Цель: формирование у воспитанников представления о природе звуков М – МЬ, знакомство с буквой “М”.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать фонематическое восприятие звуков М – МЬ в словах;
- продолжать формировать звукобуквенный анализ слов;
- развивать навык слогового анализа слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать абстрактное и логическое мышление на примере игр в слова;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать навык написания слогов и слов с буквой “М”;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание и память;
- совершенствовать навык позиционного принципа чтения слогов и слов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: кассы, тетради, цветные карандаши, ручки, плакаты для чтения “Слоги” звуковые схемы, плакаты “Найди букву”, “Куда спрятались буквы Я–Ю?”, зашумлённые картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Назовите день, число, месяц, время года, вспомним наш девиз
Каждый день, всегда, везде –
На занятьях и в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Давайте вспомним гласные звуки и назовём их попарно.
С какой согласной буквой познакомились вчера?
Какие звуки умеет обозначать буква М ?
2. Звуковая разминка.
Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуками М–МЬ,
Звуки М и МЬ вы хороши и легки для малышей
Произноситесь всегда без усилий и труда
Вот слова – где вначале звуки М и МЬ мы повстречали
МАСЛО, МАНКА, МОЛОКО, МАГАЗИН, МУЗЕЙ, МЕТРО,
МУХА, МЫШКА, МУРАВЕЙ, новогодний МАСКАРАД
МЁД пчелиный, МАРМЕЛАД.
МЕДВЕЖОНОК, МОРЖ и МОШКА,
Ох, устала я немножко!
(Т.Р.Кислова)
3. Игра “Буква заблудилась”.
Неизвестно как случилось, только буква заблудилась
Заскочила в чей-то дом, и хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница
Очень странные дела начали твориться….
(А.Шабаев)
- посмотрите-ка, ребятки Раки (Маки) выросли на грядке”
- синеет море перед нами, летают Майки (Чайки) над волнами”
- замыли на Зайке (Майке) следы от морковки –
- придётся теперь повисеть на верёвке”
4. Рассказать о принципе позиционного чтения согласной буквы – М.
Сегодня нам предстоит подтвердить тайну чтения букв-согласных, а для этого отправимся в путешествие и поможет нам волшебный клубок, его нам прислала сама королева ГРАМОТА, но служанка ОШИБКА, которая служит НЕГРАМОТУ спрятала волшебный клубок среди своих (три звукобуквенные схемы слова – клубок –).
с | с | Ю | с | О | с |
с | с | У | с | О | с |
с | з | У | с | Ё | с |
Условные обозначения: “с” – синий; “з” – зеленый.
Клубочек покатился дальше и привёл нас к реке, через неё перекинут МОСТ.
- На доске схема, но, чтобы перейти мост надо правильно написать первую букву (найти её в кассе, выложить слог “МО”).
- Дальше покатился КЛУБОК, но возникло следующее препятствие перед нами МИНА (выложить и прочитать слоги МО – МИ).
- Какой первый звук в слове Мост, Мина?
- Это гласные или согласные звуки?
- Буква – М – на письме обозначает два звука – М – и – МЬ –.
5. Физкультурная минутка:
А сегодня у Зимы новоселье
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба – вот такой вышины,
Белый коврик у порога – вот такой шины.
Мы по лестнице шагаем, ноги выше поднимаем,
Двери комнат отворяем: слева-хлоп, справа-хлоп.
Мы войдём с поклоном низким: – Здравствуй Зима!
Ты хозяйке поклонись-ка: – Здравствуй Зима!”
6. Вы правильно ответили на все вопросы и КЛУБОК привел нас к букве – М – и гласным буквам.
Буква – М – предлагает вам поиграть:
- Игра “Какие буквы спрятались в круг?”
- Игра “Найди спрятавшуюся букву” (зашумлённые картинки).
Чтобы попробовать почитать, надо вспомнить правило ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
Как узнать буква – М – читается твердо или мягко?
Какие гласные буквы отдадут команду согласной букве: –
- ЧИТАЙСЯ МЯГКО! (Я – Ё – Ю – И – Е )
- ЧИТАЙСЯ ТВЁРДО! (А – О – У – Ы – Э )
- прочитать плакаты: – слоги – АМ – УМ – ЫМ – ОМ – ЭМ –
(МА – МЯ), (МУ – МЮ), (МЫ – МИ), (МО – МЁ), (МУ – МЮ)
7. Работа в тетрадях “ИЗУЧАЕМ ГРАМОТУ”, стр. 15:
- Раскрасить букву синим и зелёным карандашом.
- Написать букву на словах – картинках, в которых слышится звук – М –.
- Написать 2 строчки буквы – М –.
- Провести полный звукобуквенный анализ слова – МЯУ –.
- Сколько в слове звуков?
- Построить и раскрасить звуковой домик.
- Записать слогоударную схему слова.
- Записать буквами слово – МЯУ –.
8. Рефлексия.
У какой буквы были сегодня в гостях?
Какие две работы умеет выполнять буква “М”?
Что вам понравилось сегодня больше всего?