Цель классного часа: коррекция эмоционально –волевой сферы, сплочение детского коллектива.
Задачи:
- Раскрыть понятие единения, донести преимущества объединения личных усилий для достижения общей цели, определить какими качествами должен обладать настоящий друг.
- Проведение игрового занятия по развитию взаимовыручки с последующим упражнением для релаксации.
- Закрепление с детьми выводов урока.
Форма работы: диалог-рассуждение, игровое занятие, тренинг для релаксации.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Слово педагога
Ребята, тема нашего классного часа “Мы, ты, я – вместе дружная семья”
Как вы думаете: “Почему я сказала “нашего”? А потому, что нас смотрите сколько много и все мы разные (и послушные и не очень, и умницы и красивые и сильные и упрямые (показывает на детей в зависимости от их качеств) и, поэтому, чтобы каждого послушать, прежде всего, мы установим список правил для нашего классного часа, (пишет на доске):
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Активность
5. Правило “стоп”
Согласны? Поднимите руки (дети поднимают руки), хорошо, помните- вы сами выбрали эти правила.
2. Диалог-рассуждение
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадку: У пяти братьев одна работа (воспитатель незаметно показывает пальцы). (ребята отвечают) Правильно, это пальцы. Смотрите они все разные, как мы, а делают-то они одну работу, да как дружно, правда? невозможно же представить, что кушаешь ложкой, а большой палец отлучился помыться. Поэтому чтобы все дела у нас получались, надо любую общую работу делать вместе слажено, как пальцы на руке. Пятерка братьев неразлучна ( показывает открытую ладонь), им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой и расческой.
А теперь расскажу–ка я вам сказку: было у отца 3 сына. Отец говорил сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “Сломайте” Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Легко сломались прутики. Отец и говорит: “Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если все дела у вас врозь - вас всякий легко погубит”.
А теперь ответьте почему нам надо быть дружными? (дети отвечают)
Молодцы, ребята. А иногда бывает ведь и по-другому, сейчас я прочитаю вам басню Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, щука и рак”:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете, почему? Может потому что они не были дружны? (дети отвечают) Молодцы, ребята.
Значит, мы с вами поняли, что во всех делах должно быть согласие и у только по-настоящему дружных всё всегда получится и их ничто не может сломать как прутик.
Ребята, а должны ли друзья помогать друг другу?(дети отвечают)
Я прочитаю вам притчу о том надо ли помогать друг другу, и что получается, когда не хочешь помочь:
Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что на осле было много груза и ему было тяжело, а лошадь бежала без груза. Шли они, шли, осёл устал, кряхтит, еле дышит.
- Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза!
Но лошадь и ухом не повела. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и снова просит лошадь: - Помоги!
- Ладно, — согласилась лошадь, - я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.
- Вставай, вставай милый! - умолял хозяин, но осёл не мог подняться.
Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и весь взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал без груза, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.
Как вы думаете, не нужно ли было в самом начале пути разделить груз поровну? Как друзья должны действовать вместе? Любое дело нужно делать сообща, помогая друг другу и в согласии. А как ещё должны вести себя друзья? (дети отвечают)
Сейчас я прочитаю вам интересное стихотворение:
Играть с котёнком не любили.
Не раз котёнку говорили,
Что в споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
А кот понять и не пытался.
Чуть что - он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит,
Вздыхает тяжко и грустит.
Никто с ним больше не играет,
К себе его не приглашает.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
- Скажите, а бывают ли подобные ситуации у нас ? (дети отвечают)
- А почему возникают такие ситуации?
- Можно ли таких ребят назвать хорошими друзьями? (дети отвечают).
Значит мы выяснили - друзья никогда не дерутся, а уступают друг другу в споре.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне,
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
- Поднимите руки у кого есть друзья? (дети отвечают)
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
- Скажите, кто же такой настоящий друг? Так каким же качествами должен он обладать? Давайте попробуем выяснить. Мы уже узнали, что друг - это тот, кто не бросит тебя в беде, выручит в трудный час, друзья никогда не дерутся, а уступают друг другу в споре, друзья делают общее дело вместе в согласии.
Сейчас на доске я буду писать качества человека, а вы выберите те качества, которыми должен обладать, по вашему мнению, настоящий друг (пишет на доске в 2 столбика по начальным буквам):
- Доброта, драчливость, радушие, раздражительность, уступчивость, упрямство, жадность, предательство, жизнерадостность, бессовестность, бескорыстность, враньё, агрессивность, аккуратность, грубость.
Дети выбирают, воспитатель обводит мелом.
- А какие качества мы с вами не взяли? (дети читают с доски). Почему? (дети отвечают)
- Поднимите руки, те кто себя считает другом...
- Давайте посмотрим если данные качества у вас? Приятно ли с вами дружить?
Я вам предлагаю взять ручки, сейчас я буду называть качества настоящего друга, которые мы выбрали и обвели мелом, а вы записываете только первую букву этого слова, если это качество у вас есть. (у детей должно получиться слово дружба, но не у каждого). Прочитайте, что у вас получилось. У кого из вас какого качества не хватает? Подумайте, но сейчас говорить не нужно, мы можем после урока поговорить об этом наедине.
3. Игровое занятие.
А теперь мы сыграем в игру и выясним, можем ли мы помогать друг другу.
Упражнение “Катание на гусенице”
Делаем “гусеницу” (дети усаживаются на корточки или коленки, поставив перед собой свой стул, нагибают голову (обувь у всех предварительно снимаем)) - получается ряд из стульев и спин детей.
“Гусеница” начинает движение- последний в ряду быстро становится на свой стул и двигается к началу ряда (голове гусеницы), наступая на стулья и спины товарищей, которые помогают ему двигаться. Воспитатель в это время переносит его стул в начало ряда и к моменту, когда ребёнок достигнет его и присядет- ставит перед ним стул. Затем следующий ребёнок повторяет путь предыдущего, пока не пройдут все дети. В ходе упражнения дети помогают друг другу, мальчики стараются не наступать на спины девочек, зная, что они слабее.
Таким образом “гусеница” движется и каждый из детей может на ней прокатиться.
Воспитатель: видите ребята как мы помогали друг другу, значит мы друзья. Нам и дальше нужно также поддерживать друг друга.
Упражнение “Друзьям буря не страшна”
Оборудование: любая обозначенная площадка будет кораблём (классные парты со стульями). Задача участников: уместиться всем классом на нескольких партах со стульями как на корабле. Затем воспитатель говорит, что начинается буря и корабль т тонет (воспитатель убирает поочерёдно стулья, парты. Дети перебираются на оставшиеся, товарищи им помогают). В ходе упражнения дети помогают друг другу не упасть, тем самым стираются пространственные барьеры, формируется потребность помочь товарищу.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо помогали друг другу, вы и правда настоящие друзья.
А теперь, раз мы прошли это испытание, оставим в памяти это событие - сделаем классную фотографию. (дети встают, воспитатель их фотографирует). Эта фотография будет напоминать нам какие мы дружные, хорошо?
Упражнение на релаксацию:
Воспитатель:
После испытания мы устали и нужно пополнить силы.
Потрите ладони друг о друга, пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее “умойтесь” ладонями. Видите сколько силы у вас прибавилось, но нужно этой силой поделиться с друзьями. Для этого снова потрите ладошки, возьмите ладошки товарища в свои и передайте ему ваше тепло.
4. Подведение итогов:
Вот мы и отдохнули, набрались сил, а теперь подведём итоги нашего классного часа. Я буду говорить, а вы мне отвечайте “да” или “нет”.
Воспитатель задаёт вопросы: (дети отвечают хором)
- Друг бросит тебя в беде?
- Друг выручит тебя в трудный час?
- Друзья дерутся?
- Друзья уступают друг другу в споре?
- Друзья делают общее дело вместе в согласии?
- Мы все друзья?
- Мы будем помогать друг другу, потому что мы друзья?
Вот мы с вами и поняли, что должны быть дружными во всех делах, помогать и уступать друг другу, потому что МЫ, ТЫ, Я – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом наша дружба!