Адресная группа: дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, низким статусным уровнем в группе, тревожностью в сфере общения.
Цели:
- развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности;
- сплочение группы;
- создание пространства эмоциональной безопасности;
- повышение уверенности в себе;
- развитие эмпатии;
- знакомство с невербальными средствами общения, в том числе выражения чувства робости;
- расширение поведенческого репертуара.
Материалы: клубочек шерсти, мячик, пиктограмма «Робость», запись спокойной музыки, лото «эмоции», бумага, фломастеры, «Мешочек добра», фишки с пиктогаммой «эмоции»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие.
Цель: установление положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, обогащение репертуара средств невербального общения.
– Ребята, начиная наше занятие, давайте поздороваемся друг с другом. Поздороваемся как папы, как приятели, по старинному, по-японски, как мамы, как эскимосы.
2. Упражнение «Я люблю… Я не люблю».
Цель: создание пространства эмоциональной безопасности, повышение уверенности в себе, внимания к партнеру по общению, развитие эмпатии, снятие тревожности.
По кругу передается мячик, каждый ребенок заканчивает фразу « Я люблю когда… Я не люблю когда… Я думаю что сегодня…».
– Ну-ка, вспомните, чего любит Леня? А что не любит Катя? А чего ждет Костя? Посмотрим, кто внимательно слушал друг друга.
3. Знакомство с эмоцией «робость»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, обогащение поведенческого репертуара, снятие тревожности, знакомство с невербальным выражением эмоции «робость».
– Мальчик Костя первый раз пришел в детский
сад. Он с таким волнением ждал этого дня, ему
так хотелось подружиться со всеми ребятами
группы, но он не знал, примут ли его в группе. И вот
он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с
воспитателями и подошел к двери в группу. Он
чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его
лице было вот такое чувство (показ пиктограммы
«Робость»).
– Как вы думаете, как называется это чувство? Как
выглядит человек, который смущается, робеет?
– Давайте попробуем изобразить его: голова чуть
наклонена в бок, глаза опущены.
– А кто был в похожей ситуации? Какие чувства вы
испытывали?
– А что могут сделать ребята в группе, чтобы
помочь Косте?
Ролевое проигрывание ситуации: в роли Кости (робеющего мальчика выступают те дети, кто вытащил из волшебного мешочка фишку с робким выражением лица). Давайте нарисуем каждый свой вариант, что можно сделать в такой ситуации.
Ребята рисуют схему: изображение робости, стрелочка, изображение радости, над стрелочкой свой способ.
4. Лото «Эмоции»
Цель: закрепление полученных знаний.
На доске закреплены карточки с различными эмоциональными состояниями. Дети должны выбрать среди них такую, где человек робеет.
– Как вы думаете, какая карточка с эмоцией «Робость»? Придумайте ситуацию, почему человек робеет, смущается. Как ему помочь?
5. Игра «Я лев»
Цель: повышение уверенности в себе, дать возможность детям с низким статусным уровнем побывать в центре внимания.
– Закройте глаза. Представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, пройдитесь по кругу гордой уверенной походкой. А все остальные будут приветствовать льва.
6. Заключительный этап: вспомните, про какую эмоцию мы сегодня говорили, как распознать робеющего человека? Как ему помочь?
7. Прощание
Дети по очереди передают «Мешочек добра», куда собираются пожелания всех друг другу и себе чего-то очень доброго, светлого, хорошего.