Цели:
- закрепить изменение одушевлённых и неодушевлённых существительных в единственном и множественном числе по падежам,
- закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных в единственном и множественном числе,
- закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых и неодушевлённых существительных в единственном и множественном числе,
- активизировать словарь по темам “Домашние животные”, “Дикие животные”, “Фрукты”, “Овощи”.
- развивать внимание, логическое мышление.
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход занятия
Оргмомент
Логопед: Отгадайте загадки:
Дочего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это... (тигр)
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь. (глобус)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня ...(цыплёнок)
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...(лошадка)
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками ...(роза)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (машина)
Основная часть
Логопед: Рассмотрите картинки и распределите их в 2 столбика: в первый такие, о которых можно спросить “КТО это?”, во второй такие, о которых можно спросить “ЧТО это?” (слайд 3)
Логопед: Сегодня я решила отправиться в гости к одной хозяйке фермы, чтобы полюбоваться её весёлыми зверюшками. Проходя мимо полянки, на которой росли прекрасные цветы, я вдруг рядом со собой заметила ёжика, который плёл венок для своей ежихе. Он срывал одуванчик и говорил: “Я плету венок из одуванчиков”. А как вы думаете, что говорил ежик, срывая другие цветы на полянке? (слайд 4)
Логопед: Ежихе очень понравился венок, который сплёл ёжик, а мы с вами отправляемся на ферму вместе, где сейчас добрая хозяйка собралась кормить своих любимцев-животных. Кого же покормила хозяйка? (слайд 5)
Логопед: Хозяйка рассказала, что рядом с фермой есть лес, где живёт страшный волк, который любит пугать диких зверей. Давайте посмотрим, кого же пугал этот злой зверь? (слайд 6)
Логопед: ну вот хозяйка покормила животных, они обрадовались и начали резвиться. А мы с вами сейчас сыграем в игру “Будь внимателен”. Нужно постараться задать правильный вопрос к словам, которые вы увидите. Вопросов будет два: КОГО? и ЧТО? Выберите нужный вопрос. (слайд 7)
Логопед: А сейчас хозяйка отправилась готовить обед. Давайте поможем ей сварить суп борщ. Из чего же мы будем его варить? (слайд8)
Логопед: Суп мы варить научились, а теперь попробуем сварить компот. (слайд9)
Физминутка
(когда логопед называет овощ, ребята приседают, делая вид, что собирают овощ с грядки. Когда называется фрукт- встают на носочки и тянут руки вверх, имитируя сбор фруктов с деревьев.)
Логопед: Когда хозяйка фермы была такого же возраста как вы сейчас, то очень любила читать сказки. Давйте узнаем, какие же сказки она любила. Посмотрите, строки из сказок и картинки перепутались. Нужно постараться всё восстановить. (слайд 10, 11)
Логопед: Как много на этой ферме разных вещей, построек. Для чего же они все нужны.(слайд 12, 13, 14)
Логопед: На ферме у хозяйки живут разные животные и у каждого есть свои особенности, например, пятачок и хвост крючком могут принадлежать только свинье. А кому из животных принадлежат вот такие характерные черты? (слайд 15, 16)
Логопед: Наша хозяйка мечтает разводить не только домашних животных, но и диких, которые живут на других материках. Давайте узнаем что это за животные и где они обитают. (слайд 17, 18, 19, 20).
Логопед: Хозяйка нашла листок, но никак не может понять, что на нём написано, поможем ей разобраться в этой путанице. (слайд 21)
Логопед: Каждый из нас любит полакомиться чем – нибудь вкусным, сладким. Кто –то мечтает о торте, кто-то о мороженом. Давайте попробуем узнать о чём мечтают эти звери. (слайд 22)
Логопед: Ну вот и закончилось наше путешествие по ферме, и пришла пора отправляться нам домой. Кстати, дом есть не только у людей, но и у животных . У каждого животного дом свой, особенный. На ферме коровы живут в коровнике, свиньи – в свинарнике, козы – в сарае. А где живут лесные, дикие звери? (слайд 23)
Итоги и оценки занятия.
Логопед: О каких животных мы сегодня говорили? (о диких и о домашних) Чем они отличаются? (домашние живут около человека, а дикие в лесу). Почему мы задавали разные вопросы, например, кто?кого?кому? или что? чего?чему?(потому что бывают предметы одушевлённые и неодушевлённые).