Стратегическим направлением в преподавании русского языка является обогащение словарного запаса учащихся, к сожалению, на современном этапе развития общества в силу различных объективных причин происходит спад интереса к чтению любой литературы школьниками вообще и к чтению литературы культурного запроса в частности, что отражается на их речевом развитии. Именно поэтому данная проблема особенно актуальна сейчас.
Современные ученые-методисты, опираясь на лучшие методические традиции, предлагают сделать упор на интеграцию уроков русского языка и литературы. Так Е.С.Антонова, учитывая сложившуюся на современном этапе ситуацию, предлагает искать эффективные методики «помогающие успешно соединить педагогическую необходимость и реальность не читающего поколения» [Антонова 2007: 149].
Содержанием словарной работы является организация работы над семантизацией слова и его актуализацией. Немаловажным фактором является и отбор языкового материала. Можно утверждать, что, основываясь на традиционной парадигме обучения и привлекая в качестве дидактического материала лучшие образцы художественных произведений, удастся должным образом организовать словарную работу. Включение текста художественной литературы в урок русского языка, конечно, не может быть механическим, для этого необходимо создание определенной языковой ситуации, именно поэтому целесообразно планировать упражнения на уроках русского языка синхронно с изучением тех или иных литературных произведений.
Прекрасным дидактическим материалом для лингвистического анализа текста, обогащения словарного запаса учащихся является памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», изучаемый в I четверти 9 класса.
Включение в качестве дидактического материала текста (перевода) памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» позволяет организовать работу по многим разделам языка, но особенно интересной представляется работа по обогащению словарного запаса школьников.
Представленные упражнения направлены на закрепление в памяти учащихся смысла семантизированных слов и на развитие умения употреблять эти слова в собственной речи.
Конечно, работа над пополнением словаря должна проводиться преимущественно с точки зрения словоупотребления, а «Слово…» представляет обширный материал для работы над устаревшей лексикой, которая относится к пассивному словарю. Но очевидно, что правильное толкование устаревших слов крайне важно для восприятия художественных и исторических текстов школьниками, так как полноценное постижение русской художественной литературы невозможно без осмысленного восприятия каждого слова.
Упражнения, направленные на семантизацию слов
«Растолкуй-ка»
Методика проведения: учащемуся предлагается составить словарную статью к выделенному слову, используя контекст. Например:
Задание: Составьте словарную статью, к выделенным словам.
Если б ты привел на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук,–
Продавали б девок по ногате,
А рабов – по резани на круг.
«Толмач»
Методика проведения: учащимся предлагается заполнить таблицу, используя предложенные слова. Например:
Задание: Заполните таблицу, используя устаревшие слова борзый, оратай, резань, объясняя их значение и подбирая синоним.
Устаревшее слово | Толкование | Синоним |
«Кроссворд»
Методика проведения: учащимся предлагается решить кроссворд, т.е. определить по толкованию слово. Например:
Задание: Решите кроссворд.
1. С | |||||||||
2. | Л | ||||||||
3. | О | ||||||||
4. | В | ||||||||
5. О |
1. Старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью
2. Футляр, сумка для стрел
3. Добро, счастье, благополучие
4. Удивительный, чудесный
5. Пахарь.
Ответы: 1. Секира 2. Колчан 3. Благо 4. Дивный 5. Оратай.
Упражнения, направленные на активизацию слов
«Составь словосочетание»
Методика проведения: учащимся предлагается составить словосочетания по схеме, используя предложенные устаревшие слова. Например:
Задание: Составьте словосочетание по схеме сущх.+ прил., используя данные слова:
Ратный, щит, борзый, сон, храбрый, град, конь, вещий, дивный, витязь, червленый, дух.
«Лингвистический пазл»
Методика проведения: учащимся предлагается восстановить предложение. Например:
Задание: Восстановите предложения в первоначальном виде.
1. Луки, наточены, их, колчаны, позолочены, натянуты, отворены, сабли, их, шеломы.
Исходный текст:
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
2. В, щиты, брешет, дико, ночном, лисица, червленые, на, сумраке…
Исходный текст:
На щиты червленые лисица
Дико брешет в сумраке ночном...
«В теме»
Методика проведения: учащимся предлагается группа слов, из которых выбираются слова, относящиеся к вооружению русского воина. Например:
Задание: Выберите из предложенных слов те, которые относятся к вооружению древнерусского воина.
Волость, шелом, оратай, рать, секира, резань, колчан, епанча, гоголь, меч, хоругвь, саван, лук.
Упражнения повышенной сложности
В профильных классах или хорошо подготовленных классах можно использовать упражнения повышенной трудности, которые связаны с различными разделами русского языка и этимологией слов, например, такого характера:
«Объясни-ка»
Методика проведения: учащимся предлагается определить лексическое значение фразеологизма и назвать первоначальную сферу употребления.
Задание: объясните лексическое значение фразеологизма и первоначальную сферу употребления.
Попасть впросак.
Вариант: подобрать синонимичные фразеологизмы.
«Компас»
Методика проведения: учащимся предлагается составить лексическую парадигму слова по схеме.
Задание: Заполните лексическую парадигму, насколько это возможно.
север |
||
запад |
Слово: |
восток |
родственные |
«Сыщик»
Методика проведения: учащимся предлагается отыскать слова, соответствующие предложенным требованиям. Например:
Задание: Прочитайте, выпишите из предложенных слов теонимы.
Игорь, Велес, Киев, Чернигов, Хорс, Боян, Днепр.
Вариант: антропонимы, топонимы, фитонимы и т.д.
Разработанная система упражнений на основе текста «Слова о полку Игореве» позволяет учащимся пополнить и активизировать личный словарный запас, что должно всемерно способствовать подъему учащихся на новый уровень овладения языком.
Таким образом, знание устаревшей лексики русского языка есть необходимое условие для получения качественного языкового и литературного образования современными школьниками и формирования развитой языковой личности, что особенно актуально для выпускников 9 классов, которым предстоит в ходе государственной итоговой аттестации продемонстрировать свои знания и умения, полученные за весь предыдущий период обучения.
1. Слово о полку Игореве. Пер. Н.Заболоцкого
[Электронный ресурс] – http://www.magister.msk.ru
2. Антонова Е.С. Методика преподавания
русского языка: коммуникативно-деятельностный
подход: учеб. пособие [Текст]/ Е.С.Антонова.– М.:
КНОРУС, 2007. – 335 с.
3. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания
русского языка [Текст]/ под ред. проф. М.Т.Баранова.
– М.: Академия, 2000. – 368 с.
4. Богданова Г.А. Обучение русскому языку в 5-6
классах [Текст]/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение,
1987. – 208 с.