Цель: автоматизация звука [с].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях.Коррекционные – развивающие:
- развивать фонематический слух, физиологическое дыхание;
- развивать слухомоторную координацию;
- закреплять навыки звукобуквенного анализа;
- расширять и обогащать словарь признаков и действий;
- формировать грамматический строй: Им. падеж сущ. ед. и мн. числа;
- развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук);
- развивать зрительное восприятие, память, внимание.
Воспитательные:
- формировать активность и самостоятельность в непосредственной образовательной деятельности;
- прививать внимание к красивой и правильной речи;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Миска со снегом, салфетки, “бумажные комочки” с заданиями, детское ведерко, бубен, карточки-схемы звука [с], карточка с изображением “веселого язычка”, диск с музыкальным сопровождением, мольберт, компьютер, леденец.
Предварительная работа. Во время прогулки рассмотреть постройки из снега, вспомнить художественную литературу, любование снегопадом.
Ход занятия
I. Организационный момент, психологический настрой.
– Здравствуй, скажи какое у тебя настроение?
– У меня тоже прекрасное, радостное настроение. Предлагаю тебе поиграть в
интересные, занимательные игры.
– Что это? (Снег, занести его в миске, рассмотреть, потрогать.)
– Какой он? (Белый, холодный, настоящий, хрупкий, липкий, пушистый.)
– Что можно из него слепить? (Снежки, снеговика.)
– Как назвать снег ласково? (Снежок.)
– Снежок в руку я возьму,
И в комочек превращу.
(Из снега катаем снежок; возьми, вытри руки салфеткой.)
– Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рада.
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
II. Основная часть.
– Предлагаю наполнить ведерко комочками, чем больше соберем их, тем
интереснее и увлекательнее наша игра.
– Что изображено на комочке? (“Язычок”.)
– Играем с язычком.
- Артикуляционные упражнения.
– Лопатка;
– Заборчик;
– Хоботок;
– Часики;
– Загнать мяч в ворота;
– Блинчики;
– Маляр.
– Что нарисовано на комочке? (“Ветерок”.)
- Игра “Подуем на снежинки”.
– Послушай, я загадаю тебе загадку, разгадай ее.
Белая звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (Снежинка.)
Инструкция: дуем на снежинку, плечики не поднимаем, щечки не надуваем, спинка прямая, воздушная струя сильная, холодная.
– Что нарисовано здесь? (Рука.)
- Пальчиковые игра “Погреем ручки”.
– Ох, что-то холодно стало! Погреем ручки.
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем (дуем)
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
– Что изображено на 4 комочке? Назови (“ухо”).
- Игра “Запомни, повтори”.
– “Комочек” предлагает игру “Запомни, повтори”, будь внимательна.
Са-со-су; сы-са-сы-са;
Со-сы-са; со-сы-со-сы;
Су-са-сы; са-со-са-со;
– С каким звуком мы играли? расскажи о нем.
- Характеристика звука [с]–
– Я вспомнила такие слова на звук [с]: самолет, Света, снеговик. Назови слова на данный звук.
- Повторение чистоговорок.
– Необходимо потренировать язычок, чтобы он говорил четко, красиво наш звук, а помогут нам в этом чистоговорки и бубен (встать в центре комнаты отстукивать ритм).
Са-са-са – у норы сидит лиса;
Со-со-со – покатилось колесо;
Су-су-су – серый волк живет в лесу;
Сы-сы-сы – прилетели две осы.
- Игра “Поймай звук
– Выходи из-за стола, поиграем в другую игру. Хлопни, когда в слове услышишь звук [с].
Самолет, самокат, сад, сом, дом, ком, Соня, стол.
– Мы немножко отдохнем.
- Физкультминутка
– Выполняй движения вместе со мной.
- Игра “Один – много”
– Посмотри, комочек “прыгнул” на компьютер; он показывает один предмет, а ты назови много предметов.
Сумка-сумки; сосна-сосны; совок-совки; оса-осы; стакан-стаканы, снеговик-снеговики.
- Игра “Назови, где живет звук?”
– Произнеси и определи, где живет звук?
(В начале слова: собака, стакан, самолет, снеговик.)
- Автоматизация звука [с] в предложениях.
– Возьми последний комочек; необходимо составить красивые предложения из слов.
Санки, дети. (Дети катаются на санках.)
Света, салат. (Света съела салат.)
Снег, белый. (Кружиться белый снег.)
III. Итог занятия.
– С каким звуком играли?
– Какие игры тебе запомнились?
– Вот мы и набрали полное ведерко “комочков”.
– Какое у тебя сейчас настроение? “Бумажный” комочек превращается в настоящий с
подарком.
– У тебя были “бумажные”, тебя благодарю и дарю этот “комочек – сюрприз”.
Литература:
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.СПб.: “Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
- Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
- Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно С, З, Ц: Логопедический альбом. – М.: “Издательство “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2002.