Проектная деятельность на уроках математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Новый мир имеет новые условия и требует новых действий

Н. Рерих

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения.

Согласно им целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся.

Изучение математики в школе направлено на достижение следующих результатов:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Поэтому в основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.  (А. Дистервег)

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

– 10% от того, что они читают;
– 26% от того, что они слышат;
– 30% от того, что они видят;
– 50% от того, что они видят и слышат;
– 70% от того, что они обсуждают с другими;
– 80% от того, что основано на личном опыте;
– 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
– 95% от того, чему они обучаются сами.

Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Она является ведущей технологией для формирования УУД  как во время классных  занятий, так и во внеурочной деятельности.

Модель организации проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

Действия учащихся

УУД

1 Постановка проблемы, которая требует решения Постановка проблем
Выдвижение гипотезы
Обсуждение путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации  проекта
Личностные
Регулятивные
2 Выполнение работы Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Познавательные общеучебные
Познавательные логические
3 Презентация проекта Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Презентация проекта
Самооценка и самоанализ
Коммуникативные

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
  • Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Чем этот метод лучше?

Остановлюсь на «плюсах» метода проектов.

«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй.  В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. В настоящий момент актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.

«Плюс» третий. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

«Плюс» четвертый. Для учителя учебный проект – это  дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

«Плюс» пятый. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Я начинала работать по программе развивающего обучения в 10-11 классах и через несколько лет сделала вывод о том, что целесообразнее начинать работу по методу проектов с младшими школьниками (5-7 класс). Это связано с тем, что в этом возрасте дети более открыты всему новому, любят экспериментировать. Абсолютное большинство пятиклассников стараются выполнить свою работу добросовестно, чтобы не подвести свою группу.

Цели и задачи начального этапа:

  • Развитие мыслительных операций (наблюдение, сравнение, анализ и др.) через задания учебника и специально подобранные задания.
  • Обучение выполнению мини-исследовательских заданий.
  • Формирование важнейших навыков мышления и исследования (собирать и приводить в систему информацию; замечать и описывать закономерности; высказывать догадки и обосновывать их; логически рассуждать, выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие)
  • Формирование практических навыков научной организации труда (обучение работе с текстом, учебником, справочной литературой и т.п.)
  • Формирование навыков публичного выступления.
  • Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.

На этом этапе можно использовать различные виды заданий: найти ответы на вопросы по тексту; подготовить и выступить с сообщением; составить кроссворд по теме; выполнить мини-исследовательское задание.

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини-проекты – 1 урок или менее урока.
  • Краткосрочные – 4-6 уроков.
  • Недельные проекты.
  • Годовые проекты.

Из опыта своей работы я сделала вывод о том, что начинать работу в 5-6 классов лучше с выполнения мини-проектов.

Требования к учебному мини-проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы (с проектирования самого проекта).
  • Результатом работы над проектом является определенный продукт.
  • Подготовленный продукт должен быть представлен всему классу

Особое внимание следует уделить формированию умений грамотно представлять и защищать проект.

Защита  учебно-исследовательской работы должна строиться по определенному плану, говорить нужно грамотно, громко и четко. Эти навыки развиваются специальными тренировками.

Проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Руководитель определяет это в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от уровня  сформированности  проектных умений и навыков.

Я активно использую метод проектов на уроках математики в 5-х классах. Наибольшая продуктивность метода проектов достигается на уроках «открытия нового знания», где ученикам предлагается при выполнении действий обнаружить несоответствие имеющихся у них знаний поставленной задаче, выявить проблему и в результате поисковой исследовательской деятельности вывести и сформулировать новые правила.

Хорошие результаты дает метод проектов при обобщении и систематизации полученных знаний и подготовки к контрольной работе. Ученики с интересом и увлечением составляют примерные варианты предстоящей контрольной работы. 

Проводя работу над проектами, я пришла к выводу, что по уровню учащихся  группы должен быть разнородным. Это позволяет «сильным» ученикам учиться оказывать помощь, консультировать, оценивать других ребят, а «слабым» – не только повысить уровень знаний, умений, навыков, но и научиться  рассуждать, спорить, не бояться высказывать свою точку зрения. Как правило, учащиеся в группах чувствуют себя более свободно, не боятся высказать неверное суждение, с удовольствием делятся своими идеями.

Какова же роль учителя в изучении материала по методу проектов? В зависимости от возраста учащихся роль учителя меняется. Если в 5 классе учащимся постоянно была нужна моя помощь: помочь в поиске необходимой информации, научить отобрать нужный материал, составить вопросы для обсуждения и провести анализ полученных данных, то, работая с учащимися 10-11 класса, я выступала только в роли организатора.

В процессе проектной деятельности на уроках математики я создаю условия для формирования следующих компетенций:

1. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
– умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
– умение находить несколько вариантов решения проблемы;
– умение выдвигать гипотезы;
– умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умения коллективного планирования;
– умение взаимодействовать с любым партнёром;
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

3. Менеджерские умения и навыки:

– умение проектировать процесс;
– умение планировать деятельность, время, ресурсы;
– умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
– навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения:

– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс.

5. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления;
– артистические умения;
– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы.

При обсуждении результатов работы дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии. Практический опыт, полученный учащимися в планировании, формулировании научной проблемы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, будет им необходим для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Применение учебных проектов, как компонента системы образования, открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления ученика, формирования у него определенных личностных качеств через активные способы действия. Задача учителя – создать условия для проектной деятельности, творческой самореализации учащихся при обучении математике.

Метод проектов мне очень нравится своей универсальностью и широким простором для творчества, как учителя, так и учащихся. С учётом учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и для урока, и для внеклассной работы, и для элективного курса можно разработать проект, работа над которым сделает процесс познания радостным для учащихся, а значит результативным. 

Конечно, метод проектов требует больших затрат личного времени учителя для подготовки материалов для урока, планирования заданий, составления карточек для работы, постоянного самообразования. Но, сегодня уже трудно себе представить школу настоящего и будущего без школы проектов.

Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
2. Газета «Математика» Изд. дом «Первое сентября» – 2008. – №13
3. Гузеев. В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995.
4. Журнал «Математика в школе» – 2006. – №6
5. Журнал «Математика в школе» – 2008. – №4
6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
7. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. –  № 7
8. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //    
Народное образование. – 1999. – № 10
9. http://gymnasia23.ru/
10. http://pedsovet-133.ucoz.ru

Приложение 1