Цель урока: Познакомить учащихся с видами художественных заплат.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся понятие художественная заплата, художественный ремонт одежды,
- обучить практическим умениям и навыкам по выполнению художественных заплат;
Коррекционно-развивающие:
- развивать операции мышления: сравнение на основе работы с разными видами заплат, обобщение, внимание, навыки самоконтроля;
- развивать познавательный интерес через создание проблемной творческой ситуации и обеспечение успеха в усвоении знаний;
Воспитательные:
- прививать навыки аккуратности в работе, воспитание усидчивости;
- воспитывать творческое отношение к работе, способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.
Материальное обеспечение:
- альбомы с образцами заплат,
- учебники “Швейное дело” 7-8 класс, Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина;
- набор карточек- заданий для повторения ,
- мультимедийный проектор,
- компьютер для практической творческой работы,
- рабочие коробки с инструментами,
- набор термоклеевых аппликаций.
Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.
Программное обеспечение:
- Microsoft PowerPoint;
- Microsoft Word.
Формируемые УУД:
- Личностные: способность к самостоятельной, творческой деятельности, основы художественного мышления.
- Метапредметные: действия по планированию времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом осуществлению самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализу ошибок.
- Предметные: изготовление художественной заплаты с использованием термоклеевой аппликации.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
I. Организационный момент. | Контроль готовности учащихся к уроку. Побуждение положительных мотивов. |
Слушают и воспринимают информацию |
Постановка темы и цели урока. | Сегодня я хочу предложить вам отгадать
тему нашего урока, используя три подсказки: 1 подсказка - на доске написано первое слово темы (слово “Художественные....”) 2 подсказка - мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма “Золушка” (слайд №2) 3 подсказка - посмотрите на это слово – какое оно? (слайд №3) Верно, сегодня на уроке вы узнаете, что такое художественная заплата и научитесь выполнять художественную заплату на одежде. |
Слушает и воспринимает информацию Активный участник обсуждения: анализирует увиденное, рассуждает, выдвигает свои предположения, формулирует тему урока. |
II. Этап актуализации опорных знаний. | - Героиня мультфильма Золушка не имела
возможности отремонтировать красиво свою
одежду, как вы думаете почему? Предоставляет возможность каждой ученице дать свой ответ. Мы имеем такую возможность и даже больше- как будущие хозяйки и мамы мы должны уметь выполнять ремонт одежды. - Что вы уже умеете делать? Выявляет уровень знаний. Повторение предыдущего материала. Вопросы для повторения: 1. Виды ремонта, правила ремонта, материал для заплат. (Приложение №1) 2. Виды заплат. Слайд №4 3. Составить план работы по наложению заплаты. Детям с низким уровнем развития раздаются индивидуальные карточки – задания. Для сильного ученика – нужно разложить этапы работы из готовых предложений по порядку. Для слабого ученика - составить план из готовых предложений по порядку с опорой на поэтапные рисунки.(Приложение № 2) Слайд №5 Назовите швы, используемые для закрепления заплаты |
Рассуждения обучающихся. (возможные ответы: ей не хватало времени на себя, ей нельзя было выглядеть лучше сестер и т.д.)
Самостоятельно дают полные ответы (1 гр.) Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. В ходе повторения материала используются карточки с коррекционными заданиями разной степени трудности, где обучающиеся самостоятельно соотносят термины к содержанию работы, исправляют неверный план изготовления изделия(2 гр.) |
III. Этап формирования новых знаний. | Сообщение теоретических сведений с демонстрацией презентации. | |
- Как вы знаете, вещи имеют свойства
стареть, изнашиваться. Иногда, разрыв образуется
в таких местах, где накладывать заплаты, которые
мы с вами научились выполнять нецелесообразно,
так как она будет портить внешний вид одежды. В
таком случае накладывают художественную
заплату, с помощью художественных заплат мы
можем дать вещам вторую жизнь. Слайд №6 - Как это выглядит мы сейчас увидим Слайд №7 |
Активно включаются в познавательную
деятельность. Осмысливают новый материал |
|
- Джинсы носят многие, и порой случается
так, что они рвутся раньше, чем надо. В этом случае
не обязательно выкидывать любимую вещь, ведь
можно сделать художественную заплату. Например,
наклеенные бабочки не только скроют дырку, но и
придадут романтичность и оригинальность вашим
джинсам. - Протертые на некоторых местах джинсы мы можем отреставрировать с помощью стильных заплат джинсадругого цвета, накладная заплата наложена с изнаночной стороны. При желании белые разлохматившиеся нитки с лицевой стороны можно оставить для декоративного эффекта. Но главная цель заплатки будет достигнута- сквозь брюки не будет проглядывать тело. Слайд №8 - Часто дети делают не маленькие дырочки, а большие дыры, на помощь приходит снова художественная заплата. Такая абстрактная аппликация- заплата украсит и придаст стильность детским джинсам. Слайд №9 - Больше всего подвержены износу на детской одежде коленки: набивные, стеганные заплатки-это не только продление жизни вещам, но и хорошая защита для коленок. Такой карман не только послужит заплаткой, но и выполнит свою основную функцию Слайд №10 |
Активные участники обсуждения. Разворачивают информацию, обсуждают, понимают и назначение заплаты и вид, устанавливают причинно – следственные связи: место разрыва-изделие - вид заплаты. |
|
- Случаются дырки и на блузках- на помощь
придут художественные заплаты в виде цветочков -
но ведь дырка одна- почему цветочка два? Слайд №8 - На трикотажных вещах быстро изнашиваются локти - художественные заплаты и закроют дырку, и будут выглядеть как модная отделка. |
Рассуждения обучающихся (один цветочек может выглядеть как заплата, а несколько цветочков-уже композиция) | |
IV. Этап закрепления новых знаний. | Предлагает выполнить на компьютере
творческое задание на повторение пройденного
материала, необходимого для выполнения
обучающимися практической работы. - А теперь рассмотрим несколько случаев ремонта. Подберите вариант художественной заплаты для своего изделия – обоснуйте свой выбор. Слайды №12-16 Слайд №17 - Как и когда появилась первая заплатка? Послушаем ваше домашнее задание- сообщение о заплатах. |
Слайды №12-16 обучающиеся выполняют творческую работу: на конкретных изделиях выполняют художественный ремонт одежды, аргументируя свою работу. Приобретают положительный личный опыт с установкой на дальнейшее его использование в практической деятельности. |
- Первые функциональные заплатки
появились на военной форме немецких солдат в
Первой мировой войне. Это спасало одежду от
повреждений на коленях и локтях. Дело в том, что
солдатам много приходилось ползать на локтях,
чтобы оставаться невидимым для противника,
рукава военной формы быстро протирались. Вначале
солдаты начали латать уже поврежденную одежду, а
после придумали ставить заплатки на новое
обмундирование, чтобы заранее защитить ткань от
внешних повреждений. - Подхватили идею немецких солдат и охотники. Только они ставили заплатки не на локти, а на одежду от ключицы до плеча (там, где обычно приклад ружья протирает ткань). Третьими в цепочке любителей латанной одежды идут американские и английские студенты, которые с середины прошлого века с завидным постоянством украшали твидовые пиджаки заплатками. - А в середине прошлого столетия заплаты стали элементом украшения одежды. Слайд №18-21 Сегодня одежда с заплатками пользуется популярностью в молодежной моде.зачастую появляясь в коллекциях известных дизайнеров. Причем они не просто используют эту деталь в модных коллекциях, но и стараются экспериментировать с формой заплаток, цветом, размером. Материал тоже используется разный: от кожи до хлопка в зависимости от состава ткани основного изделия. Сказать, что яркие детали одежды имели ошеломительный успех нельзя. Но заплатки нашли своих преданных поклонников и продолжают украшать одежду стильных денди. |
Сообщение обучающихся: - Ответ на этот вопрос можно только предположить. Поскольку истории неизвестно происхождение этого элемента декора одежды. Скорее всего, заплатка появилась от бедности. Но в то же время, в старину женщины ставили на одежду заплатки не подходящие по цвету с одеждой. Словно специально хотели выделить аккуратно пришитую заплатку. Не отсюда ли появилось лоскутное шитье? Известно, что самая первая лоскутная аппликация была найдена при раскопках в Египте. А народы Севера с древности шьют одежду из лоскутков кожи и меха. В русских деревнях пользовались большой популярностью лоскутные одеяла. А шили их из остатков ткани и частей уже выношенной одежды. |
|
V. Физкультминутка. | Упражнения для снятия зрительного утомления (приложение №3) | Выполняют упражнения на расслабление мышц глаз |
VI. Этап формирования умений и навыков. | Практическая работа. Организует деятельность по применению новых знаний. Вводный инструктаж. Чтение технологической карты на изготовление художественной заплаты с использованием клеевой аппликации (приложение №4, метод разъяснительного чтения). Практический показ учителем приемов работы с термоклеевой аппликацией на образце. Правила техники безопасности - На рабочем месте соблюдайте порядок, там должны быть только нужные для работы материалы и инструменты. Текущий инструктаж. Индивидуальный инструктаж. Целевые обходы учителя: при этом контролируется правильность выполнения технологических операций и правильность приемов работы с клеевой аппликацией, соблюдение правил ТБ, организация рабочего места. Оказывается помощь, кому это необходимо. |
Вырабатывают алгоритм действий, позволяющий дальнейшее его использование в практической деятельности Рассказывают правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом. Работа по технологическим картам (Приложение 4). Самостоятельно работают(1 гр.), Выполняют задание при постоянном контроле и помощи со стороны учителя (2 гр., 3 гр.) |
VIII. Этап подведения итогов урока. | .Анализирует результат усвоения нового
материала. Анализ выполнения практической работы. Разбор типичных ошибок учениц. Выведение итоговой оценки за урок. |
Осуществляют самооценку своей
практической деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия. Оценивают свою практическую работу: изделие с заплатой. |
VIII. Рефлексия | Организует рефлексию. - Для чего нужны художественные заплаты? - Где еще их можно применить? - Чем отличаются художественные заплаты от обычных? - Что вам понравилась сегодня на уроке? - Что вы запомнили важного и главного для себя? - Что вам могло бы пригодиться в жизни? |
Возможные ответы обучающихся:
восстановить скатерть, украсить столовые
салфетки с невыводимыми пятнами и т.д. Ответы учащихся должны строиться на основе следующих выражений:
|
Презентация к уроку “Художественные заплаты”
Предлагаемая презентация к уроку - “Художественные заплаты” была разработана для урока по программе “Швейное дело” в 8 классе коррекционной школы VIII вида.
Урок знакомит учащихся с видами художественных заплат, учит правильно подбирать заплату; развивает образное и логическое мышление; развивает мелкую моторику; воспитывает аккуратность, бережливость, практичность.
Презентация используется как наглядный материал на разных этапах урока, а также для проверочной работы обучающихся на этапе закрепления материала.
Она позволяет:
На этапе организационного момента, при просмотре мультфильма -создать положительный настрой на урок и повысить познавательную активность;
- на этапе объяснения нового материала- включать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную, развивать внимание;
- на этапе закрепления материала,при выполнении творческой работы на компьютере - повышать учебную мотивацию учащихся, интерес к предмету ;
Все это позволяет добиться максимального учебного эффекта у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.