Тема урока "В.Бианки "Неслышимка"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.

Задачи:

  • формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы;
  • обогащать словарный запас, развивать речь учащихся, расширять кругозор;
  • воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому; умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование: презентация, выставка книг В. Бианки, толковые словари, карточки, листы бумаги формата А3, рисунки природы, клей, ножницы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин.)

– Встали все красиво. Повернитесь и поздоровайтесь с присутствующими.
– Ребята, у нас много гостей, все они хотели бы посмотреть, как мы умеем работать на уроке литературного чтения.
– Сегодня мы с вами будем работать иллюстраторами. Кто знает кто такие иллюстраторы?  (Иллюстраторы – это художники, которые рисуют картинки к какому-то произведению) И мы с вами будем иллюстрировать книгу.
– Достаточно ли будет для вас, если я назову вам только фамилию автора и название произведения. Почему?
– Итак, мы сначала должны прочитать произведение. 

2. Постановка цели (1 мин.)

– Итак, какую цель мы поставим на этом уроке? (Учиться вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.) Но не забывайте, что у нас ограниченное время, поэтому нам нужно работать очень быстро.

3. Изучение нового материала (5 мин.)

а) Знакомство с творчеством В. Бианки.

– А начать урок я хочу с эпиграфа, которого я выбрала к нашему уроку:

“Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный _______________________________”.

– Я специально оставила пропущенным имя писателя, так как вы должны сами его определить. Эпиграф – это первая вам подсказка. Посмотрите перед вами фамилии авторов:  В. Бианки, Э. Успенский, Б. Заходер, С. Маршак, Г.Андерсен.

– Назовите фамилию, которую вы считаете, наиболее больше  подходит к данному эпиграфу  и обоснуйте свой ответ.
– Правильно. Это Виталий Валентинович Бианки.  О нем нам расскажут ваши одноклассники.    

Презентация о Бианки

б) Беседа до чтения рассказа

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Бианки «Неслышимка». Откройте учебники на стр. 102.
– Рассмотрите иллюстрацию и дайте предположение, о чем будет рассказ. (Предположения детей) Сейчас мы их и проверим.
– От чьего имени ведется рассказ?
– Прежде, чем вы начнете читать текст, я хочу, чтобы вы ознакомились с табличками, которые я вам приготовила. Рассмотрите и заполните их, пожалуйста. Я прочитала внимательно текст и выписала, то, что посчитала более важным и непонятным для вас. Заполните, пожалуйста, эти таблички. (Дети заполняют таблицы, учитель выясняет, кто поставил плюс и может поделиться своими знаниями). Давайте начнем читать, но не  забывайте во время чтения делать пометки карандашом.

в) Словарная работа

Таблица 1

Я знаю? Не знаю (?)
Знаю (+)
Могу поделиться ( !)
Узнал (+)
Неслышимка    
исподволь    
купальница    
Пожня    
аккомпанемент    
абсурд    
Включить зрение и слух    

Таблица 2

  Узнал
Неслышимка  Птица  Камышовка – сверчок
Пожня  Заливные луга
аккомпанемент  Музыкальное сопровождение
купальница  Ярко – желтый цветок, который растет на влажных лугах, на речных берегах.
исподволь неторопливо
абсурд Бессмыслица, нелепость
шквал Резкий, сбивающий с ног ветер
контраст Резкая противоположность
Явственно различать Различия очень сильные
оригинальная Яркая, не похожая на других.

г) Физминутка

д) Чтение всего произведения.

1 часть дети читают вслух, работают карандашиками, отмечают: В( можно задать вопрос) О (ответ) Н (непонятно) После прочтения 1 части дети задают друг другу вопросы по содержанию.
2 часть читают по цепочке, также работают. Анализ аналогично.
3 часть самостоятельно. Аналогичная работа. Смогли ли мы ответить на все вопросы.

Определение идеи произведения. Анализ рассказа

– Какая главная идея этого произведения? (Включение слуха и зрения  на птицу в природе).
Продолжите фразу: Я ей включил слух на известное.  А она___________________________(мне включила на неизвестное)
Давайте попробуем с помощью схемы показать главную идею этого произведения.

– А подходит ли это высказывание к нашей цели урока. Вот мы сейчас и проверим, смогли ли вы включит зрение и слух на наше произведение.

е) Групповая форма работы  Самостоятельная работа.

– На каждом уроке  я должна проверять у вас полученные знания. Вот и сейчас я проверю, как вы включили свои слух и зрение на наше произведение. Итак,  слушаем задание:
– Вы попробуете составить иллюстрации ко 2  части. У вас на партах лежат листы, картинки разных времен года,  птицы, животные. А вы должны выбрать только то, что есть в тексте. Задание понятно, работаем.

Проверка работ групп. По одному от каждой группы выходят учащиеся. Идет оценка групповых работ.

4. Итог урока

Работа с таблицей.

– Что нового вы сегодня узнали?
– Чему учат нас произведения В. Бианки?
– Чему они нас призывают? (Любить природу, быть внимательным, заботливым и тогда откроется много нового и таинственного).

Оценка деятельности учащихся.

5. Домашнее задание.  Проиллюстрировать 3 часть, собрать информации о камышёвке.