они ищут нужный ответ на карточках, поворачиваются и показывают его вытянутой рукой. Это повышает двигательную активность учащихся на уроке, позволяет сократить время опроса, определить, все ли усвоили пройденный материал. (Приложение  4)

На последнем этапе урока – самостоятельная работа, проверка знаний учащихся.

Задания для самостоятельной работы отбираю наиболее интересные, занимательные, развивающие и пишу на доске волной.  (Приложение 5)

Очень часто на своих уроках я использую экологическое панно, на котором изображен пейзаж, что помогает ребенку видеть целостную картину мира, овладевать образным и логическим мышлением, развивать речь. Стенды выполнены в цветовой унификации, отвечающей требованиям охраны и коррекции зрения: оранжевый – снимает усталость; розовый – успокаивает; желтый – улучшает мозговую деятельность; зеленый – устраняет напряжение, снижает давление; красный – заряжает энергией; синий, фиолетовый – благоприятны при катаракте и глаукоме.
(Приложение  6)

Упражнения сенсорно-поискового характера провожу 1-2 раза за урок (например, при закреплении нового материала, во время проверки знаний).

Запись на доске волной, работу в режиме смены динамических поз, упражнения на тренажерах можно проводить в разной последовательности, на разных этапах урока, что зависит от логики конкретного урока. При систематическом выполнении данных рекомендаций учитель сам определяет, какое упражнение нужно провести на определенном этапе.   

Переоборудование кабинета, внедрение в урок технологий психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф.Базарного и лечебной педагогики позволило сделать урок здоровьесберегающим.

Таким образом, я изменила структуру урока, которая выглядит примерно так:

По каждому разделу учебных предметов проводятся уроки разного типа: урок ознакомления с новой темой, закрепления, обобщения, отработки навыков, контроля и др. В зависимости от типа и формы урока гибко использую данную структуру, меняя характер физминуток, оздоровительных упражнений, формы деятельности учащихся.

Вся воспитательная работа в моем классе основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, на развитии творческих начал в каждом из них.

К здоровьесберегающей относится технология ИФО (игровых форм обучения), которая применяется мною при проведении каждого урока. Основным дидактическим смыслом игры является закон постоянного действия, опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и его индивидуальные психологические особенности. Поэтому в игре может проявить себя ребенок с любым уровнем психологического, интеллектуального, физического развития. Все это обеспечивает положительный психологический настрой учащихся, создает ситуацию ожидания интересного урока, облегчает изучение сложного материала и позволяет индивидуализировать обучение.

Обязательными в режиме дня моих учеников являются подвижные перемены. На второй большой перемене выхожу с учащимися во двор школы, где провожу с ними подвижные игры. Привлекаю к этому вожатых, которых специально готовлю. Кроме этого у учеников есть возможность поиграть с мячом через сетку, в волейбол. Мальчики с азартом играют в футбол, девочки прыгают через скакалки.

С целью предупреждения вредных привычек, формирования здорового образа жизни провожу цикл внеурочных мероприятий: экскурсии к стендам по технике безопасности, по правилам дорожного движения, беседы, тематические классные часы, посвященные здоровому образу жизни.

Чтобы повысить эффективность данной работы, привлекла к ней родительскую общественность.

Для того чтобы родители были помощниками в этой работе, проводились тематические родительские собрания,  разъяснительная работа о важности этого эксперимента для здоровья и успешного обучения детей. Родители принимали участие в просмотре и обсуждении фильма «Спасем детей – спасем Россию» с участием Базарного В.Ф., в оборудовании кабинета, малого спортивного зала для оздоровительной физкультуры, в изготовлении тренажеров.

Наряду с такими традиционными формами сотрудничества с родителями, как родительский комитет, классные родительские собрания, совместные с родителями внеклассные мероприятия, в нашей школе функционирует лекторий для родителей по вопросам возрастной психологии, физиологии, гигиены, медицины, культуры семьи. Занятия проводятся один раз в четверть. Лекторий содержал лекции по темам: «Физический труд и здоровье», «Как сохранить хорошее зрение», «Питание человека, роль витаминов для роста и развития», «Дурные привычки», «Роль семьи в воспитании здорового школьника», «Здоровый образ жизни формируется в семье», «Режим дня школьника» и др.  Лектории получают высокую оценку родителей.

Уже само участие родителей  в этой работе благотворно влияет как на детей, так и на их семьи в целом.

Вовлечение детей в кружковую деятельность, занятия в спортивных секциях способствуют восстановлению физического и нравственного развития. Большая часть учащихся моего класса занимается в спортивных секциях, ребята являются участниками сборной школьной команды, которая на соревнованиях призовые места.

Ежегодно проводится обследование здоровья моих учеников специалистами из местной поликлиники, диагностика физической подготовленности, психофизиологического развития. На основании полученных данных оформляются индивидуальные паспорта здоровья учащихся. В них ведется динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, даются рекомендации родителям. Медицинское сопровождение учеников осуществляется на каждом возрастном этапе школьной медсестрой.

Медсестра распределяет детей по группам здоровья и физкультурным группам.

Ребята моего класса принимают активное участие в озеленении своей классной комнаты и пришкольного участка.

Как известно, в здоровом теле – здоровый дух. Поэтому я считаю, что если ребенок правильно сориентирован в жизни, имеет представление о главных ее ценностях, он будет вести здоровый образ жизни, заботиться об окружающих, о себе, о своем здоровье.

В связи с этим можно сделать вывод, что работа в данном направлении ведется правильно. 

Эффективность моего опыта работы очевидна. Систематичность и непрерывность мониторингов состояния здоровья учащихся, обучаемости и обученности, воспитанности, уровень нравственных основ личности ребенка, выполнение единых требований обнаружили позитивные результаты по всем направлениям: снизилась заболеваемость учащихся класса ОРВИ, ОРЗ и др. простудными заболеваниями; стабилизировалась обученность и повысились качество обучения, учебная мотивация, активность детей во внеклассной деятельности, в школьном самоуправлении; дети начали осознавать свое место в мире, понимать важность здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, а значит, заложен фундамент в формировании нравственных основ личности ребенка.

Результаты мониторинга показывают, что использование здоровьесберегающих технологий повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям (учащиеся стали реже болеть простудными заболеваниями).

Медицинский осмотр по окончанию начальной школы  показал, что в состоянии здоровья моих учеников прослеживается положительная динамика: у двух учеников снят диагноз «сколиоз», трое ребят избавились от плоскостопия.

Таким образом, за четыре года сложилась система учебно-воспитательной работы в классе, в основе которой лежат здоровьесберегающие принципы и идеи.

Внедряя здоровьесберегающие технологии, не следует смещать акценты с учебно-воспитательного процесса на мониторинги состояния здоровья учащихся и профилактику заболеваемости. Необходимо создать здоровьесберегающую среду, в которой ученики будут успешно обучаться, развиваясь интеллектуально и физически.

Опыт актуален, так как он помогает решить проблему здоровьесберегающего обучения, повысить уровень обученности и воспитанности учащихся. Динамика положительная.

Здоровьесбережение – это актуальная проблема современного общества. Работу по сохранению здоровья необходимо проводить с раннего школьного возраста, осуществляя преемственность учителей начальных классов и средней школы. В будущем я планирую продолжить  совершенствование работы в данном направлении, обмениваясь опытом с другими учителями.

Список литературы:

  1. Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Президентская программа «Дети России», Сергиев Пассад, 1995г.
  2. Базарный В.Ф. «Программа экспресс диагностики динамики  психосенсорного и физического развития учащихся», Сергиев Пассад, 1995г.
  3. Базарный В.Ф. «Методология и методика раскрепощения нейрофизической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса», Сергиев Пассад, 1995г.
  4. Базарный В.Ф. «Повышение эффективности становления психомоторных функций  в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных  усилий», Сергиев Пассад, 1995г.

Приложение 7