Основные цели:
- Расширить и уточнить представление детей о дожде.
- Объяснить причины его возникновения.
- Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных
Оборудование:
- Проектор и ноутбук.
- Музыка дождя
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Солнечная система» (возможен электронный вариант)
- Чайник, блюдце, перчатки.
- Фотографии дождя.
- Материалы для аппликации.
- Капельки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Луна
и звезды.)
– Вам было интересно узнавать новое о Луне и
звездах?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
– С чего мы обычно начинаем работу на уроке окружающего мира? (Приложение 1. Слайд 1) (Сначала повторяем тему, которую изучали на прошлом уроке. )
Работа по схеме. (Слайд 2)
– Ближайшая к Земле звезда … (Солнце)
– Покажите Солнце на схеме.
– Все звезды – это огромные, пылающие … (шары)
– Звезды нам кажутся маленькими точками,
потому что они от Земли очень … (далеко).
– Луна движется вокруг … (Земли).
– Покажите Землю на схеме
– Что вы знаете о Луне.
– А может ли на Луне идти дождь?
– А почему?
– А на земле может идти дождь? (Слайд 3)
III. Проблемное объяснение нового материала
– Закройте глаза, положите голову на парту, прослушайте музыку и определите тему урока.
Звучит музыка дождя. (Слайд 4) Определяется тема урока. (Дождь).
– Почему идет дождь? (Слайд 5)
(При затруднении загадывается загадка)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил на крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождик).
– А что именно вам бы хотелось узнать о дожде? (Как
он идет? Откуда появляется? Из чего состоит?)
– Вы все видели дождь на улице. А хотите, чтобы
сейчас дождь пошел прямо у нас в классе? (Да, но
такого не может быть)
IV. Опыт
Достаю чайник.
– Ребята, что у меня в чайнике? (Вода)
Чайник с водой поставить на скамеечку,
включить.
Над паром поставить плоскость.
Соблюдать технику безопасности (посуда сильно
нагревается, можно получить ожог: обязательно
нужно надеть перчатки).
Подождать, пока с плоскости начнет капать вода.
– Ребята, мы с вами сейчас вызвали в классе
настоящий дождик. А теперь попытайтесь
объяснить, откуда появился дождик?
– Давайте разбираться, что произошло? (Чайник
нагрел воду, пошел пар. Пар поднялся вверх,
коснулся холодной поверхности, превратился в
капли, и когда капли стали большие, тяжелые, они
упали и пошел дождь.)
– Нарисуйте схему у себя на листах.
Ребята рисуют схему.
– А теперь посмотрим, как это происходит в
природе. В нашем чайнике была вода. Скажите, а в
природе есть вода?
– Мы с вами знаем, что на Земле много океанов и
морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж.
– Зачем мы включали чайник? (Чтобы нагреть
воду)
– А в природе что выполняет роль электричества?
(Солнце нагревает воду.) (Слайд 6)
– Что происходило с водой в чайнике, когда она
нагревалась? (Шел пар)
– А в природе вам приходилось видеть испарение
воды? (Утром видели туман над рекой)
– Но чаще всего пар прозрачен и невидим.
– Куда поднимается пар? (Вверх)
– Как вы думаете, наверху холодно? (Да)
– Почему вы так думаете? (На вершинах гор
всегда лежит снег)
– Что происходит с паром? (Он остывает и
превращается в воду.)
– Что происходит с капельками воды? (Они
тяжелеют и соединяются в больше темное облако –
тучу)
– Когда капли становятся слишком большими и
тяжелыми, начинается дождь. Мы с вами убедились в
этом собственными глазами. Когда вода прольется
на землю, через какое-то время она снова
испарится, превратится в тучу и снова пойдет
дождь. Это бесконечное движение по кругу в
природе никогда не прекращается. И называется
это явление – Круговорот воды в природе.
– А теперь сравните свои схемы с таблицей на
экране.
Проговаривание с закреплением во внешней речи.
– Теперь вы поняли, как появляется дождь? Кто попробует рассказать нам об этом?
V. Физминутка
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идет.
Дети делают массаж спины друг другу. Под музыку «Улыбка».
IV. Работа над темой урока
– Ребята, дождь всегда одинаковый или бывает
разным? А каким может быть дождик?
– Рассмотрим фотографии и попробуем определить,
каким бывает дождь. (Слайд 7)
Ситничек – мелкий, как сито дождик. (Слайд 8)
Косохлест – это … (Слайд 9)
Ливень – это…
– Какой бывает дождь? (Слайд 10)
Горячий
Зеленый
Сладкий
Сильный
Проливной
Пестрый
Моросящий
Широкий
– Давайте проверим. Называйте лишние слова по порядку сверху вниз. Проверьте, у кого получилось так, как у меня?
VII. Включение в систему знаний. (Слайд 11)
– Дождь приносит пользу или вред? (Необходим для жизни растений.)
VIII. Закрепление
Составление аппликации «Круговорот воды в природе»
– А какого звена нам не хватает? (Капель дождя.)
IX. Рефлексия
– Вам понравился урок? Если понравился, то
нарисуйте веселые капли. Если нет – то грустные.
– А теперь этими капельками дополним нашу схему.
– Мне тоже понравилась ваша работа, вы молодцы!