Программа коррекционной работы с детьми с огранниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Пояснительная записка

В связи с началом освоения ФГОС во всех школах России с прошлого учебного года рекомендована Министерством образования и науки разработка программы коррекционной работы при наличии в учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для меня, как  и для большинства педагогов массовой общеобразовательной школы, эта задача пока непосильна, так как до сегодняшнего  дня педагоги не сталкивались с необходимостью структурно описывать свою деятельность, выделяя в ней  личностные, универсальные и метапредметные  компетенции, которыми должен овладеть ребёнок с ОВЗ.

В МБОУ города Костромы «СОШ № 14»  обучаются дети микрорайона Первомайский, дети из детского дома № 1, детского дома специального (коррекционного), реабилитационного центра – дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Все воспитанники детского дома посёлка Волжский имеют ограниченные возможности здоровья – диагноз – задержка психического развития (ЗПР)  и рекомендации обучения в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Часть детей реабилитационного центра и   микрорайона Первомайский, имеющие проблемы в развитии, после обследования в областной ПМПК также  получают протоколы с рекомендацией  на обучение в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Поэтому в нашей школе работают несколько специальных (коррекционных) классов, но большую часть составляют общеобразовательные «интегрированные» или «инклюзивные» классы, то есть, в  обычный класс  включается группа детей с ОВЗ, ЗПР. Это  осложняет работу учителя, классного руководителя, создаёт  проблемы   для детей основной части класса и  для этой специальной группы, так  как дети имеют разный уровень развития и воспитанности, свои особенности,  способности, возможности. В методической литературе нет описания опыта работы таких интегрированных классов, специальной литературы и пособий для совместного обучения и воспитания такой категории детей, нет методических рекомендаций и готовых разработанных программ коррекционной работы. (Приложение 1).

В   нашей школе   разработана   «Программа  коррекционно-развивающего обучения – через специальные (коррекционные) классы». Это часть общей образовательной программы школы по обучению детей через специальные коррекционные классы.   Новые обстоятельства потребовали разработки Программы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в инклюзивных классах требует переработки программы. В 2009 году, работая  с предыдущим выпуском –  интегрированным классом, ещё до введения требования ФГОС об обязательности программы коррекционной работы, я вынуждена была разработать для себя    «Программу обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном классе начальной школы». Эта программа рецензирована КОИРО. Работа по ней дала положительные результаты: все дети класса, в том числе дети с ЗПР и ОВЗ успешно закончили начальную школу и перешли  на вторую ступень обучения. Я продолжаю  сопровождать их, консультирую родителей, сотрудничаю с их новыми учителями. Мои выводы опираются и на итоговую аттестацию за  начальную школу, мнение родителей и учителей (Приложение  2).

Ежегодно дети принимали активное  участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и интернет-проектах,  где неоднократно становились победителями и призёрами (Приложение 3).

В настоящее время  в условиях внедрения ФГОС в «Основную общеобразовательную программу  образовательного учреждения (начальная школа) включён  раздел  «Программа коррекционной работы». Это требует   разработки  в учреждении  и учителем в классе  соответствующей программы. На предстоящий учебный год нами разработана «Программа  коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями  здоровья в общеобразовательном классе» – это  часть общешкольной программы.

 «Инклюзивное образование – это  процесс, при котором в рамках единого образовательного пространства обучаются дети и обычные, и требующие особого подхода. Причём, учитываются  их образовательные потребности, а не виды заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.   Инклюзивность – это  включённость».  (П. Обиух, кандидат педагогических наук, координатор программ по образованию).

В текущем учебном году я приняла  новый – первый  класс,  включилась во внедрение ФГОС, попыталась переработать предыдущую программу  уже с учётом требований ФГОС (раздел 2.5). Но моя разработка представляет не программу общеобразовательного учреждения, а только программу моей работы как учителя 1 класса. Её утвердили  в школе.

Считаю, что работа по реализации программы дала положительные результаты. Она помогла мне сконцентрировать внимание на решение данной проблемы, привести деятельность по вовлечению детей с ОВЗ в активный  общеобразовательный процесс, вовлечь всех специалистов, родителей в совместную работу.

22 марта 2012 года 28 марта 2013 года я приняла участие в работе Дня здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физкультуры в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов, проводимого  издательским домом «Первое сентября».

В августе 2012 года  мне было предложено  презентовать свою программу на  городской педагогической конференции (секции учителей начальных классов).   Программа  вызвала интерес у коллег.

Начав учебный год, изучая особенности детей нового первого класса, я не только апробирую эту программу, а постоянно её дорабатываю, перерабатываю.

29.11.2012 я выступила на городском семинаре «Единый методический день «Введение ФГОС: теория, опыт, применение на практике»» – межпредметной секции учителей, работающих с детьми с ОВЗ.  Программа  была одобрена  коллегами  на методических совещаниях в МБУ  «ГЦОКО», но почерпнуть  опыта  по её разработке я пока не смогла .

Также в ноябре 2012 года я приняла участие в Межрегиональных методических чтениях – 2012 «Современный педагог – новой школе». Направила  свою авторскую программу с целью получения откликов коллег страны, обсуждения,  рекомендаций.  Мои материалы были допущены до II  открытого этапа  и опубликованы на сайте http://nmc-experiment-forum.ru/.  

В настоящее время  в педагогической   периодической печати и на различных сайтах появились материалы с рекомендациями для разработки Программ коррекционной  работы общеобразовательных учреждений. Это поможет нам, практикам, всему педагогическому сообществу, объединить свои усилия к решению наболевшей проблемы – обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Данная  программа – это  программа деятельности учителя.  Она предусматривает определение  учителем  цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса  (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, выравнивания детей с ЗПР, успешного овладения ими  стандартами  первой ступени общеобразовательного учреждения, дальнейшего продолжения образования и социализации их в общество, воспитания толерантного поведения, формирование дружного классного коллектива, коллектива родителей.

Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классным руководителем, который должен организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, но и родителями, а также объединить усилия всех специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей интегрированного класса и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.

Программа  разработана на основе  нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению а также  современных документов, определяющих  требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов,    рецензирована администрацией МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14». (Приложение 4, Приложение 5).

Цель программы

Программа  коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии  обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи  программы:

своевременное  выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными  возможностями здоровья;
– определение  особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
– определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
– создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными  возможностями здоровья основной  образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
– осуществление  индивидуально  ориентированной  психолого-медико-педагогической  помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей  психического и (или) физического  развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или)  психическом развитии, сопровождаемые  поддержкой тьютора образовательного учреждения;
–  обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
– реализация системы мероприятий по социальной  адаптации детей с ограниченными возможностями  здоровья;
– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Срок реализации – 4 года (первый – четвёртый класс)

Ожидаемые результаты

  • Формирование у учащихся УУД, предусмотренных стандартами  первой ступени, предусмотренных стандартами первой ступени,  готовности к обучению на второй ступени.
  • Развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации.
  • Воспитание толерантного поведения  у учащихся и родителей.

Результаты реализации программы  могут быть выявлены  в:

  • процессе итоговой аттестации (освоение стандарта первой ступени),
  • заключении школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) об уровне развития и определение формы продолжения образования;
  • анкетировании детей и родителей.

Этапы программы

  • Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации)
  • Организационно-исполнительская деятельность.
  • Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность)
  • Регулятивно-корректировочная деятельность

№п\п

Основные направления  и содержание, формы деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводят

I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации)

1 Педагогическая диагностика
Наблюдение, анкетирование детей и родителей,  входные,  срезовые работы, анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности, выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты
Учитель-классный руководитель Весь первый  класс и вновь прибывающие учащиеся Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей  
2 Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе Педагог-психолог, классный руководитель Дети с особенностями,  все учащиеся класса Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей
3 Диагностика развития устной и письменной речи. Учитель-логопед Дети с проблемами речи Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей
4 Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья. Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры Учащиеся В начале обучения и в конце каждого учебного года
5 Анкетирование родителей (анкеты прилагаются) Классный руководитель, социальный педагог Родители Начало обучения, в течении года

II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность

1 Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения. Классный руководитель, члены ПМПК Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии По  итогам диагностики.
2 Планирование,  организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, комплектование коррекционных групп, составление расписания групповых, индивидуальных занятий. Учитель- классный руководитель, члены ПМПК, Учитель-классный руководитель,
Учитель-логопед, педагог-психолог.
В течении года
3 Обеспечение успешной адаптации детей  в классе.
Включение учащихся с ЗПР в общеобразовательный процесс со всем классом через урок:

а) Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор.
б) Включение в работу в группах, парах.
в) Оказание индивидуальной помощи при затруднениях, организация взаимопомощи.
г) Индивидуальный анализ ошибок, успехов.
Заполнение Swot-карты
д) Индивидуальные задания для самостоятельной работы и домашнего задания.
е) Создание ситуации успеха для каждого.

Классный руководитель,
Учителя- предметники

 

 

 

 

Учитель,
классный руководитель

Дети с проблемами В течение года
Ежедневно

 

 

 

Ежедневно

 

Постоянно

4 Организация индивидуально-групповых  коррекционно-развивающих занятий по предмету.

а) Индивидуальные  и групповые коррекционном-развивающие  и занятия   по учебным  предметам

б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами

Учителя-предметники

 

Педагог-психолог, учитель- логопед

Дети с проблемами

 

Группы детей, на основании диагностики  и индивидуальных маршрутов.

В течение года, по расписанию специалистов соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно).

По расписанию специалистов и по ситуации

III  ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

1 Создание коррекционно развивающей среды в школе, в классе и дома Классный руководитель, социальный педагог Педагоги, родители учащихся. Постоянно
2 Консультации для родителей Классный руководитель, специалисты Родители учащихся В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации
3 Контроль  за соблюдением  индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья  учащихся Медицинский работник, классный руководитель Учащиеся с ОВЗ В течение года
4 Вовлечение детей с  ограниченными возможностями здоровья  во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей Классный руководитель, педагог дополнительного образования Учащиеся с ОВЗ В течение года в соответствии с планом воспитательной работы
5 Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) Классный руководитель Родители, дети В течение года

IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность

1 Анализ  диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. Учитель, классный руководитель, специалисты. Дети с ОВЗ В течение года
2 Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся учитель, классный руководитель Дети с ОВЗ В течение года
3 Срезовые контрольные работы и их анализ Учитель, классный руководитель Дети с ОВЗ В течение года
4 Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей Учитель, классный руководитель Дети с ОВЗ В конце каждого года обучения
5 Составление подробных характеристик учитель, специалисты, классный руководитель Дети с ОВЗ В конце каждого года обучения
6 Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). учитель, специа-листы, классный руководитель Дети с ОВЗ В конце каждого года обучения
7 Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. учитель, специалисты, классный руководитель Дети с ОВЗ В конце каждого года обучения
8 Итоговое диагностирование  в областной ПМПК,  определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты Специалисты ПМПК, классный руководитель Дети с ОВЗ 4 класс
9. Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения

1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического косилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения.

     
2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.      
3. Консультирование учителей будущего пятого класса и  родителей учащихся.   Педагоги второй ступени, родители. В конце 4 класса и в начале 5 класса.
4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе Классные руководители 4 и 5 класса Родители Первая учебная четверть в 5 классе и по ситуации