В современном мире детям доступна разнообразная техника, и они получают массу информации, поэтому их трудно заинтересовать на уроке. Возникает проблема привлечь внимание детей к изучению учебного материала, и учителю необходимо решать ее, применяя различные приёмы и методы изложения материала на уроке.
Можно решить эту проблему, привлекая самих учащихся к подготовке урока. Наиболее сильные ученики могут доступно изложить несложный материал для своих сверстников, используя при этом презентацию или реферат. Чередуя таким образом объяснение учебного материала, внимание детей переключается, и восприятие становится более качественным. Вырабатываются такие качества как умение слушать сверстников, более ответственно относится к порученным делам, а также стремление добывать знания из дополнительных источников.
Цели:
- Образовательная: рассмотреть свойства проводников и диэлектриков, помещённых в электрическое поле.
- Развивающая: развивать умение ориентироваться выступающих в своём докладе, навыки работы в составлении краткого конспекта в виде таблицы.
- Воспитательная: воспитание культуры умственного труда и умения слушать выступление однокурсников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: электрометр, гильза из фольги на подставке, стеклянная палочка, бумага, учебник «Физика 10 кл.» Касьянов, карточки (тест), презентация, проектор, ноутбук.
Девиз урока:
Учение – свет, а неучение – тьма.
(Пословица)
ХОД УРОКА
1. Организационное начало (Презентация 2)
2. Актуализация опорных знаний
– Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить материал прошлых уроков. Поэтому сейчас вы поработаете с тестом (Приложение 1).
Проверка теста (слайд 1).
3. Изучение нового материала
Опыт. Поднесём к электрометру заряженную стеклянную палочку. Стрелка электрометра отклоняется. Это значит, что заряд с палочки переходит на стержень электрометра, в результате чего стрелка отклоняется.
– Все тела подразделяют на три вида: проводники, полупроводники и диэлектрики. Сегодня мы с вами постараемся выяснить, почему.
– Остановимся пока только на двух видах – это проводники и диэлектрики.
– Тема урока: «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле» (слайд 2).
– А чтобы было удобнее работать, в течение урока будем заполнять таблицу (слайд 3).
– Почему тела являются проводниками, нам расскажет Бурдин Сергей. (Приложение 2,Презентация 1).
Опыт. Поднесём заряженную палочку к незаряженной гильзе. Гильза притягивается к палочке. В электрические взаимодействия вступают только заряженные тела. Почему такое возможно в нашем случае? Когда мы подносим к гильзе заряженное тело, то под воздействием электрического поля палочки свободные электроны гильзы приходят в направленное движение и собираются и собираются на одной стороне гильзы. Поэтому гильза притягивается к палочке.
Откройте учебник на стр. 352. С помощью таблицы определите заряд палочки и гильзы (заряд палочки – положительный, гильзы – отрицательный со стороны палочки, а с другой стороны гильзы сосредотачивается тоже положительный заряд).
Вывод: вещества, обладают способностью проводить электрический ток за счёт существования свободных электронов.
– Какие вещества относятся к диэлектрикам и почему, расскажет Зверева Катя (Приложение 3).
Вывод: диэлектрики не проводят электрический ток, т.к. не имеют свободных зарядов.
Для характеристики электрических свойств диэлектрика и степени его влияния на ослабление электрического поля вводят физическую величину – диэлектрическая проницаемость ε (слайд 6).
ε – «эпсилон» – показывает во сколько раз напряжённость электрического поля в однородном диэлектрике εвн меньше напряжённости поля в вакууме ε0.
Некоторые примеры диэлектрической проницаемости (слайд 7):
– диэлектрическая проницаемость всех газов близка к 1;
– у твёрдых диэлектриков колеблется от 4 до 7;
– у жидкостей от 2 до 81.
Такие диэлектрики, как слюда, парафинированная бумага, керамика используют в конденсаторах – приборы для накопления заряда.
В диэлектрике сила взаимодействия зарядов уменьшается в ε раз за счёт уменьшения напряжённости поля. Поэтому закон Кулона запишется в следующем виде (слайд 8):
; к = 9·109 (Н·м2)/Кл2
4. Проверка полученных знаний
Работа с тестом (слайд 9)
5. Итог урока
Выводы (слайд 11):
Проводники – это вещества, содержащие свободные заряды.
Диэлектрики – это вещества, не содержащие свободных заряженных частиц.
Поляризация – это процесс ориентации диполей под действием внешнего электрического поля.
6. Задание на дом
- Знать основные свойства проводников и диэлектриков;
- Уметь объяснять явление поляризации диэлектриков.