Цель: развитие социально-личностной и эмоциональной сфер детей в возрасте пяти–шести лет.
Задачи:
развивающие:
- развивать групповую сплоченность, чувство принадлежности к группе сверстников;
- упражнять детей в умении образно выражать свои чувства;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
образовательные:
- формировать основы толерантного сознания у детей;
- учить преодолевать трудности в общении с ровесниками;
воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие.
Возраст и количество участников: 8-10 человек в возрасте 5- 6 лет.
Материалы и оборудование:
- DVD-плеер;
- диск DVD-RW с записью мультфильма “Трям, здравствуйте!”;
- музыкальный центр (магнитола);
- диск CD-RW с записью спокойной инструментальной музыки;
- игрушка Облачко, сшитая из синтепона;
- трафареты животных, цветов и т.п., куски синтепона, ножницы (по количеству детей);
- листы плотного картона, поверхность которых покрыта голубым пластилином (по количеству детей), белая фасоль;
- три больших голубых подноса с насыпанной на них манной крупой;
- дорожка из ткани (прямоугольный кусок ткани коричневого цвета);
- дорожка-массажёр с камушками;
- дорожка из мешочков с песком, горохом, орехами, каштанами;
- голубой фланелеграф.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
(Дети заходят в зал и садятся на стулья)
2. Приветствие. Пальчиковое упражнение “Здравствуйте!”
Психолог: - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! По нашей доброй традиции давайте поприветствуем друг друга пальчиками.
(Дети соединяют в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец)
3. Игровая мотивация. Фрагмент из мультфильма “Трям, здравствуйте!”
Психолог: - Ребята, а вы любите мультфильмы?
Дети: - Да, любим.
Психолог: - И знаете их немало... Тогда попробуйте угадать, из какого мультфильма этот фрагмент.
(Показ фрагмента мультфильма “Трям, здравствуйте!”)
Дети: - Этот мультфильм называется “Трям, здравствуйте!”
Психолог: - Друзья мои, а давайте вслед за Ежиком, Зайцем и Медвежонком отправимся в выдуманную страну Тили-мили-трямдию. Согласны?
Дети: - Да, согласны!
4. Разминка. Упражнение “Угадай, что это!”
Психолог: - Тогда сядьте поудобнее, раскройте ладошку, закройте глаза и ждите, когда я прикоснусь к ладони волшебным предметом. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или холодный, тяжелый или легкий, твердый или мягкий.
Упражнение “Угадай, что это!”
(Психолог касается ладони каждого ребенка сшитым из синтепона игрушечным облачком и в конце прячет его)
Психолог: - Каким был предмет, которым я к вам прикоснулась?
Дети: - Легким, мягким, теплым.
Психолог: - Как вы считаете, на что может быть похож этот предмет?
Дети: (приводят свои варианты ответов)
Психолог: - Молодцы! Вы привели хорошие сравнения! А вот и сам волшебный предмет — Облачко, которое живет в Тили-мили-трямдии (показывает Облачко). Трям, здравствуйте!
Дети: - Трям!
5. Вхождение в сказку. Упражнение “Три дороги” [4]
Психолог: - А сейчас Облачко приглашает вас на сказочную поляну. Попасть на нее можно по одной из трех дорог. Каждая из них приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая дорога — самая лёгкая, ровная и гладкая. (На пол кладется дорожка из ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из камушков, по которым нужно пройти. (На пол кладется дорожка-массажёр с камушками). Но эта дорога даёт идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога — самая трудная: нужно пройти по кочкам колючим и болезненным. (Дорожка из мешочков, наполненных песком, горохом, орехами, каштанами). Но зато и силу она даёт огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдёте по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело наполняется волшебной силой.
(Дети по очереди идут по выбранной дороге, а психолог отмечает для себя, кто какой путь выбрал. Переместившись в “сказочную” зону, дети садятся на мягкие подушки-цветы.)
6. Сказка про маленькое Облачко
Рассказывание сказки [3]
Далеко-далеко, в сказочном царстве жил маленький ребенок — Облачко, которого звали Пуфик. Он был очень веселым и беззаботным. Пуфик любил гулять по небу вместе со своей доброй и мягкой мамой — Кучевой Тучкой и сильным большим папой Громом, которые его очень любили. Часто втроем они катались по всему небу и любовались сказочной природой.
Однажды Пуфик полетел гулять без родителей. Ему было весело и радостно смотреть сверху вниз на таких же маленьких детей, как он сам. Они смеялись и радовались хорошей солнечной погоде. И он решил подойти, чтобы познакомиться с ними.
Здравствуйте, меня зовут Пуфик, я живу на небе. Давайте играть вместе.
А что ты можешь? - спросили дети.
Я не знаю, - растерянно произнесло Облачко.
Ты можешь играть в салочки? - спросили дети.
Нет, не могу, - ответило Облачко.
А в мячик?
В мячик? - переспросило Облачко. - Ой, тоже не могу, у меня нет рук, как у вас.
А во что же ты будешь с нами играть? - недоуменно спросили дети. - Ты же ничего не умеешь. Нет, - сказали дети, - мы не будем с тобой дружить. Ты нехороший, ты загораживаешь нам солнце. Ты не такой, как мы, и не сможешь с нами играть. Уходи, мы не будем с тобой дружить, - еще раз повторили дети.
И Облачко улетело. Ему было очень плохо. Оно чувствовало себя никому не нужным и покинутым.
Меня никто не любит, - сквозь слезы всхлипывало оно. - Со мной никто не хочет играть, я ничего не умею. Почему я не такой, как эти дети?
Ему захотелось улететь далеко-далеко, чтобы его никто не видел.
Так Облачко долго плыло по небу, пока не прилетело в пустыню, где ему стало настолько горько, что оно расплакалось еще сильнее и его маленькие слезинки, горько падая на землю, образовали красивое синее озеро. А Облачко все плакало и плакало, пока не услышало голоса животных и птиц, растений и деревьев. Эти голоса, доносившиеся с земли, благодарили его за то, что оно утолило их жажду и наполнило новой жизнью.
И в этот момент маленькое беспомощное облачко с красивым и нежным именем Пуфик поняло, что оно тоже может дарить радость окружающим. А главное — Пуфик понял, что любит все, что его окружает, и почувствовал, что и он кому-то нужен, его любят, ждут, на него надеются.
От всего этого ему вдруг стало очень весело и легко. Все звери и птицы стали восхвалять маленькое Облачко:
Да здравствует Облачко! - кричали они. - Ты самое лучшее Облачко на свете! Ты такое красивое, легко и пушистое, мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты стало нашим другом!
Пуфик был счастлив! Он вновь полетел на свою полянку, где резвились дети, которые так его обидели. Но он на них уже не обижался, так как многое понял. Светило солнышко, было очень жарко и всем хотелось летней прохлады. Тогда Пуфик решил порадовать всех и пролил на землю летний ласковый дождик. Дети в восторге запрыгали по лужам и протянули ручки к небу. И тут они увидели на небе то самое маленькое Облачко, которое доставило им такую радость.
Милое Облачко, - закричали они. - Не уходи, давай поиграем в прятки. Мы хотим с тобой дружить!
Для маленького Пуфика это было самой большой наградой за его труды. Он понял, что надо только постараться — и тогда обязательно найдешь много хороших друзей.
7. Беседа по сказке. Тренинг эмоций
Почему Пуфик думал, что его никто не любит? Изобразите грустного Пуфика. (Дети изображают).
Почему дети сначала не приняли Пуфика в игру? Как бы вы поступили на их месте? Объясните свой выбор. (Высказывания детей).
Отчего Пуфику стало весело и легко? Что он понял? (Дети рассуждают вместе с психологом и делают вывод “Надо быть добрым, отзывчивым, дарить радость — и тогда у тебя будет много хороших друзей”).
А теперь изобразите веселого Пуфика. (Дети изображают).
8. Игра-танец “Лавата”
Психолог: - А сейчас давайте покажем Облачку одну из наших любимых игр - “Лавату”.
Игра-танец “Лавата”
Дети, взявшись за руки, двигаются, пританцовывая, по кругу и поют: “Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш — это Лавата!”
Ведущий: - Мой нос хорош?
Дети: - Хорош! А у соседа — лучше!
Каждый берется за носы своих соседей справа и слева. В таком положении все начинают двигаться по кругу и петь “Дружно танцуем мы...” Игра повторяется, только меняются названия частей тела.
9. Творческое задание “Облака — белогривые лошадки”
Игровая мотивация
Психолог: - Ребята, Пуфик стал и нашим другом. Он подарил нам красивую сказку. Давайте и мы его порадуем — найдем ему друзей среди таких же, как он, облачков.
Дети: - Мы согласны.
Психолог: - Тогда за дело! Я приглашаю вас в Мастерскую добрых дел.
(Дети перемещаются в “рабочую” зону)
10. Пальчиковая гимнастика
Психолог: - Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковое упражнение “Солнышко, заборчик, камушки” [5]
Психолог вразбивку дает команды: “Солнышко!” - дети раскрывают ладошки и растопыривают пальчики, как лучики у солнышка; “Заборчик!” - прижимают пальчики друг к другу; “Камушки! - сжимают пальчики в кулачок.
11. Объяснение порядка работы. Самостоятельная работа детей
Психолог: - Я предлагаю сделать облака разными способами:
- изобразить на пластилиновой дощечке с помощью фасоли;
- вырезать из синтепона.
Для работы вы можете воспользоваться готовыми трафаретами или придумать свою модель облачка. Выберите самостоятельно, каким способом вы хотите сделать облачко, и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей на фоне спокойной инструментальной музыки.
По окончании работы дети выставляют свои изделия: пластилиновые дощечки — на подставку, вырезанные из синтепона — на голубой фланелеграф. Детям, которые быстро справились с заданием, можно предложить нарисовать облака пальчиками на подносах с манной крупой.
Психолог: - Посмотрите, какие симпатичные друзья - облака появились у нашего Пуфика. Расскажите, на кого они похожи.
Дети (по очереди): - Мое облако похоже на лошадку... А мое - на цветок...
12. Выход из сказки. Упражнение “Круг добра”
Психолог: - Ребята, вы сделали доброе дело — подарили Пуфику радость. Что вы чувствуете сейчас? (Высказывания детей)
Психолог: - Запомните это чувство радости от того, что вы сделали кому-то приятное. И старайтесь чаще радовать друг друга и своих родных. А сейчас давайте встанем в наш “круг добра” и скажем все вместе: “Счастья, радости, добра я желаю вам, друзья!”
(Дети, стоя в кругу, берутся за руки, произносят слова, аплодируют друг другу)
13. Рефлексия. Прощание
Психолог: - Подошло к концу наше сказочное путешествие. Поделитесь своими впечатлениями о нем. (Высказывания детей)
Психолог: - Я благодарю вас за хорошую работу. Мы с Пуфиком прощаемся с вами. До свидания! До новых встреч!
(Дети уходят из зала)
Список используемой литературы
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, 7-е изд.-М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2010. - 175 с.- (Технологии психологии).
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. СПб.: Речь, 2006. - 208с.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997. - 336 с., ил.