Задачи:
- подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
- способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
- работать над развитием речи;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Оборудование:
- Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса. М.: Вентана – Граф, 2005 г. (Начальная школа 21 века)
- Рисунки неба, земной поверхности, солнца, туч, березы, славянского поселения, нападение кочевников на славянский поселок.
- Символы государства: флаг, герб, гимн.
- Портреты президента России, первого русского князя Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги.
- Репродукция картины И.И. Левитана “ Вечерний звон” и др.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, и совершим путешествие в прошлое нашей страны.
3. Работа по теме.
У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
Ученик читает стихотворение Е.Серова “Мой дом”.
У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок -
Голубой-голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.
- На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья. Как называется это место? (Родина)
- Как называется наша страна?
- Значит кто мы? (Россияне)
- Во главе нашей страны стоит президент. Назовите его.
- Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг. На прошлом уроке мы подробно о них говорили. А теперь проверим ваши знания.
- Что изображено на гербе Российской Федерации?
- Какие цвета изображены на гербе нашей страны? Назовите их в порядке расположения сверху вниз. Что обозначает каждый цвет?
- Молодцы!
- Что обозначает это загадочное слово Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Что такое Русь? Послушайте, что об этом пишет Сергей Романовский.
(Ученик читает текст)
“Русь - это страна, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысяча лет назад. Тихо – смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь - он и зацвел!
- На русь? – ахнул я.
- На русь, - подтвердила хозяйка.
- На русь?!
- На русь.
- Что такое русь?
- Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слезы из глаз от радости.
Русь - светлое место?
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
Учитель. - Как автор объясняет слово Русь?
- Молодцы! Посмотрите, ребята, у всех мальчиков нашего класса русые волосы и многих девочек тоже. Русые, т.е. светлые.
4. Физкультминутка.
- Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении вот под этой берёзкой.
5. Рассказ учителя.
- Заглянем в прошлое и побываем в славянском поселении. Жили славяне небольшими поселками. Строили деревянные дома на высоком берегу реки и огораживали их со всех сторон высоким забором, чтобы враги не могли проникнуть туда. Все жители были заняты делом: кто пахал землю, кто ловил рыбу, кто пас скотину; женщины пряли и ткали лен, шили одежду.
Во главе всех стоял вождь – самый мудрый человек, которого все уважали и слушали. И все было бы хорошо, если бы не люди, живущие в степях, которые не работали, а жили тем, что грабили у славян все, что у них было. Нападали ночью, с криками. Врывались в дома, выгоняли скот, брали с собой молодых парней и девушек, продавали их в рабство в другие страны. Жили славяне в постоянном страхе, и страх заставлял их объединяться. Во главе такого объединения стоял старейшина - князь. Но князья не могли жить дружно, в мире, не хотели делить богатство и власть. Тогда славянский народ решил: “Поищем себе князя, который наведет порядок на нашей земле”. И пошли они в другую страну Скандинавию, где жили люди, которые славились своим умом, терпением и умением хорошо воевать. Так первым русским князем стал Рюрик. Он привел своё войско и стал княжить. После него князем стал Олег.
(Рассказывает ученик)
- По преданию князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много разных земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. Больше он не садился на этого коня, но конюху приказал хорошо заботиться о нем. Как-то, раз через много лет вспомнил князь о своем любимце, но узнал, что он мертв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: “Не от этой ли кости умереть мне?”
Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, и народ очень любил его и жалел, когда он умер.
Учитель. - После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.
(Рассказывает ученик)
- Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким инее мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. А после смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.
Отличался этот князь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян (живших в лесах, по-старинному – деревах). Игоревы дружинники отбирали у них мед, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но все князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.
Учитель. - После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Как она это делала, прочитайте самостоятельно на странице 111 .
6. Самостоятельная работа.
Учитель. - Как княгиня отомстила славянам за смерть мужа?
- О том, как развивалось русское государство дальше, вы узнаете в третьем классе.
Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле. А как человек может передавать свои чувства к Родине? (свои трудом, заботой о благополучии Родины.)
- Как вы думаете, как передают свою любовь к Родине поэты?
- Кто из вас знает такие стихи? Прочтите.
(Дети читают стихи: И.Никитин “Русь”, С.Прокофьев “Родина”, Ф.Савинов “Родина” и др.)
- А как художник может показать свою любовь к родной земле?
- Правильно. Посмотрите на эти картины, которые написал И. Левитан почти 150 лет назад. Его называли грустным художником. А грустен он был потому, что уж очень не - веселая жизнь была у него. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, до тебя никто не умел. Понятно, что на всё надо много времени.
У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто был голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды вообще не имел. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни...
В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал сторож. Да, трудно пришлось Грустному художнику, но нищета, голод, унижения не убили в Левитане любовь к Родине.
Он создал около тысячи картин за свою короткую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины днем и ночью, хотел передать нам красоту окружающего нас мира и, конечно, свою любовь к русской земле.
(Учитель показывает картину И.Левитана “Вечерний звон”)
- Давайте представим, что мы сидим на берегу этой речки, слышим звон колоколов церкви. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. И.Левитан назвал свою картину “Вечерний звон”.
А можно ли говорить о том, что космонавт, шахтер, хлебороб тоже любят свою отчизну?
7. Обобщение.
- Вставь нужные слова.
Родина.
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов.
(Слова для справок: защищать, любить, трудиться, богатая).
- Итак, ребята, каждый уважающий себя человек не может быть равнодушен к Родине.
Прочитайте стихи.
Кроме матери родной,
Нету матери на свете,
Кроме Родины – иной
Нет родной земли на свете.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Россия – наша богатая Родина. Наш родной край – часть Родины. От труда людей в разных краях России, от отношения к Родине зависят ее богатство и счастье.
8. Итог урока.
- Чему вас научил этот урок? Что стало понятным? В чем вы еще не разобрались до конца?
9. Домашнее задание.
Подобрать пословицы о Родине.