Цель урока: Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения 3.
Задачи:
– совершенствовать умение решать задачи, анализировать и делать выводы;
– развивать вычислительные навыки, логическое мышление, воображение, внимание,
память.
– воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Учебник “Математика”, 3 кл. (Моро М. И.).
- Ребусы с числом 3.
- Презентация (задания для устного счёта, таблица для сверки ответов, изображения сказочных героев).
- Таблица умножения.
- Цветные кружки (жёлтый, зелёный, красный) для рефлексии.
План урока:
- Организационный момент
- Определение темы урока.
- Умственная разминка.
- Минутка чистописания
- Работа над новым материалом.
- Физкультминутка.
- Закрепление. Решение задач.
- Самостоятельная работа по материалам учебника. Взаимопроверка.
- Занимательные развивающие задания.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Садитесь, ребята, начинаем работать. |
Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Психологический настрой на урок.
|
2. Определение темы урока. – Сегодня на урок к нам придут сказочные герои. Я начну сказку, а вы отгадайте, что это за сказка. “Три девицы под окном Пряли поздно вечерком... – Ребята, о каком числе говорится в сказке? – В каких сказках мы еще встречаем число 3? – Правильно, вот какое сказочное число 3. Догадались ли вы, ребята, на какое число мы сегодня будем составлять таблицу умножения и деления. |
– А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”. |
Умение анализировать, делать выводы. |
3. Умственная разминка.
Как всегда в начале урока – умственная разминка. Здесь нам часто будет встречаться цифра 3. 1. Задача на логическое мышление. а. При встрече 3 товарища пожали друг другу руку. Сколько было
рукопожатий? |
Фронтальный опрос с выведением результатов на экран. | Задания на развитие логического мышления. Использование мультимедийного проектора. |
2. Задачи с тройками: 1. Вырази число 0 четырьмя тройками и одним математическим знаком.
Это длинная запись примера. А кто знает, как сделать эту запись короче? |
– 3. – 30 км 0 = 33 – 33 – Заменить сложение одинаковых слагаемых произведением чисел – 3х5 = 15 |
Решение проблемных ситуаций. Презентация. Слайды 1–3 |
3. Распредели на 2 группы следующие числа: 1, 13, 2, 23, 3, 33, 4, 43, 5, 53, 6, 63, 7, 73. Какая цифра повторяется чаще всего? |
Однозначные – 1, 2, 3,4, 5, 6, 7 Двузначные – 13, 23, 33, 43, 53, 63,
73. |
Повторение пройденного. |
4. Минутка чистописания. Пишем минутку чистописания– (учитель пишет на доске) 3 33 3 33 |
Ребята записывают в тетради. | Отработка каллиграфических навыков. |
5. Работа по теме урока. Ребята, продолжаем путешествие в сказку. Три поросёнка пригласили на праздник 7 гостей. Ответьте на вопрос: Сколько всего на празднике присутствовало сказочных героев? Как узнали? Для присутствующих на празднике приготовили яблоки. На каждой тарелке
лежало по 3 яблока. Как вы узнали? Давайте запишем. Мы составили таблицу умножения числа 3. А теперь, работая в парах, вы составите таблицу деления на 3. Давайте проверим, что у вас получилось. Смотрим на экран. У кого нет ошибок – поднимите зелёный кружок, у кого 1–2 ошибки – жёлтый, у кого больше ошибок – красный. |
–10. -3 + 7 = 10 3 х 1 = 3 Дети записывают таблицу умножения на 3 с комментированием. Дети составляют таблицу деления на 3. Дети поднимают кружки соответствующих цветов. |
Сказочные герои – Красная Шапочка, Винни-Пух, Пятачок, Золушка, Незнайка, Буратино, Мальвина. Слайд 4–5 Работа в парах. Сверка ответов (презентация). Слайд 6. |
6. Физкультминутка. Проводит ученик. |
Шли по крыше три кота, Три кота Василия.(ходьба) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднятие рук) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание, голова вверх и вниз) И сказали три кота: Красота! Красота! (Хлопки в ладоши) |
|
7. Закрепление. Решение задач. (Решение задач в стихах.) А сейчас для вас сказочные герои приготовили задачи в стихах на умножение и деление. Если будем испытывать затруднение, то обратимся к таблице умножения на доске. Решение мы будем записывать на доске и в тетради. |
Решают задачи. | Коллективная и индивидуальная работа. Таблица умножения вывешивается на доску. |
1. Двадцать одно слово учитель продиктовал. 2.
3.
|
21 : 3 = 7 9 : 3 = 3 5 х 3 = 15 |
|
Как вы узнали? Мы же только составили таблицу умножения 3-х? 4.
5.
|
Дети отвечают: “От перестановки множителей произведение не изменяется”. 18 : 3 = 6 3 х 4 = 12 |
|
8. Самостоятельная работа по материалам учебника. А сейчас откройте учебник на с.90, найдите
№1. Здесь нужно сравнить выражения. |
Дети читают задания и выполняют в тетради. |
Взаимопроверка. |
9. Занимательные развивающие задания. Знайка из Цветочного города не смог к нам прийти на урок, но он прислал нам занимательные задания. Попробуем справиться. 1. Вместо многоточия вставьте необходимые числа: Прочитайте, какая запись получилась? 2. Ребусы. |
Ответ: 3 х 4 = 12 (трико) (трио) (витрина) (стриж) |
Развивающие технологии. Слайды 7–8 |
10. Домашнее задание. Наш урок подходит к концу. Запишем в дневник домашнее задание. 1. Выучить таблицу умножения числа 3 и соответствующие случаи деления. 2. С.90 №4 –для ребят, которые могут справиться со сложным заданием. Для остальных – с.90 № 5. |
Дети записывают задание в дневник. | Дифференцированное домашнее задание. |
11. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? Кому на уроке было интересно, поднимите
зелёный кружок. |
Дети отвечают на вопросы, поднимают кружки. | Рефлексия. |
Наглядные пособия, которые были использованы на данном уроке, способствовали формированию знаний, умений и навыков, развивали логику, мышление, внимание, смекалку у ребят, повышали интерес к изучаемому материалу, активизировали работу учащихся на уроке.