Цель: развитие пространственной ориентировки, развитие фонематического восприятия, развитие субъективно-ценностного отношению к своему здоровью у детей с нарушениями в письменной речи, обусловленной недостаточностью фонематического восприятия.
Задачи:
- Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних забавах;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание и память, воображение;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы».
- Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе;
- воспитание умения выслушивать друг друга;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним забавам.
Оборудование: проектор, презентация «Зимние забавы», сюжетная картинка «Зимние забавы», кубики с буквами, игрушечные санки, игрушка снеговик, маленькие пластмассовые лыжи, детские коньки; мяч, кусочки ваты, фигурки снеговиков для самооценки, конфеты для сюрпризного момента, белая скатерть (имитация сугроба).
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).
В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка:
– пропуск гласных и согласных букв;
– перестановка букв, лишние буквы;
– пропуск слогов, лишние слоги;
– замена гласных в ударном положении,
йотированных гласных;
– замена согласных: свистящих-шипящих, парных по
звонкости-глухости, сонорных, аффрикатов;
– обозначение твердости-мягкости согласных на
письме гласными;
– недописывание слов;
– замена слов, искажение слов;
– раздельное и слитное написание слов,
предлогов.
Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов. Чаще замена и смешение букв на письме не связана с дефектным произношением, поскольку коррекция звукопроизношения могла быть проведена в дошкольном возрасте.
Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.
Для решения выше изложенных задач были применены следующие виды работ:
- Дифференциация парных согласных по глухости-звонкости (вставить пропущенные буквы в стихотворении).
- Развитие слуховой памяти (вспомнить, о чем говорилось в стихотворении).
- Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (найти отличия между картинками и вслух определить место расположения).
- Развитие языкового анализа и синтеза (выделение первого звука в слове, составление нового слова из выделенных звуков).
- Развитие зрительного внимания (найти нужные слова на фоне «зашумленности» другими словами).
- Развитие лексического словаря.
В результате проведения коррекционных занятий количество дисграфических ошибок значительно уменьшается. Ученики умеют определять количество звуков и слогов в слове, их последовательность. Так же умеют определять количество слов в предложении, что положительно сказывается при написании слов с предлогами. Благодаря заданиям на развитие языкового анализа и синтеза развиваются такие высшие психические функции, как мышление, память и внимание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Л: Здравствуйте.
У: Здравствуйте.
Л: Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии. Сядет тот, кого я тихо назову по имени. (Ученики внимательно слушают, услышав свое имя тихо садятся.)
II. Актуализация знаний
Л: Начнем наше занятие со стихотворения, но случилось несчастье, ветром буквы сдуло. Помогите прочитать, вставьте нужные буквы. СЛАЙД
Ученики по очереди читают предложения, вставляя пропущенные буквы. На доске появляется стихотворение.
Все бело, бело, бело,
Снегом землю замело
Вот веселые деньки
Все на лыжи и коньки.
Л: Ребята объясните, какие буквы вставляли, чем отличаются друг от друга эти буквы?
У: Парные согласные. Отличаются по глухости и звонкости.
Л: Назовите глухие согласные? В чем особенность произношения глухих согласных?
У: Ф, П,Т, С, Ш, К. При произношении голос не участвует.
III. Ведение в тему
Л: Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать картину. Вспомните стихотворение и скажите, на какую тему будет наша картина?
У: Зима, зимние игры.
Л: Хорошо. Но картина эта будет волшебная, рисовать мы ее будем не красками, не карандашами и даже не фломастером. Как вы думаете, чем же мы будем рисовать?
Дети предлагают свои варианты.
Л: Персонажами картины будете вы сами. Но сначала нам нужно дать название и определить, что же будет нарисовано. Для этого вспомним, о чем было стихотворение?
У: Снег, лыжи, коньки.
Л: Катание на коньках, лыжах, санках – это весело?
У: Да.
Л: Мы можем назвать все это забавами?
Ответы учеников.
Л: В какое время года мы так забавляемся?
У: Зимой.
Л: Значит какие это забавы?
У: Зимние.
Л: Как называется картина?
У: Зимние забавы.
Л: Молодцы!
СЛАЙД
IV. Развитие пространственной ориентировки
Л: Сейчас мы поиграем в игру с названием «Зимние забавы»
Внимательно рассмотрите верхнюю и нижнюю картинки. Найдите 12 отличий. При нахождении отличий в правой половине мы построим первого персонажа нашей картины. Вы должны не сходя со своего места объяснить, чем отличаются рисунки, применяя слова: вверху, внизу, справа, слева, между, около, рядом, под, над.
Ответы учеников.
Л: Какой персонаж получился?
У: Снеговик.
Л: А сейчас мы будем лепить снеговика. Выйдите все в круг, слушайте и повторяйте за мной.
Физминутка
Лепим снежок
Раз, два, три, четыре, (Хлопать в ладоши: попеременно то правая, то левая рука сверху.)
Мы снежки весь день лепили. (Имитировать лепку снежков.)
Мы бросали их, ловили, (Соответствующие движения.)
Бабу снежную лепили.
Ох, устали! Отдохнём, (Движение рукой по лбу, как бы смахивая пот.)
И опять лепить начнём! (Махнуть рукой.)
V. Языковой анализ
Л: Сейчас мы будем определять второго персонажа нашей картины. Вам необходимо назвать первый звук в названии каждого предмета, запомнить этот звук, а потом соединить все звуки в слово.
Самовар – С Автобус – А Носорог – Н Кит – кь Игла – И |
САНКИ |
Л: А что мы делаем зимой с санками?
Ответы учеников.
Л: Итак, второй персонаж будет кататься на санках. Что нужно знать, для того чтобы не простудится катаясь на санках?
Ответы учеников.
Л: Сейчас мы проверим, умеете ли вы правильно дышать.
Дыхательная гимнастика
Л: Чтобы кататься на санках, нам нужна горка. Давайте сделаем ее. Снег нужно собрать в сугроб. Перед вами снежинки (комочки ваты), вам нужно с помощью воздушной струи собрать их в сугроб. Внимание: вдох животиком, плечи не поднимаются, при выдохе щеки не надуваются.
Ученики выполняют.
VI. Языковой анализ и синтез
Л: Что будет делать третий персонаж, мы узнаем, если правильно соберем слово из букв. (кубики с буквами Н, К, К, И, Ь, О) (Коньки)
Л: Что будет делать герой с коньками?
Ответы учеников.
Л: Определите сколько в слове коньки звуков?
У: 5
Л: Назовите третий звук в слове коньки?
У: Нь
Л: Звук который стоит после звука Кь.
У: И.
Л: Ну, а чтобы узнать, что будет делать четвертый персонаж, мы должны найти в таблице то слово, которое повторяется 3 раза, это будет наша подсказка. Смотреть надо по горизонтали, вертикали и диагонали.
Ученики по таблице находят слова.
У: Лыжи.
VII. Развитие лексического словаря
Л: Теперь поиграем с моим снежком.
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Л: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель... (метёт).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят,
кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Л: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы?
Упражнение «Без чего не бывает зимы?»
Л: Вы на мой вопрос по очереди будете отвечать:
«Не бывает зимы без... (снега, сосулек, санок, горки,…)».
Л: Молодцы! Хорошо поработали. Немного отдохнем.
САМОМАССАЖ под спокойную музыку.
Вверх, вниз, вверх, вниз
это скажем не каприз. Наклоны головой вверх, вниз.
Вправо, влево, вправо,
влево делаю я все умело. Повороты головой влево, вправо.
Покивать по сторонам
Нужно нам, так нужно нам. Кивки головой.
И Незнайками побыть
Плечи вверх и опустить. Движения плечами вверх, вниз.
Вперед, назад, вперед, назад,
Все дела пойдут на лад.
Ручки растираем
и разогреваем, Ладони растираем, хлопаем.
И лицо теплом своим
Все мы умываем. Имитация умывания.
Грабельки смывают
Все плохие мысли, 4 пальчика над бровями.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро, быстро. Растираем пальцами уши.
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим
Пальцами на щечки. Кончиками пальцев постукиваем по щекам.
Щеки растираем
Чтобы надувались. Растираем щеки руками.
Губы разминаем Пощипываем
Чтобы улыбались
Тянем подбородок и его щипаем. 4 пальца от подбородка вниз.
А потом по шейке
Ручками стекаем. Растираем ладонями шею.
– Молодцы!
VIII. Подведение итогов
Л: Вспоминайте, какие персонажи в нашей картине?
(Ответы учеников, распределение ролей)
Четверо из вас будут персонажами, а пятый
художником. Художник должен расставить героев
точно так, как я говорю, а затем мы сравним вашу
волшебную картину с моей картиной. Художник
внимательно слушает инструкции и ставит
соответственно персонаж.
Л: Итак, внимание:
Ребенок на коньках слева, он повернут в
правую сторону, левая рука вперед, правая назад,
правая нога согнута в колене и отведена назад.
Ребенок с санками справа от ребенка на
коньках. Он стоит спиной, голова повернута
налево, левая рука отведена в левую сторону, в
правой он держит санки.
Снеговик стоит за ребенком на коньках, на
один шаг левее. Руки снеговика подняты вверх.
Ребенок на лыжах стоит на два шага сзади
ребенка с санками. Он едет влево, ноги согнуты в
коленях, правая рука вперед, левая назад.
Логопед открывает картину, и художник сравнивает «волшебную картину» с оригиналом.
IX. Рефлексия
Л: О каком времени года мы сегодня говорили? Что мы делали для того, чтобы узнать персонажей нашей картины? Что было легче, что тяжелее? Получилась ли у нас картина? Что не получилось и почему?
Ответы учеников.
X. Самооценка
Л: Ребята перед вами фигурки снеговиков, а на доске рисунок горки. Оцените себя и поставьте своего снеговика на ту ступеньку горки, на которую считаете нужной. Чем выше Ваш снеговик, тем лучше у Вас получалось работать на уроке.
Ученики оценивают себя, комментируют свое решение.
Л: Молодцы, вы себя оценили, а теперь я скажу, согласна ли я с вами. (Логопед объясняет, кто как работал на уроке).
XI. Сюрпризный момент
Л: Посмотрите, на окне вырос сугроб (конфеты накрыты белой скатертью), и не простой, а волшебный. Все снежинки это конфеты. Благодарю вас за урок и угощаю вас конфетами.
Ученики получают конфеты, благодарят за урок и прощаются.
В подготовке к открытому уроку была использована методическая база:
http://www.uchportal.ru
http://www.logoped.ru/
http://logoped18.ru/
Приложение
Фигурка снеговика для самооценки