Фольклорный праздник "Весна-красна, что ты нам принесла?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: Традиции и обряды русского народа, русский фольклор


Оборудование и материал.

  • Аудиозаписи русских народных мелодий и голосов птиц.
  • Бутафорские домик, деревья, корова, плетень.
  • Глиняная миска, коромысло с вёдрами, разноцветные платочки, колокольчики, кувшин, ковшик, пряники в виде жаворонков.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети и ведущие одеты в народные костюмы.
Зал празднично украшен. У центральной стены расставлены бутафорский дом, деревья, плетень. В записи звучит русская народная музыка. Выходит ведущая.

1-я ведущая (удивлённо). Ой, неужто гости к нам? Здравствуйте, люди добрые! Эй, кума! Матрёна! (Из избы с полотенцем на плече выходит 2-я ведущая).

2-я ведущая (вытирая руки). Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дорогие! Рады видеть вас у нас в деревне.

1-я ведущая. Садитесь поудобнее, да порадуйтесь вместе с нами приходу весны.

2-я ведущая. А, заодно, и познакомьтесь со старинными русскими обрядами и обычаями.

1-я ведущая. Весной одна забота: не встала бы работа.

2-я ведущая. А уж мы работы не боимся. Да и детки нам здорово помогают.

1-я ведущая. А где же они, детишки-то наши?

2-я ведущая. Да вот они идут. (Заходят дети под звуки русской народной мелодии). Ох, и хороши наши детки!

1-я ведущая. Да, изба детьми полна. А помощниками-то они какими растут! Всё делают, со всем обращаться умеют: и со скотиной, и с малыми детками, и с печкой, и со свечкой!

2-я ведущая. Какие корешки – такие и ветки. Какие родители – такие и детки.

Дети садятся на стульчики. Из-за избы выходят девочка и мальчик, выносят глиняную миску.

1-я ведущая. Эй, детки, что в такую рань встали? Спать неохота?

Дети. Да мы, тётенька, мороз заговариваем.

Девочка.

Мороз, мороз,
Иди кисель есть!
Не бей наш овёс, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник!

Мальчик.

Мороз, мороз, ходи к нам
Кисель с молоком хлебать,
Чтоб тебе наше жито в поле оберегать:
Градом не бить,
Червём не точить,
И всему в поле целу быть!

Вместе.

Мороз, мороз,
Не морозь наш овёс!
Киселя поешь –
Нас потешь!

(Ставят миску под окном избы и садятся на стульчики к остальным детям)

2-я ведущая. Молодцы, детишки! Теперь мороз не станет бить ваш овёс. А вы смотрите, посейте его вовремя!

1-я ведушая. Ну, уж про это мы много поговорок знаем!

Дети (по очереди):

– Всякое семя знает своё время.
– До поры, до времени не сей семени.
– Посеешь в пору – соберёшь зерна гору.
– Доброе семя – добрый всход.

2-я ведущая.

Мужички, мужички,
Готовьте сошнички!
Пора пашенку пахать,
Пора сев начинать!

1-я ведущая. Да не забудьте сохой потрясти, чтоб хлеб лучше уродился.

Мальчик (потряхивая сохой).

Иди, весна, иди, красна!
Принеси ржаной колосок
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

2-я ведущая. Вот теперь можно ждать урожая богатого и травы сочной да высокой, в которой девушки будут водить свои хороводы.

Девочки с цветными платочками в руках водят хоровод под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка» («Музыкальный руководитель!, №2, 2011 год, стр.32)

1-я ведущая. Хорошая трава – это корм для скотины. И, в первую очередь, для кормилицы всей семьи – коровушки. (Выносят бутафорскую корову).

2-я ведущая. Любят её хозяйки, оберегают, ухаживают и песни про неё слагают.

Две девочки поют русскую народную песню «Коровушка», обр. Метлова.

1-я ведущая. Чтобы скотина домой ходила, а не по лесам, да чужим дворам плутала, хозяюшки приговор специальный знают.

1-я девочка.

Божья скотинка,
Короушка-пестронюшка,
В чистом поле обед, дома – ночлег.
Не ночуй во бору – ходи ко двору!

2-я девочка.

Выгоню коровушку.
Со двора голиком.
Приходи ко мне, коровушка,
Со всем молоком.

2-я ведущая. После таких слов можно надеяться, что скотина будет в сохранности.

В поле и за полем,
В лесу и за лесом.
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого…

Дети инсценируют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько»

1-я ведущая. А вы, мальчики, чтобы скотина не блуждала и домой возвращалась, побегайте вокруг деревни с колокольчиками.

Мальчики противоходом обегают зал, звеня колокольчиками. С детьми проводится игра «Жмурки с колокольчиками».

2-я ведущая (стоя под окном избы). Дома ли телёнки?
1-я ведущая. Дома, дома!
2-я ведущая. Дома ли курочки?
1-я ведущая. Дома, дома!
2-я ведущая. Дома ли лошадки?
1-я ведущая. Дома, дома!
2-я ведущая. Дома ли поросятки?
1-я ведущая. Дома, дома!

2-я ведущая. Дети, так приговаривают для того, чтоб скотина от дома не отбилась и не хворала.

1-я ведущая. А я свою скотину от хворей и болезней снеговой водой обливаю. Эй, Васятка, покажи-ка куме, как мы лошадь да корову обливаем!

Мальчик (поливает из ведра коров):

Снеговая вода,
Возьми хворь от скота!
Снеговая вода,
Унеси беду со двора!

2-я ведущая. Вода всё лечит: и скотину и человека. (Даёт девочке коромысло) Девица, девица, сходи за водицей!

Дети инсценируют русский народный хоровод «Пошла млада за водой».

1-я ведущая. А теперь смотрите: в воду серебряную монетку бросаю и вас серебряной водицей умываю (Бросает в кувшин монетку).Обычай есть такой: умыться с серебра, чтобы помолодеть и разбогатеть. (Прыскает на девочку из кувшина).

Вода текучая, дитя растучее.
С гуся вода, с тебя худоба.
Вода книзу, а дитя кверху.
С гоголя вода, с гоголихи вода.
Сон да легота, доброе здоровье!

2-я ведущая (поливая из ковша)

Ангелы купалися,
А нам остаточки осталися.
Водица в море,
А Настеньке расти в гору!

Девочка (умываясь):

Водичка, водичка,
Умой моё личико!
Чтобы губки алели,
Чтобы глазки блестели,
С гуся вода, а с меня худоба!
(через плечо) Тьфу! Тьфу! Тьфу!

2-я ведущая. Умывшись, нужно сесть под яблоньку и расчесаться.

Одна девочка садится под деревом, другая сзади её «расчёсывает».

Девочка (приговаривает, расчёсывая).

Расти, коса, до пояса –
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!

2-я ведущая. Дай-ка я косу заплету, а вы пока в «Волосянку» поиграйте.

С детьми проводится игра «Волосянка».

Играющие:

Станемте ли, ребятки,
Волосяночку тянуть.
А кто не протянет,
Того за-а-а-а-… Волосы.

Побеждает тот участник, который дольше всех протянет звук «а» на одном дыхании.

1-я ведущая. Приглашай-ка, кума, деток в наш сад первых весенних птичек послушать.(Ведущие поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротики»).

2-я ведущая.

Ворота открываются –
Все в сад к нам приглашаются!

Дети образуют круг, проводится игра «Золотые ворота». Двое ведущих поднимают сцепленные руки вверх: круг проходит через «ворота».

Ведущие.

В золотые ворота
Проходите, господа!
Первой мать прошла
И детей провела.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Ребёнок, перед которым «закрылись ворота», т. е. опустились руки ведущих, выбывает из игры..Круг становится меньше, игра повторяется.

1-я ведущая. Как вы думаете, детки, кто раньше всех возвещает о приближении весны? (Ответы детей). Конечно, птицы. Это и синичка-сестричка, и тётки-чечётки, и братишка-воробьишка, и жаворонушки-перелётушки… (Звучит фонограмма пения птиц).

2-я ведущая. В каждом доме весной пекут из теста птичек-жаворонков Печенья эти вкусные и красивые. Люди верят, что жаворонки, верные спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным, и всему деревенскому миру.

1-я ведущая. Мы тоже для гостей дорогих угощение приготовили. (Ведущие выносят поднос с печеньем в форме птичек, угощают детей и гостей).

Жавороночек, принеси весну
На своём хвосту, на сохе, бороне,
На ржаной копне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе!

Ой, вы, жаворонки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье, второе – овечье,
Третье – человечье!

2-я ведущая.

Вот так мы живём:
Пряники жуём.

1-я ведущая.

Мёдом запиваем,
В гости приглашаем!

В записи звучит русская народная музыка. Праздник заканчивается.