Задачи:
коррекционно-образовательные:
- дифференциация звуков [р-л] в словах, предложениях;
- совершенствовать у детей навыки звукового анализа и синтеза слов, предложений;
- упражнять детей в навыках чтения и печатания;
- продолжать учить детей делить слова на слоги и составлять слова из слогов;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей память, внимание, словесно-логическое мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня нам на сайт детского сада пришло письмо. Посмотрите внимательно, что вы видите? (слайд 1) Да, это Незнайка отправился в космос на ракете. Незнайке надо помочь добраться до Луны. На его пути будут встречаться разные задания, которые ему нужно помочь выполнить. Ну что поможем Незнайке?
2. Объявление темы.
- Чтобы Незнайке лететь дальше нам надо помочь ему назвать первые звуки в словах: ракета, луна. (слайд 2) (звуки [р-л])
- Чем похожи звуки [р-л]? (согласные, звонкие, твёрдые, обозначаются синим цветом; есть братики звуки [р'-л'] – мягкие, обозначаются зелёным цветом)
- Чем различаются?
- Молодцы! Сегодня в полёте мы ещё будем учиться различать звуки [р-л].
3. Дидактическое упражнение “Скажи наоборот”.
- В следующем задании Незнайка предлагает поиграть в игру “Скажи наоборот”. Я буду называть слог со звуком [р], а вы мне со звуком [л] и наоборот. Будьте внимательны! (слайд 3)
- Ра – ла
- Ро – ло
- Ру – лу
- Ры – ла
- Ла – ра
- Ло – ро
- Лу – ру
- Лы – ры
- Ар – ал
- Ал – ар
- Ор – ол
- Ол – ор
- Ур – ул
- Ул – ур
- Ил – ир
- Ир – ил
4. Дидактическое упражнение “Подарки”.
- Сейчас мы вместе с Незнайкой будем дарить картинки Луне и Ракете. Как вы думаете кому с каким звуком? Почему? (Луне со звуком [л], т. к. в слове луна первый звук [л]; а Ракете со звуком [р], т. к. в слове ракета первый звук [р]) (слайд 4)
5. Физ/минутка. (слайд 5)
(выполняется под музыку)
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер,
Плавать лучше всех на свете,
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать.
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты!
(С.В. Бойкова)
6. Дидактическое упражнение “Не ошибись!” (слайд 6)
- Нам надо помочь Незнайке правильно заполнить столбики с буквами р – л. Незнайка будет называть слова, если вы услышите в словах звуки [р – р’], то в столбик с буквой р напишете букву р и точно так же со звуками [л – л’] (печатание в тетрадях на 2 столбика р – л)
Игла, крот, голубь, улыбка, трактор, торт, тулуп, комар, луковица.
- Проверьте, правильно ли вы всё сделали. (слайд 7)
Л Р Л Л Р Р Р Л Р Л
7. Дидактическое упражнение “Найди ошибку”. (слайд 8)
- Дети, Незнайка, написал предложение. Но он сделал ошибки. Найдите их.
8. Итог. (слайд 9)
- Ребята, вот и заканчивается наше путешествие с Незнайкой.
- Скажите, в какие игры мы сегодня играли? Что вам понравилось больше всего? Почему? Было ли вам трудно?
- За то, что мы помогали Незнайке, он нам дарит мультфильм “Незнайка на Луне”, который мы посмотрим сегодня вечером.