Свою задачу я вижу не только в том, чтобы преподнести какой-то учебный материал, а еще в том, чтобы пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке, технике. Решить эту задачу мне помогает ознакомление ребят с историей науки, с жизнью и деятельностью ученых, чьи имена упоминаются в школьном курсе физики, ибо обращение к истории позволяет ввести в процесс физического образования и учебный умственный труд эмоциональную компоненту. А “без надежной эмоциональной основы невозможно, — писал В.А. Сухомлинский,— не только успешное, но и вообще нормальное обучение!” Вот почему я решила провести урок-конференцию “Наука и нравственность”
Подготовку к этому уроку вели около месяца. Ученики разбились на группы, и каждая работала над материалом об одном ученом — по собственному выбору. Ребята старались как можно глубже познакомиться с жизнью и деятельностью ученого, поэтому интересовались не только научно-техническими достижениями, но и характером, общественно-политическими взглядами и личностно-нравственными качествами своего “избранника”. Отыскивали такие сведения, чтобы показать наиболее ярко ученого как Человека, как Личность. Конечно, в основном, большая часть информация бралась в Интернете, но и использовалась и литература из центральной и личных библиотек. Учащиеся читали книги и статьи, отбирая необходимый материал для выступления и презентаций, подбирали музыку, отрывки из литературных произведений. Презентации готовились учителем.
Занятие проходило в кабинете физики, где был приготовлен эксперимент, портреты ученых, висела яркая красочная газета. Каждая группа сидела за отдельным столом. Группы старались преподносить информацию не как доклад, а в форме доверительной беседы, задавая друг другу вопросы типа: “А ты знаешь...”, “...что сделал для науки П. Л. Капица?”, “...почему Курчатов пользовался такой любовью и уважением своих коллег?”, “...какую музыку любил физик А. Ф. Иоффе?” Это создавало непринужденную обстановку.
Урок-конференция: “Наука и нравственность”
“Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм” Л.Д. Ландау.
Тип урока: изучение познавательной информации
Вид урока: урок-конференция с применением информационных технологий (90 мин).
Цель урока: показать наиболее ярко ученого как Человека, как Личность, раскрыть духовный мир и человеческие качества: целеустремленность, работоспособность, преданность науке и своему Отечеству, стремление к нравственному совершенствованию, трудолюбие, высокую духовность.
Задачи урока
- формирование у учащихся навыка самостоятельной работы с научно-популярной литературой по данной теме;
- вырабатывать у учащихся умение преподать полученные знания в простой и доступной форме;
- продолжить развитие у учащихся познавательного интереса к физике;
- формирование чувства гордости за ученых своей Родины.
Оборудование компьютер, проектор, презентации учащихся, газета.
План проведения урока – конференции
I. Вступительное слово учителя.
II. Сообщения учащихся и презентации учителя.
1). Абрам Федорович Иоффе — учитель нескольких поколений отечественных физиков.
2). Игорь Васильевич Курчатов – ученый беспредельно преданный науке.
3). Петр Леонидович Капица – одна из наиболее ярких фигур в современной физике.
III. Заключительное слово учителя.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы хотим познакомить вас с жизнью, деятельностью и научными достижениями трех замечательных физиков, чьи имена уже звучали на наших уроках. Мы надеемся, что “прикосновение” к их личностям откроет вам духовный мир и человеческие качества этих людей: целеустремленность, работоспособность, преданность науке, стремление к нравственному совершенствованию, трудолюбие, высокую духовность; вы поймете, что это были люди удивительной эрудиции и культуры, глубоко преданные своему делу и Отечеству. Узнав все это, вы, я надеюсь, по-другому будете относиться к учебному предмету “физика”: он оживет для вас, заинтересует. Хочется верить, что с вами случится то, о чем говорил великий физик Дж. К. Максвелл: “Наука захватывает нас тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”
Первый ведущий: При подготовке к этому уроку перед нами встал вопрос: “Как решить поставленную задачу?” Ответом послужило высказывание известного физика Л. Больцмана: “Я обязан высшим вдохновением сочинениям Гете, “Фауст” которого является, быть может, величайшим художественным произведением; Шекспиру и другим, но лишь благодаря Шиллеру я стал собой. Без него я был бы человеком с тем же носом и бородою, но я никогда бы не был собой”. Обдумывая это высказывание, мы пришли к мысли соединить воедино физику и лирику. И это не случайно, ибо они в действительности связаны: физик академик Л. И. Мандельштам знал почти всю поэзию своего любимца А.С.Пушкина наизусть, его друг тоже академик Н. Д. Папалекси выше всего ставил поэзию М. Ю. Лермонтова; физик-оптик академик Г. С. Ландсберг, ведя свои эксперименты, часами в абсолютно темной спектроскопической лаборатории, декламировал “Евгения Онегина”; академик С. И. Вавилов даже на фронте не расставался с гетевским “Фаустом”; академик Л. Д. Ландау говорил: “ Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая – то усеченная физика...Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик”
Второй ведущий. Первый ученый, с которым мы хотим вас познакомить,— А. Ф. Иоффе. Слово имеет первая группа учащихся (в ее состав входило 4 человека; они вели разговор, сидя, как бы участвуя в доверительной беседе).
1 участник – Абрам Федорович Иоффе — учитель нескольких поколений отечественных физиков, руководитель крупнейшей научной школы. Многие его ученики внесли существенный вклад в развитие различных областей физики - физики низких температур и ядерной физики, электроники, физики полупроводников, полимеров и агрофизики, физики плазмы и магнетизма. Среди них около 70 академиков и членов-корреспондентов академий наук.
2 участник - Чем же объяснить, что А. Ф. Иоффе удалось вырастить такую многочисленную плеяду видных ученых? Ответ на этот вопрос заключается в удивительном сплаве разносторонних качеств, которыми он обладал. Это доброжелательность, обостренное чувство нового, умение заинтересовать делом и способность учитывать индивидуальные наклонности каждого сотрудника, целеустремленность и оптимизм, научный талант, соединенный с широким научным кругозором, и глубокая интеллигентность..
3 участник - Абрам Федорович всегда замечал чужую боль, умел придти на помощь в нужную минуту. Раз во время юбилейного банкета один из учеников Иоффе попросил встать тех, кому когда-нибудь помог Абрам Федорович. Встал весь зал. Это получилось так торжественно, что А. Ф. Иоффе засмущался. Вся жизнь Абрама Федоровича была отдана науке и людям. Он не только оставил нам свои важные труды, но и подготовил такие научные кадры, (об этих людях было сказано в презентации) которые впоследствии стали гордостью отечественной науки и обеспечили лидерство советской науки во многих ее областях.
4 участник - Из выступления академика Ю. Б. Харитона на сессии Президиума Академии наук, посвященной 100-летию со дня рождения А. Ф. Иоффе (28.10.80 г., г. Ленинград): “Неоценим вклад Абрама Федоровича в развитие советской науки и техники. Чем больше проходит времени, тем более явственным становится его подвиг”
Учитель - Я подготовила презентацию об этом замечательном ученом.
Рассказ велся под негромкое исполнение фортепианной пьесы Шуберта — одной из любимых композиторов ученого. Презентация 1
Второй ведущий. Теперь наш рассказ будет посвящен одному из выдающихся учеников А. Ф. Иоффе – Игорю Васильевичу Курчатову. Слово второй группе учащихся.
1 участник - Высокий, худощавый человек, завидного здоровья и неуёмной энергии, он как- то выделялся среди своих товарищей. Был прирожденным организатором, и люди охотно объединялись вокруг него. Он многое видел, во многих местах побывал и трудился. Одной из характерных его особенностей была исключительно четкая организация личного времени. Он как будто знал, что судьба подарит ему всего 57 лет жизни, и дорожил каждой минутой. Умение жить “экономно” вырабатывал в себе с молодых лет, постоянно. Вставал рано, утро его начиналось с зарядки, затем он принимал холодный душ. В течение рабочего дня устраивал активные перерывы, чтобы разрядиться самому и товарищи бы отдохнули.
2 участник - В Ленинградском Физтехе, где он работал с 1925 по 1942 г., его звали “буйным”, “неистовым”. А. Ф. Иоффе говорил, что Игорь Васильевич беспредельно предан науке и живет ею. В устах Учителя это было высокой оценкой.
3 участник - Марина Дмитриевна — жена Игоря Васильевича писала, что он был человеком огромной ответственности. Он появлялся дома обычно за полночь, умывался, садился рядом. Ночные минуты были единственными, когда можно было поговорить. Она ужасалась, что он слишком много взвалил на себя дел: и Физтех, и Радиевый институт, и курс лекций в Педагогическом, да еще поездки в Харьков, где он принимал участие в конструировании высоковольтных установок для ускорения протонов. Марина Дмитриевна говорила, что он был “одержимым” человеком. И любил такого же “неистового” поэта- Маяковского. (Звучит отрывок из стихотворения Маяковского “Люблю”.)
Учитель Ребята, давайте с вами посмотрим презентацию об этом выдающемся ученом. Смотреть мы будем её не сразу всю, а отдельными частями. Презентация 2 (Слайды 1- 15)
4 участник Не терпел Курчатов и различного рода научных спекуляций типа тех, какие допускал Т. Д. Лысенко в биологии. Был убежден: наука — это большой и тяжелый труд, а самокритичность, абсолютная порядочность — качества, совершенно необходимые ученому. Любимым писателем И. В. Курчатова был (Михаил Булгаков, а любимой книгой — роман Булгакова “Мастер и Маргарита”. Ученик читает отрывок из этого романа.
1 участник С 1943 г. Игорь Васильевич возглавлял в СССР исследования по овладению ядерной энергией. Занимаясь этой проблемой, - её называли “урановой” И.В. Курчатов жил на территории института. С утра до ночи работает в кабинете и лабораториях....В праздники с утра Игорь Васильевич одевается, предупреждает Марину Дмитриевну:- Пойду, прогуляюсь по территории. Походит по аллеям - и в лабораторию...
2 участник Среди многих людей, решавших эту проблему на заводах, в институтах, на полигонах, не было в те годы человека, более популярного, более уважаемого, чем великан с медленной походкой, вечно лучистыми глазами и с теплым кратким именем “Борода”. Пример его увлеченности, трудолюбия без лишних призывов действовал на всех сотрудников института. Появится у человека мысль: может, хватит, утомился вроде... Глянет он на главное здание: горит огонек. "Борода" на посту. Теплеет на душе, и новые силы вливаются в человека...
3 участник Работал он в сложнейшей обстановке тотального контроля и глубочайшей секретности. Любое неосторожное слово могло привести к аресту. Весь груз ответственности лежал фактически на его плечах. Понимали Курчатов и его коллеги меру своей ответственности? Разумеется, понимали. Знали они разрушительную силу нового оружия? Конечно, да. Но создавали его не ради уничтожения людей, а ради безопасности своей Родины. Не было бы у нас ядерного оружия, не известно – не стали бы и наши города жертвой бомбардировок.
4 участник Сохранились воспоминания людей близко знавших Курчатова о том, что ночь перед испытанием атомной бомбы он провел в коленопреклоненной молитве перед иконой
Казанской Божией Матери. Презентация 2 (Слайды 16 - 28) (Слайд 29 - звучит фрагмент второго концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром.)
1 участник Под руководством И. В. Курчатова был сооружен первый советский уран-графитовый атомный реактор (1946 г.), построена первая в мире промышленная АЭС (1954 г.) и крупнейшая установка по исследованию термоядерных реакций. По заданию советского правительства в годы Великой Отечественной войны И. В. Курчатов начал работать над созданием нового вида оружия, и возглавляемый им коллектив создал его — атомную бомбу (1949 г.) и водородную (1953 г.)... Тогда многие в СССР считали, что это необходимо для могущества страны, ее престижа, дела мира, победы социализма и предупреждения новой войны. Презентация 2 (Слайды 30-34)
3 участник Только теперь спустя десятилетия, человечество активно приступило к решению задачи, обратной одной из тех, что решал И. В. Курчатов: сокращению и ликвидации ядерного оружия и ядерных арсеналов, ибо многие правительства и народы осознали, что его запасы таят смертельную угрозу природе и всему живому. Медленно, шаг за шагом, преодолевая огромные трудности и тратя миллиардные средства, страны мира продвигаются вперед в этом направлении.
Игорь Васильевич работал до последнего своего дня, ещё 6 февраля он был на работе, а 7 числа его не стало. Что же осталось после его ухода? Презентация 2 (Слайды 35-43)
Первый ведущий. Сколь парадоксально-трагичными кажутся теперь нам, с “высоты истории” некоторые важнейшие страницы героической жизни ученого!
Второй ведущий. А сейчас предоставляю слово ученикам третьей группы.
Перед именем ученого, о котором теперь пойдет речь, мы преклоняем голову, отдавая должное его мужеству, смелости, принципиальности целеустремленности. Имя этого человека Петр Леонидович Капица.
1 участник Он окончил Петроградский Политехнический институт (это было в 1918 г.) и остался работать на кафедре у профессора А. Ф. Иоффе.
2 участник Обладая необычайно разносторонним и глубоким талантом ученого-экспериментатора и инженера, П. Л. Капица внес значительный вклад во многие области науки и техники: теорию сверхсильных магнитных полей, физику и технику низких температур, квантовую физику и физику плазмы.
3 участник В 1978 г. за фундаментальные исследования в области физики низких температур Петру Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия
4 участник Наверно, никто и ничто не может так правдиво и полно рассказать о человеке, как его дневники и письма, написанные не для публикации и адресованные близким людям: они выражают саму сущность, самые искренние чувства человека. Таковы и письма Петра Леонидовича Капицы к матери из Кембриджа. Неизменно начинал он их со слов “Дорогая Мама”, и слово “Мама” было всегда с большой буквы. В Кембридже П. Л. Капица проработал до 1934 г.
1 участник В сентябре 1934 г. решением Политбюро ВКП(б) П. Л. Капице не разрешили вновь выехать в Англию для продолжения работ в Кембридже. Вести дальше исследования в области сильных магнитных полей и низких температур он не мог: для этого ему было необходимо сложнейшее оборудование и работники очень высокой квалификации, чего в Москве не было. В знак протеста он прекращает свои физические исследования. Власть вынуждена была уступить, и закупила все научное оборудование его Кембриджской лаборатории. В Москве был создан Институт физических проблем, директором которого назначен П. Л. Капица.
Учитель. Давайте посмотрим презентацию. Презентация 3 (Слайды 1-24)
2 участник Человек мужественный и принципиальный, истинный Ученый и Патриот в самом высоком смысле этих слов, он живо откликается на все события международной и внутренней жизни страны, борется с произволом, волюнтаризмом, бюрократизмом и консерватизмом, со всем тем, что мешает развитию науки. Презентация 3 (Слайды 25-29)
3 участник В 1945—1946 гг. П. Л. Капица неоднократно писал Сталину о недопустимом отношении Берии к ученым, а Берия в то время возглавлял работы по созданию атомного оружия! Ученый решительно просил освободить его от руководства Берии и мотивировал это тем, что “оркестром не может руководить дирижер, не умеющий читать партитуру”. “Пожалуй, только один отец,— писал впоследствии сын ученого С. П. Капица,— посмел тогда сопротивляться всесильному Берия”. Сталин выполнил и эту его просьбу. Но через месяц... Петра Леонидовича уволили из созданного им института, а несколько позже — и из Московского университета.
4 участник. На своей даче, на Николиной горе, в сарае П. Л. Капица вместе с сыном Сергеем, тоже физиком и своим постоянным помощником Сергеем Ивановичем Филимоновым создает научную лабораторию и работает в ней 8 лет. Это еще один смелый протест против насилия, еще один акт борьбы за свободу творчества! Лишь в 1955 г. П. Л. Капица вернулся на пост директора Института физических проблем. Презентация 3 (Слайды 25-41)
1 участник В 1955—1956 гг. Петр Леонидович пишет Н. С. Хрущеву о недостаточном внимании правительства к ученым, о том, что невозможность общаться с иностранным коллегами и запрет на поездки за границу пагубны для науки. Он указывал также, что ряд ученых не работает в полную силу из-за отсутствия доброго отношения к ним: “Мне думается, что это одна из важнейших причин, почему мы все больше теряем лидерство в науке и искусстве”. “Атмосфера доброжелательства для развития любого вида творчества важнее всех материальных благ”
2 участник. Как власть, существующая в форме тотальной диктатуры, ломает человеческие судьбы, П.Л. Капица в полной мере испытал на себе. Но он выстоял, сохранив собственное достоинство, всеобщее уважение и став одной из самых выдающихся личностей жестокого и изменчивого ХХ века, заслужив всемирное признание при жизни. Презентация 3 (Слайды 42-54)
3 участник. Рассказ о П. Л. Капице закончила “история”, написанная студентами Московского физтеха: “И был день, и была ночь. И была земля пуста и безлюдна. И не было на ней ни институтов, ни научных работников, ни Большой Советской энциклопедии.
Архимед родил Птолемея, Птолемей родил Галилея. Галилей родил Фарадея, Фарадей родил Резерфорда. Резерфорд родил Петра Леонидовича Капицу. И увидел Нильс Бор — великий датский ученый — что это хорошо!!.'”
(Звучит песня В. Высоцкого “Гимн физиков”.)
4 участник подходит к плакату, перерисованному с форзаца книги Г. М. Голина “Классики физической науки” и говорит следующее Здесь изображено древо физики. Рядом с ним можно было бы нарисовать еще одно — древо литературы: ведь они растут на одной почве и питают их одни соки — познание, интеллект, культура, трудолюбие, поиск, талант, целеустремленность, самоотдача.
(Ассистент демонстрирует опыты с жидким азотом по изменению свойств веществ при низких температурах — с резиной, цветком, мягкой спиралью и т, д.)
Заключение. Итог занятия подводит учитель: “Заканчивая наш сегодняшний несколько необычный урок, еще раз хочется сказать о связи науки и нравственности. Ученые, о которых сегодня шла речь,— красивые личности, озаренные любовью к людям, своему делу и высокими благородными чувствами. Такими не рождаются, такими становятся в результате огромной душевной работы. Что питает их духовность? Прежде всего — собственный неустанный труд мысли и мировая культура, включающая в себя историю Отчизны и науки, литературу, искусство.