Воспитательная система работы классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Воспитание детей – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать.

Ж.Ж. Руссо

Классным руководителем я работаю всю свою педагогическую деятельность. За двадцать три года я выпустила четыре класса, а впереди работа с новыми детьми – пятиклассниками. За эти годы у меня сложилась своя система работы с классом.

Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Основные принципы воспитательной работы:

  1. Личность формируется и развивается в собственной деятельности.
  2. Деятельность определяет сознание.
  3. Коллектив есть тогда, когда есть общее дело и цель.

Компоненты воспитательной системы:

1. Деятельность по потребностям.

Система предполагает включенность каждого ученика в воспитательную работу.

Первый классный час года. Составляем план работы совместно с учащимися. Сами задумали дело, обсудили возможности, распределили обязанности, и осуществляем дело. Последовательное продвижение от замысла к реализации плана позволяет учащимся быть самостоятельными, предприимчивыми и ответственными.

2. Сменные поручения.

В классе выбираются звенья: дежурное звено, сюрпризное звено, редакторы, завучи. Ребята определяют функции звена и время выполнения обязанностей, как правило, две недели. Роль дежурного звена подготовить кабинет к уроку, подать заявку на обед, полить цветы. Сюрпризное звено поздравляет именинников, готовит познавательную информацию. Редакторы составляют летопись о классе «Узелок на память». Завучи помогают классному руководителю заполнять и проверять дневники. На отчетном классном часе (1 раз в две недели) все звенья отчитываются. Класс принимает решение о возможности смены поручения. Состав звеньев меняется после того, когда каждый ученик пройдет через все поручения. Сменные поручения меняют статус учащихся.

3. Работа в творческой группе сменного состава.

Творческие группы создаются для осуществления проектной деятельности, которая требует большего времени, например подготовка к празднованию Дня мамы, новогоднего вечера.

Сменные поручения и работа в творческой группе расширяют общение учащихся, позволяет ребенку, получить признание других людей, придать ему значение как члену коллектива, реализовать свою индивидуальность.

4. Рефлексия деятельности.

Каждое проведённое мероприятие обязательно анализируется каждым учеником. Что понравилось? Что сделал бы по-другому? Кому говоришь спасибо и за что? Подведение итогов это путь к преобразованию сознания ребенка.

Воспитывает не просто деятельность, воспитывают отношения, которые при этом возникают. Деятельностный подход обогащает учащихся и коллектив социально-значимым опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие способности. Таким образом, классный коллектив является той средой, в которой осуществляется становление и развитие личности.

В актив класса входят староста и звеньевые. Староста выбирается на 8 недель, за этот период все звенья выполнят все сменные поручения. Таким образом за годы обучения с пятого по девятый класс практически все учащиеся выполнят поручение старосты и звеньевого.

Собрание класса – это главный орган самоуправления, где принимаются все решения и подводятся итоги.

Однозначно большая роль в плане формирования и развития коллектива принадлежит родителям. На первом родительском собрании формируется состав родительского комитета. Классный руководитель предлагает родителям вытянуть жетон, на котором стоит номер класса (например, 5). Количество таких жетонов определяется числом учащихся в классе и количеством лет. Например, в среднем звене учащиеся учатся с 5 по 9 класс. Цифра на жетоне обозначает, в каком классе (учебный год) родители данной семьи работают в составе родительского комитета. Такой прием позволяет снять ситуацию напряженность с выбором родительского комитета, когда родители находят массу причин на нежелание участвовать в процессе формирования класса. Задача родительского комитета поздравить детей с новым годом, принять участие в походах в сосновый бор и березовый лес, провести тематический классный час, организовать экскурсию. Родители, не входящие в данный учебный год в состав комитета, по возможности участвуют в мероприятиях. Таким образом, степень участие родителей в делах класса достаточно высокая. В конце года на последнем родительском собрании подводятся итоги по реализации плана воспитательной работы с классом и участия родителей в формировании классного коллектива. Родители получают благодарственные письма.

На родительское собрание приходят, как правило, мамы. Мне хотелось, чтобы степень участия пап в воспитательном процессе моих учащихся была большой. В семье, где не проживает папа, в этом процессе может участвовать дедушка. Значит, нужно мотивировать пап и дедушек. Это удалось сделать на родительском собрании «Роль папы и дедушки в формировании классного коллектива». Мне, классному руководителю, предстояла провести предварительную беседу-убеждение с папами о необходимости участия в собрании. Очень часто я слышала ответ: «Занят на работе», «Супруга ходит на собрания», «Мой ребенок хорошо учится, зачем мне приходить». В классе 25 детей. На собрании присутствовало 22 папы и 1 дедушка. Ребята приготовили поздравление папам к 23 февраля. И мы приступили к родительскому собранию. Я смотрела на реакцию участников собрания. Я видела в их глазах интерес к учебно-воспитательному процессу в школе и классе, желание помочь и участвовать. Собрание пап дало положительный результат. Папы были участниками многих мероприятий, проводимых в классе.

Уровень воспитанности учащихся (Приложение 1), социометрия класса, уровень развития классного коллектива (Приложение 2), анкетирование и отзывы учащихся и родителей – это диагностический инструментарий, который позволяет сделать вывод о степени реализации моей цели. Результаты диагностики показывают, что моя воспитательная система, в основе которой системно – деятельностный подход, успешна.

Мне близки слова Ж.Ж. Руссо: «Воспитание детей – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать». Я много времени отдаю для работы с учащимися класса, начиная от момента знакомства с пятиклассниками. В последующем с каждым годом я все больше выигрываю: мои дети самостоятельны, организованы, активны, ответственны. И это делает мою работу классного руководителя успешной.

Литература:

1. Иванов И.П. Энциклопедия КТД». – М.: «Педагогика», 1989
2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.