Индивидуальное занятие в средней группе "Снежные комочки"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука [с].

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные – развивающие:

  • развивать фонематический слух, физиологическое дыхание;
  • развивать слухомоторную координацию;
  • закреплять навыки звукобуквенного анализа;
  • расширять и обогащать словарь признаков и действий;
  • формировать грамматический строй: Им. падеж сущ. ед. и мн. числа;
  • развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук);
  • развивать зрительное восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

  • формировать активность и самостоятельность в непосредственной образовательной деятельности;
  • прививать внимание к красивой и правильной речи;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Миска со снегом, салфетки, “бумажные комочки” с заданиями, детское ведерко, бубен, карточки-схемы звука [с], карточка с изображением “веселого язычка”, диск с музыкальным сопровождением, мольберт, компьютер, леденец.

Предварительная работа. Во время прогулки рассмотреть постройки из снега, вспомнить художественную литературу, любование снегопадом.

Ход занятия

I. Организационный момент, психологический настрой.

– Здравствуй, скажи какое у тебя настроение?
– У меня тоже прекрасное, радостное настроение. Предлагаю тебе поиграть в интересные, занимательные игры.
Что это? (Снег, занести его в миске, рассмотреть, потрогать.)
Какой он? (Белый, холодный, настоящий, хрупкий, липкий, пушистый.)
Что можно из него слепить? (Снежки, снеговика.)
Как назвать снег ласково? (Снежок.)

– Снежок в руку я возьму,
И в комочек превращу.

(Из снега катаем снежок; возьми, вытри руки салфеткой.)

– Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рада.
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.

II. Основная часть.

– Предлагаю наполнить ведерко комочками, чем больше соберем их, тем интереснее и увлекательнее наша игра.
– Что изображено на комочке? (“Язычок”.)
– Играем с язычком.

  • Артикуляционные упражнения.

– Лопатка;
– Заборчик;
– Хоботок;
– Часики;
– Загнать мяч в ворота;
– Блинчики;
– Маляр.
– Что нарисовано на комочке? (“Ветерок”.)

  • Игра “Подуем на снежинки”.

– Послушай, я загадаю тебе загадку, разгадай ее.

Белая звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (Снежинка.)

Инструкция: дуем на снежинку, плечики не поднимаем, щечки не надуваем, спинка прямая, воздушная струя сильная, холодная.

– Что нарисовано здесь? (Рука.)

  • Пальчиковые игра “Погреем ручки”.

– Ох, что-то холодно стало! Погреем ручки.

Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем (дуем)
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.

– Что изображено на 4 комочке? Назови (“ухо”).

  • Игра “Запомни, повтори”.

– “Комочек” предлагает игру “Запомни, повтори”, будь внимательна.

Са-со-су; сы-са-сы-са;
Со-сы-са; со-сы-со-сы;
Су-са-сы; са-со-са-со;

– С каким звуком мы играли? расскажи о нем.

  • Характеристика звука [с]– согласный, твердый, свистящий, глухой.
  • Игра “Назови слова со звуком [с]”.

– Я вспомнила такие слова на звук [с]: самолет, Света, снеговик. Назови слова на данный звук.

  • Повторение чистоговорок.

– Необходимо потренировать язычок, чтобы он говорил четко, красиво наш звук, а помогут нам в этом чистоговорки и бубен (встать в центре комнаты отстукивать ритм).

Са-са-са – у норы сидит лиса;
Со-со-со – покатилось колесо;
Су-су-су – серый волк живет в лесу;
Сы-сы-сы – прилетели две осы.

  • Игра “Поймай звук”.

Выходи из-за стола, поиграем в другую игру. Хлопни, когда в слове услышишь звук [с].

Самолет, самокат, сад, сом, дом, ком, Соня, стол.
– Мы немножко отдохнем.

  • Физкультминутка. Речь и движение. (Включить диск с детскими песенками, выполнять движения по ходу текста песни.)

– Выполняй движения вместе со мной.

  • Игра “Один – много” (использование компьютера).

– Посмотри, комочек “прыгнул” на компьютер; он показывает один предмет, а ты назови много предметов.

Сумка-сумки; сосна-сосны; совок-совки; оса-осы; стакан-стаканы, снеговик-снеговики.

  • Игра “Назови, где живет звук?” (Мольберт.)

– Произнеси и определи, где живет звук?

(В начале слова: собака, стакан, самолет, снеговик.)

  • Автоматизация звука [с] в предложениях.

– Возьми последний комочек; необходимо составить красивые предложения из слов.

Санки, дети. (Дети катаются на санках.)

Света, салат. (Света съела салат.)

Снег, белый. (Кружиться белый снег.)

III. Итог занятия.

– С каким звуком играли?
– Какие игры тебе запомнились?
– Вот мы и набрали полное ведерко “комочков”.
– Какое у тебя сейчас настроение? “Бумажный” комочек превращается в настоящий с подарком.
– У тебя были “бумажные”, тебя благодарю и дарю этот “комочек – сюрприз”.

Литература:

  1. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  2. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.СПб.: “Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
  3. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  4. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно С, З, Ц: Логопедический альбом. – М.: “Издательство “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2002.