Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия; выявление правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах вообще.
Задача: научиться аргументировать цитаты о доброте различных ученых, отвечать на различные вопросы о доброте, приводить свои примеры, освоить информацию о доброте.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Здравствуйте ребята! Сегодня у нас классный час на тему «Спешите делать добро». Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой: «Делать людям хорошо – хорошеть самому». Как вы понимаете слова: «хорошеть самому»? Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям? А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученица):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте;
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
– Спасибо. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо жить так каждому из нас.
– Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
– Доброе слово лечит, злое калечит.
– Злой не верит, что есть добрый.
– Добрая слава лежит, а худая бежит.
– Доброго чтут, а злого жалуют.
– Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
– Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. На доске вы видите различные цитаты ученых. Согласны ли вы с этими цитатами или нет? Аргументируйте свой ответ.
– «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
– «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека – римский философ)
– «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Н. Толстой)
– «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж. Руссо)
– «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Б. Паскаль)
– «Знания должны увеличиваться с добротой» (Ф. Искандер)
– Ребята, человек, который делает добро другим,
чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец –
несчастлив. И.С. Тургенев писал: «Себялюбие –
самоубийство. Себялюбивый человек засыхает,
словно одинокое дерево».
Верно, человек, который любит только себя,
который не имеет друзей, остается один, когда
приходят тяжелые жизненные испытания.
Ответьте на мои следующие вопросы:
- Каким делает человека доброта? (Обаятельным; красивым; человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах)
- Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других; добрый человек всегда учитывает интересы других людей).
- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей)
- Что вы сделали хорошего?
- Чем вы помогли людям?
– А теперь мы послушаем стихотворения и отрывки из стихотворений о доброте (учащиеся читают).
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
(И. Романов)
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.(А. Лесных)
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Хотя забываю о Зле.(Ю. Друнина)
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час.
Когда они другим необходимы!!!
(М. Лисянский)
– Подведем итог. Что вы нового узнали? Ребята, спешите делать добро!