Тема урока "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Закрепление пройденного об имени прилагательном, развитие умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  • Закрепление умения определять род,  число и падеж имён прилагательных.
  • Формирование навыков правописания  падежных и родовых окончаний  имён прилагательных.

Задачи:

  • Обучать правильному написанию падежных окончаний  имён прилагательных.
  • Учить наблюдать, сравнивать и делать вывод.
  • Закрепить знания об антонимах и синонимах.
  • Развивать память, внимание и грамотное написание.
  • Воспитание любви к природе и бережному отношению к ней.

Формирование УУД:

  • Определение темы и цели деятельности с помощью учителя.
  • Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.
  • Умение слушать и слышать речь других.
  • Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Умение сравнивать с эталоном. Анализировать, сравнивать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и  устанавливать    связь между  существительными  и прилагательными; правильно писать падежные окончания имён прилагательных; устанавливать аналоги.

Оборудование:

  • Индивидуальные карточки с текстом.
  • Аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Зима»
  • Аудиозапись музыки Вивальди «Зима».
  • Словарные картинки.
  • Компьютер, проектор, слайды.
  • Учебники.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Говорит: «Начнём урок!»

2. Актуализация знаний

– Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Очень занимательное –
Имя Прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая,
Красивая, любимая”,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы все отличным стало
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.

(Ответы детей)

– Сегодня мы закрепим знания по теме «Имя прилагательное».  (Приложение 1. Слайд 1)
– Посмотрим с вами, что мы знаем  хорошо, а над чем нам надо поработать.
– Как вы ответите на вопрос:
– Что дают  человеку знания по теме «имя прилагательное?» (Ответы детей)

(Слайд 2) Пояснения, что дают нам имена прилагательные.

3. Работа с карточками

– Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним и прочитайте его без прилагательных.
– Изменился текст? Каким он стал?
– Какую же роль играют имена прилагательные в речи? (Ответы детей)

4. Послушайте краткую историческую справку

Ученик: Уже в самом названии содержится намёк на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Этот грамматический термин имеет латинские корни. Дословный его перевод с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин переводится как «прибавленное», «приложенное».

– А, к какой части речи оно прибавляется?  (Ответы детей)

Вывод учителя:Итак, имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, могут передавать настроение, раскрывать отличительные особенности предмета. Если говорить образно, то это можно сравнить с ровной асфальтированной дорогой и летней лесной поляной, т.е., серое однообразие и обилие красок. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими оборотами нередко относятся к золотому фонду национального языка. Общепризнано, что русский язык необыкновенно богат эпитетами. И сегодня мы не раз в этом убедимся.

5. Работа в тетради

Чистописание: Зж зс зм (сочетание: заснежило, завьжило, замело)

6. Словарная работа

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы! (Cлайд 3. Зимний пейзаж)

– Такой предстала перед нами зима Пушкина.  А какой вы её представляете?
– Подберите подходящие по смыслу эпитеты к слову ЗИМА. Запишите три словосочетания. Зима (какая?) морозная, снежная, вьюжная, волшебная, чудесная,  сказочная зима, и т.д.      (Проверка)
Художник изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые снежинки. Выберите прилагательные, которые подходят к описанию первого СНЕГА. Запишите 3 словосочетания.

Имена прилагательные. (Слайд 4)

Весёлый, мягкий, колючий, великолепный, хрупкий, пушистый, блестящий, искристый, сверкающий, серый, яркий, вчерашний, изъеденный, лёгкий, липкий, мохнатый, талый, робкий, сильный, обильный, сильный.
Снег (какой?) мягкий, пушистый, лёгкий, робкий, весёлый, искристый, блестящий.

7. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.

Пушистый снег кружится в воздухе крупными хлопьями и устилает землю.

– Какие прилагательные может употреблять диктор телевидения в сводке погоды для описания снегопада? (Обильный, сильный. )

Разноуровневая самостоятельная работа

1 уровень

Самый первый снег … и … . Ложится он на … землю. Небо … , снежок … и … .

(Списать, вставить имена прилагательные)

Слова для справок: робкий, тихий, чёрную, серое, белый, лёгкий.

2 уровень

Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём.

(Списать, подчеркнуть имена прилагательные)

Проверка.

8. Вопросы:

Для чего нам нужны имена прилагательные?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяется имя прилагательное?
– С какой частью  речи оно связано и в чём?
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

9. Работа с текстом на карточках

Вставьте окончания имён прилагательных, согласуя их с существительными, с которыми они связаны. (Слайд 5. Текст с пропущенными окончаниями, а у детей  на карточках)
Комментированная проверка: определение рода, числа и падежа имён прилагательных. (Слайд 6. Сверка).
Разделите слова на три группы (Слайд 7)
(Проверка – Слайд 8)
– По какому признаку сгруппировали слова? (По родам)

10. Физкультминутка (проводдит ученик)

Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, поклонитесь,
Не ленитесь, улыбнитесь!
Гимнастика для рук.
Вот помощники мои

11. Работа с учебником. С.   Упр № 364     Выполняем упражнение по заданию. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа в грамматическом задании.

Вывод. Что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное»?

12. Творческое задание: поставьте в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные. (Слайд 9)

Здравствуй, солнце …!
Здравствуй, небо …!
Здравствуй, … ветерок!
Здравствуй, … дружок!
Мы живём в … краю,
Я вас всех приветствую!

Договорите слово: Имена прилагательные делают нашу устную речь …, а письменная речь становится …

13. Итог  

– Какой вид задания для вас был сложным? Лёгким?
– Какой вид работы понравился, вызвал интерес?
– Что закрепили  на уроке об имени прилагательном?
С какой частью речи оно согласуется и в чём?
– Какие задания понравились?
– Что помогло их выполнить?

14. Домашнее задание

(Слайд 10)

– Спасибо за урок. Вы молодцы!