Пояснительная записка
В связи с началом освоения ФГОС во всех школах
России с прошлого учебного года рекомендована
Министерством образования и науки разработка
программы коррекционной работы при наличии в
учреждении детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ).
Для меня, как и для большинства педагогов
массовой общеобразовательной школы, эта задача
пока непосильна, так как до сегодняшнего дня
педагоги не сталкивались с необходимостью
структурно описывать свою деятельность, выделяя
в ней личностные, универсальные и
метапредметные компетенции, которыми должен
овладеть ребёнок с ОВЗ.
В МБОУ города Костромы «СОШ № 14» обучаются дети микрорайона Первомайский, дети из детского дома № 1, детского дома специального (коррекционного), реабилитационного центра – дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Все воспитанники детского дома посёлка Волжский имеют ограниченные возможности здоровья – диагноз – задержка психического развития (ЗПР) и рекомендации обучения в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Часть детей реабилитационного центра и микрорайона Первомайский, имеющие проблемы в развитии, после обследования в областной ПМПК также получают протоколы с рекомендацией на обучение в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Поэтому в нашей школе работают несколько специальных (коррекционных) классов, но большую часть составляют общеобразовательные «интегрированные» или «инклюзивные» классы, то есть, в обычный класс включается группа детей с ОВЗ, ЗПР. Это осложняет работу учителя, классного руководителя, создаёт проблемы для детей основной части класса и для этой специальной группы, так как дети имеют разный уровень развития и воспитанности, свои особенности, способности, возможности. В методической литературе нет описания опыта работы таких интегрированных классов, специальной литературы и пособий для совместного обучения и воспитания такой категории детей, нет методических рекомендаций и готовых разработанных программ коррекционной работы. (Приложение 1).
В нашей школе разработана «Программа коррекционно-развивающего обучения – через специальные (коррекционные) классы». Это часть общей образовательной программы школы по обучению детей через специальные коррекционные классы. Новые обстоятельства потребовали разработки Программы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в инклюзивных классах требует переработки программы. В 2009 году, работая с предыдущим выпуском – интегрированным классом, ещё до введения требования ФГОС об обязательности программы коррекционной работы, я вынуждена была разработать для себя «Программу обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном классе начальной школы». Эта программа рецензирована КОИРО. Работа по ней дала положительные результаты: все дети класса, в том числе дети с ЗПР и ОВЗ успешно закончили начальную школу и перешли на вторую ступень обучения. Я продолжаю сопровождать их, консультирую родителей, сотрудничаю с их новыми учителями. Мои выводы опираются и на итоговую аттестацию за начальную школу, мнение родителей и учителей (Приложение 2).
Ежегодно дети принимали активное участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и интернет-проектах, где неоднократно становились победителями и призёрами (Приложение 3).
В настоящее время в условиях внедрения ФГОС в «Основную общеобразовательную программу образовательного учреждения (начальная школа) включён раздел «Программа коррекционной работы». Это требует разработки в учреждении и учителем в классе соответствующей программы. На предстоящий учебный год нами разработана «Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе» – это часть общешкольной программы.
«Инклюзивное образование – это процесс, при котором в рамках единого образовательного пространства обучаются дети и обычные, и требующие особого подхода. Причём, учитываются их образовательные потребности, а не виды заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки. Инклюзивность – это включённость». (П. Обиух, кандидат педагогических наук, координатор программ по образованию).
В текущем учебном году я приняла новый – первый класс, включилась во внедрение ФГОС, попыталась переработать предыдущую программу уже с учётом требований ФГОС (раздел 2.5). Но моя разработка представляет не программу общеобразовательного учреждения, а только программу моей работы как учителя 1 класса. Её утвердили в школе.
Считаю, что работа по реализации программы дала положительные результаты. Она помогла мне сконцентрировать внимание на решение данной проблемы, привести деятельность по вовлечению детей с ОВЗ в активный общеобразовательный процесс, вовлечь всех специалистов, родителей в совместную работу.
22 марта 2012 года 28 марта 2013 года я приняла участие в работе Дня здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физкультуры в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов, проводимого издательским домом «Первое сентября».
В августе 2012 года мне было предложено презентовать свою программу на городской педагогической конференции (секции учителей начальных классов). Программа вызвала интерес у коллег.
Начав учебный год, изучая особенности детей нового первого класса, я не только апробирую эту программу, а постоянно её дорабатываю, перерабатываю.
29.11.2012 я выступила на городском семинаре «Единый методический день «Введение ФГОС: теория, опыт, применение на практике»» – межпредметной секции учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Программа была одобрена коллегами на методических совещаниях в МБУ «ГЦОКО», но почерпнуть опыта по её разработке я пока не смогла .
Также в ноябре 2012 года я приняла участие в Межрегиональных методических чтениях – 2012 «Современный педагог – новой школе». Направила свою авторскую программу с целью получения откликов коллег страны, обсуждения, рекомендаций. Мои материалы были допущены до II открытого этапа и опубликованы на сайте http://nmc-experiment-forum.ru/.
В настоящее время в педагогической периодической печати и на различных сайтах появились материалы с рекомендациями для разработки Программ коррекционной работы общеобразовательных учреждений. Это поможет нам, практикам, всему педагогическому сообществу, объединить свои усилия к решению наболевшей проблемы – обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Данная программа – это программа деятельности учителя. Она предусматривает определение учителем цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, выравнивания детей с ЗПР, успешного овладения ими стандартами первой ступени общеобразовательного учреждения, дальнейшего продолжения образования и социализации их в общество, воспитания толерантного поведения, формирование дружного классного коллектива, коллектива родителей.
Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классным руководителем, который должен организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, но и родителями, а также объединить усилия всех специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей интегрированного класса и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению а также современных документов, определяющих требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов, рецензирована администрацией МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14». (Приложение 4, Приложение 5).
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
– своевременное выявление детей с
трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
– определение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
– определение особенностей организации
образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
– создание условий, способствующих освоению
детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
– осуществление индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья с учётом
особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных
учебных планов, организация индивидуальных и
(или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом
развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора
образовательного учреждения;
– обеспечение возможности обучения и
воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг;
– реализация системы мероприятий по
социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;
– оказание консультативной и методической
помощи родителям (законным представителям) детей
с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
Срок реализации – 4 года (первый – четвёртый класс)
Ожидаемые результаты
- Формирование у учащихся УУД, предусмотренных стандартами первой ступени, предусмотренных стандартами первой ступени, готовности к обучению на второй ступени.
- Развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации.
- Воспитание толерантного поведения у учащихся и родителей.
Результаты реализации программы могут быть выявлены в:
- процессе итоговой аттестации (освоение стандарта первой ступени),
- заключении школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) об уровне развития и определение формы продолжения образования;
- анкетировании детей и родителей.
Этапы программы
- Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации)
- Организационно-исполнительская деятельность.
- Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность)
- Регулятивно-корректировочная деятельность
№п\п |
Основные направления и содержание, формы деятельности |
Участники |
Сроки |
||
Кто проводит |
С кем проводят |
||||
I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации) |
|||||
1 | Педагогическая диагностика Наблюдение, анкетирование детей и родителей, входные, срезовые работы, анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности, выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты |
Учитель-классный руководитель | Весь первый класс и вновь прибывающие учащиеся | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей | |
2 | Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе | Педагог-психолог, классный руководитель | Дети с особенностями, все учащиеся класса | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей | |
3 | Диагностика развития устной и письменной речи. | Учитель-логопед | Дети с проблемами речи | Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей | |
4 | Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья. | Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры | Учащиеся | В начале обучения и в конце каждого учебного года | |
5 | Анкетирование родителей (анкеты прилагаются) | Классный руководитель, социальный педагог | Родители | Начало обучения, в течении года | |
II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность |
|||||
1 | Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения. | Классный руководитель, члены ПМПК | Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии | По итогам диагностики. | |
2 | Планирование, организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, комплектование коррекционных групп, составление расписания групповых, индивидуальных занятий. | Учитель- классный руководитель, члены ПМПК, | Учитель-классный руководитель, Учитель-логопед, педагог-психолог. |
В течении года | |
3 | Обеспечение успешной адаптации
детей в классе. Включение учащихся с ЗПР в общеобразовательный процесс со всем классом через урок: а)
Обеспечение индивидуализации обучения через
подбор индивидуальных заданий по подготовке к
восприятию нового материала, дифференцированных
карточек, памяток, опор. |
Классный руководитель, Учителя- предметники
Учитель, |
Дети с проблемами | В течение года Ежедневно
Ежедневно
Постоянно |
|
4 | Организация индивидуально-групповых
коррекционно-развивающих занятий по предмету. а) Индивидуальные и групповые коррекционном-развивающие и занятия по учебным предметам б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами |
Учителя-предметники
Педагог-психолог, учитель- логопед |
Дети с проблемами
Группы детей, на основании диагностики и индивидуальных маршрутов. |
В течение года, по расписанию
специалистов соответствии с учебным планом (по
15-20 минут внеурочно). По расписанию специалистов и по ситуации |
|
III ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) |
|||||
1 | Создание коррекционно развивающей среды в школе, в классе и дома | Классный руководитель, социальный педагог | Педагоги, родители учащихся. | Постоянно | |
2 | Консультации для родителей | Классный руководитель, специалисты | Родители учащихся | В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации | |
3 | Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся | Медицинский работник, классный руководитель | Учащиеся с ОВЗ | В течение года | |
4 | Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей | Классный руководитель, педагог дополнительного образования | Учащиеся с ОВЗ | В течение года в соответствии с планом воспитательной работы | |
5 | Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) | Классный руководитель | Родители, дети | В течение года | |
IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность |
|||||
1 | Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. | Учитель, классный руководитель, специалисты. | Дети с ОВЗ | В течение года | |
2 | Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся | учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года | |
3 | Срезовые контрольные работы и их анализ | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года | |
4 | Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | |
5 | Составление подробных характеристик | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | |
6 | Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). | учитель, специа-листы, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | |
7 | Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | |
8 | Итоговое диагностирование в областной ПМПК, определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты | Специалисты ПМПК, классный руководитель | Дети с ОВЗ | 4 класс | |
9. | Обеспечение преемственности при
переходе на вторую ступень обучения 1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического косилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения. |
||||
2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. | |||||
3. Консультирование учителей будущего пятого класса и родителей учащихся. | Педагоги второй ступени, родители. | В конце 4 класса и в начале 5 класса. | |||
4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе | Классные руководители 4 и 5 класса | Родители | Первая учебная четверть в 5 классе и по ситуации |