Цель: учить вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.
Задачи:
- формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы;
- обогащать словарный запас, развивать речь учащихся, расширять кругозор;
- воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому; умение сотрудничать и работать в группе.
Оборудование: презентация, выставка книг В. Бианки, толковые словари, карточки, листы бумаги формата А3, рисунки природы, клей, ножницы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин.)
– Встали все красиво. Повернитесь и
поздоровайтесь с присутствующими.
– Ребята, у нас много гостей, все они хотели бы
посмотреть, как мы умеем работать на уроке
литературного чтения.
– Сегодня мы с вами будем работать
иллюстраторами. Кто знает кто такие
иллюстраторы? (Иллюстраторы – это
художники, которые рисуют картинки к какому-то
произведению) И мы с вами будем иллюстрировать
книгу.
– Достаточно ли будет для вас, если я назову вам
только фамилию автора и название произведения.
Почему?
– Итак, мы сначала должны прочитать
произведение.
2. Постановка цели (1 мин.)
– Итак, какую цель мы поставим на этом уроке? (Учиться вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.) Но не забывайте, что у нас ограниченное время, поэтому нам нужно работать очень быстро.
3. Изучение нового материала (5 мин.)
а) Знакомство с творчеством В. Бианки.
– А начать урок я хочу с эпиграфа, которого я выбрала к нашему уроку:
“Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный _______________________________”.
– Я специально оставила пропущенным имя писателя, так как вы должны сами его определить. Эпиграф – это первая вам подсказка. Посмотрите перед вами фамилии авторов: В. Бианки, Э. Успенский, Б. Заходер, С. Маршак, Г.Андерсен.
– Назовите фамилию, которую вы считаете,
наиболее больше подходит к данному эпиграфу
и обоснуйте свой ответ.
– Правильно. Это Виталий Валентинович Бианки.
О нем нам расскажут ваши одноклассники.
б) Беседа до чтения рассказа
– Сегодня мы познакомимся с новым
произведением В. Бианки «Неслышимка». Откройте
учебники на стр. 102.
– Рассмотрите иллюстрацию и дайте
предположение, о чем будет рассказ. (Предположения
детей) Сейчас мы их и проверим.
– От чьего имени ведется рассказ?
– Прежде, чем вы начнете читать текст, я хочу,
чтобы вы ознакомились с табличками, которые я вам
приготовила. Рассмотрите и заполните их,
пожалуйста. Я прочитала внимательно текст и
выписала, то, что посчитала более важным и
непонятным для вас. Заполните, пожалуйста, эти
таблички. (Дети заполняют таблицы, учитель
выясняет, кто поставил плюс и может поделиться
своими знаниями). Давайте начнем читать, но
не забывайте во время чтения делать пометки
карандашом.
в) Словарная работа
Таблица 1
Я знаю? | Не знаю (?) Знаю (+) Могу поделиться ( !) |
Узнал (+) |
Неслышимка | ||
исподволь | ||
купальница | ||
Пожня | ||
аккомпанемент | ||
абсурд | ||
Включить зрение и слух |
Таблица 2
Узнал | |
Неслышимка | Птица Камышовка – сверчок |
Пожня | Заливные луга |
аккомпанемент | Музыкальное сопровождение |
купальница | Ярко – желтый цветок, который растет на влажных лугах, на речных берегах. |
исподволь | неторопливо |
абсурд | Бессмыслица, нелепость |
шквал | Резкий, сбивающий с ног ветер |
контраст | Резкая противоположность |
Явственно различать | Различия очень сильные |
оригинальная | Яркая, не похожая на других. |
г) Физминутка
д) Чтение всего произведения.
1 часть дети читают вслух, работают
карандашиками, отмечают: В( можно задать вопрос) О
(ответ) Н (непонятно) После прочтения 1 части дети
задают друг другу вопросы по содержанию.
2 часть читают по цепочке, также
работают. Анализ аналогично.
3 часть самостоятельно. Аналогичная
работа. Смогли ли мы ответить на все вопросы.
Определение идеи произведения. Анализ рассказа
– Какая главная идея этого произведения?
(Включение слуха и зрения на птицу в природе).
Продолжите фразу: Я ей включил слух на
известное. А она___________________________(мне включила
на неизвестное)
Давайте попробуем с помощью схемы показать
главную идею этого произведения.
– А подходит ли это высказывание к нашей цели урока. Вот мы сейчас и проверим, смогли ли вы включит зрение и слух на наше произведение.
е) Групповая форма работы Самостоятельная работа.
– На каждом уроке я должна проверять у вас
полученные знания. Вот и сейчас я проверю, как вы
включили свои слух и зрение на наше произведение.
Итак, слушаем задание:
– Вы попробуете составить иллюстрации ко 2
части. У вас на партах лежат листы, картинки
разных времен года, птицы, животные. А вы
должны выбрать только то, что есть в тексте.
Задание понятно, работаем.
Проверка работ групп. По одному от каждой группы выходят учащиеся. Идет оценка групповых работ.
4. Итог урока
Работа с таблицей.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Чему учат нас произведения В. Бианки?
– Чему они нас призывают? (Любить природу, быть
внимательным, заботливым и тогда откроется много
нового и таинственного).
Оценка деятельности учащихся.
5. Домашнее задание. Проиллюстрировать 3 часть, собрать информации о камышёвке.